С 10 сентября 2018 года расчёты по сделкам с американской валютой станут проводиться на следующий день после заключения сделки – по так называемой схеме Т+1, тогда как в настоящее время расчёты проводятся день в день по схеме Т+0. Правила установления официального курса доллара к тенге не претерпят изменений и останутся прежними. Как и раньше, официальный курс будет устанавливаться на основе среднебиржевого курса по итогам основой и дополнительной сессий.
Как объяснила abctv.kz заместитель председателя правления KASE Наталья Хорошевская, нововведение приведёт к тому, что ценообразование на бирже и ценообразование официального курса будет синхронизировано с датой применения официального курса. В настоящее время на KASE проводятся торги с тремя сроками расчётов: в день заключения сделки, на следующий день после заключения сделки и через два дня после заключения сделки. Курсообразующей является система расчёта в день заключения сделки (Т+0). Этот же курс становится официальным курсом Нацбанка на следующий рабочий день.
С 10 сентября будут внесены изменения в курсообразование, и курсообразующим станет инструмент, который торгуется с расчётом на следующий день. Сделки с долларом будут по-прежнему заключаться с тремя вариантами расчёта, однако основным станет Т+1, когда сделки будут заключаться сегодня, но расчёты по ним пройдут завтра, и тогда же курс станет официальным курсом Нацбанка.
Как видно в обеих схемах расчётов, курс доллара, определяемый на торгах сегодня, становится официальным на завтрашний день. Поэтому речь не идёт о кардинальном изменении курсообразования как таковом. Акцент переносится на объёмы торгов и на валютные позиции банков. Отложенные расчёты приведут к кратковременному "связыванию" тенговой ликвидности, поскольку банки будут осуществлять оплату назавтра и вряд ли смогут участвовать в новых торгах большими объёмами и тем самым поддерживать рост доллара, если обозначится тренд на ослабление тенге.
Таким образом, расчёты по доллару по Т+1 позволят опосредованно влиять на курс. Нацбанк будет видеть открытые валютные позиции банков на конец торгового дня и понимать, каким образом может открыться рынок завтра – с ценовым гэпом или же с понижающей динамикой. У регулятора появляется возможность прогнозировать ликвидность банков второго уровня на утренних валютных торгах и оперативно принимать решение о своевременности валютных интервенций.
В свою очередь Наталья Хорошевская отмечает, что изменения по расчётам интересны с двух позиций. Во-первых, это мировой стандарт – так в основном работает мировой валютный рынок, во-вторых, местный рынок, помимо синхронизации курсов, получит возможность прогнозировать потоки на завтра, поскольку завтрашний курс будет определён сегодняшними торгами.
"Волатильность на валютном рынке будет несколько меньшей, исходя из того, что курс будет более управляем. Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, – это недавний запуск Нацбанком проекта с Clearstream, когда расчёты по государственным ценным бумагам (ГЦБ) стали доступны в международной расчётной системе", – обращает внимание эксперт. И поясняет, что все международные расчётные системы, как правило, работают в режиме расчётов на следующий день (Т+1) и через два дня (Т+2).
У Нацбанка с KASE есть планы перенести торги и расчёты по ГЦБ к принятому стандарту Т+2.
"Для этих планов курсообразование по Т+1 будет очень удобным. Условно говоря, инвестор сегодня заключает сделку, она рассчитается через два дня, и под эту сделку инвестор уже сегодня может купить иностранную валюту, когда конвертация и поставка валюты произойдет на завтрашний день. Участник может алацировать деньги под уже заключённые сделки. Сегодня рассчитаться за купленные ГЦБ нужно обязательно по курсу, который сложился на конец торгового дня. Для иностранных инвесторов это достаточно тяжело", – комментирует представитель KASE.
В то же время г-жа Хорошевская не считает расчеты по Т+1 инструментом для Нацбанка по дополнительному отслеживанию ликвидности, скорее это инструмент для самих банков, чтобы лучше управлять своей ликвидностью:
"Это инструмент управления ликвидностью, который не привязан к каким-то сиюминутным движениям курса. Это логичный шаг вперёд, если мы делаем ГЦБ в международной системе и говорим, что активно привлекаем иностранных инвесторов. Им необходимо предоставить нормальные условия по заключению сделки и конвертации, а местным инвесторам – предоставлять возможность эффективнее и лучше управлять своей ликвидностью".
Татьяна Батищева