Еще в 2009 году при создании Таможенного союза Казахстан, Россия и Беларусь рассматривали вопрос о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) как единая организация. И вопрос представленности в ВТО экономическим блоком не потерял актуальность. Об этом заявил директор Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития (МЭР) РФ, бывший главный переговорщик по вхождению России в ВТО, Максим Медведков, в ходе заседания круглого стола "Евразийский взгляд на будущее многосторонней торговой системы: вопросы присоединения и эволюция правил ВТО", проходящего в эти дни в Астане.
"Тогда мы попросили дать возможность нам вести переговоры как Таможенный союз с ВТО, потому что мы все собирались вступать в ВТО. Однако я очень хорошо помню реакцию членов – была примерно на пять минут тишина в комнате, и после этого мы поняли, что этот ответ-молчание означает "нет", и тогда наши правительства решили продолжать вступление по отдельности, и в 2012 году мы подписали соглашение между собой, которое гарантировало нам и членам ВТО, что наши обязательства будут реализованы Таможенным союзом", – отметил он.
Наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) на основании этого соглашения является гарантом реализации обязательств стран – членов ЕАЭС, вошедших в ВТО. Однако ЕЭК пока не имеет прав во ВТО. По мнению Максима Медведкова, это несёт практические последствия. Так, иногда в ЕАЭС имеет место быть эффект безбилетника, когда одна страна платит, а другая бесплатно пользуется этими услугами.
"Например, Европейский союз решил открыть спор касательно антидемпинговых мер, которые были приняты ЕЭК, и Россия заплатила за юристов. Работа юристов недешёвая, мы завершили все эти процедуры в течение 2,5 года после начала этого процесса, но Россия была стороной этой процедуры, а не ЕЭК. А ЕЭК ввела эти меры. Мы считаем, что гораздо проще работать с той организацией, которая отвечает за торговую политику, а не работает через посредников. Мы уверены, что в какой-то момент будет хорошо и для членов, и для ЕЭК стать полноправными членами системы. Официальными членами", – считает представитель России.
Однако старший политический советник директора по торговле Европейской комиссии Карлос Химено считает, что прямые подсчёты не всегда являются мерилом эффективности интеграционных объединений.
"Все говорят: "Я плачу". Это то, что мы не хотели бы так часто слышать, потому что это рецепт для провалов, если люди начинают разбираться, кто за что платит, и я думаю, нам здесь следует немножечко принять другой подход по будущим странам-членам, которые находятся сейчас в процессе вступления, какой вклад они делают в ВТО, и это весьма актуально в сегодняшнем контексте некоторой напряжённости, потому что большинство первоначальных членов не вносят как такового вклада в систему. Я бы не стал здесь искать какой-то пустой стакан. Может быть, этот стакан наполовину полон, а не на половину пуст", – отметил он.
Хотя ЕАЭС не является полноправным членом ВТО, в своей деятельности он руководствуется нормами и правилами данной авторитетной международной организации при выстраивании своей политики как внутри союза, так и с третьими странами. Тем более что четыре из пяти стран ЕАЭС являются полноправными членами ВТО, за исключением Беларуси, которая проводит интенсивные переговоры.
"В настоящее время ЕЭК активно занимается обеспечением выполнения обязательств государств – членов союза, членов ВТО в части полномочий, переданных на наднациональный уровень, и в основном речь идёт об обязательствах в области тарифного и нетарифного регулирования мер защиты внутреннего рынка, технического регулирования, санитарных, фитосанитарных мер, таможенных процедур, а также в целом вопросов транспарентности", – отметила министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина.
Постоянный представитель Болгарии при ВТО, председатель рабочей группы по присоединению Боснии и Герцеговины к ВТО, посол Атанас Папаризов уточнил, будет ли ЕАЭС представлять страны – члены Евразийского союза в ВТО.
"Если вы будете решать совместно все эти процедуры антидемпинга, то, наверное, вы, как союз, а не как страны-члены, будете отвечать, как с ЕС сегодня. Есть ли у вас планы, например, после присоединения Беларуси, чтобы вы представляли страны-члены совместно в ВТО, особенно что касается инструментов защиты?" – обратился он с вопросом к министру Евразийской экономической комиссии.
Вероника Никишина уточнила, что ЕАЭС ещё достаточно молодой, находится в середине его полноценного развития, и пока не все компетенции, которые необходимы для членства в ВТО, переданы на наднациональный уровень. Большая часть компетенций передана ЕЭК, но компетенции в сфере торговли услугами и инвестиции остались на национальном уровне.
"Мы пока находимся на этапе формирования того набора компетенций, которые позволили бы нам запрашивать полноценное членство союза в ВТО, параллельно нам нужно решить задачу присоединения Республики Беларусь к этой организации, но это не означает каких-то ограничителей для нас уже сейчас участвовать в органах ВТО", – сообщила министр ЕЭК.
Она добавила, что комиссия запустила процедуру получения статуса наблюдателя в тех органах ВТО, в которых у ЕЭК есть компетенции. Среди них – органы защиты внутреннего рынка и комитет по техническим барьерам.
"Мы как раз хотели с г-ном Вульфом (заместитель генерального директора ВТО. – Авт.) обсудить, какие выгоды, какие ограничители для нас такой статус наблюдателя будут иметь. И, даже не будучи наблюдателем, мы участвуем в работе органов ВТО в составе национальных делегаций. Например, комиссия, которая проводит антидемпинговые расследования на уровне союза, и у нас достаточно большое количество таких мер, если к ней возникают вопросы (а они возникают), то мы отвечаем на площадке ВТО на эти вопросы в составе национальных делегаций, но от имени комиссий. То есть у нас такая сложная многоуровневая система, которая позволяет нам, тем не менее, участвовать до такой степени, до какой это возможно и необходимо", – подчеркнула Никишина.
Не остался без внимания и острый вопрос торговых войн между США и Китаем, а также блокировкой со стороны России ввоза продовольствия со стороны Европы, что ставит под сомнение дееспособность ВТО. Бывший главный экономист ВТО Патрик Лоу подчеркнул, что происходящее в торговле не началось с проблем ВТО.
"Вообще-то, мы не могли эффективно выполнять свои функции по ведению переговоров. Когда я работал в секретариате, я не мог говорить о легитимности, но я хочу сказать, то, что делают США, не прошло бы тесты по отсутствию дискриминации. Поэтому нам нужно подняться над этим и начать задавать серьёзные вопросы о том, как улучшить работу ВТО", – отметил он.
Действующий член секретариата, заместитель генерального директора ВТО Алан Вулф высказался более сдержанно.
"Если страны работают, не соблюдая существующие правила, то существующие правила будут расширены, чтобы принять во внимание те проблемы, которые существуют, чтобы можно было больше достичь работы в рамках этих правил, а не за их пределами", – отметил он.
Он подчеркнул, что в короткий период времени решить текущие проблемы будет очень сложно, и привёл пример с Токио, когда первое нетарифное соглашение было подписано в 1967 году, а завершено в 1979 году.
"Однако нам сейчас дано короткое время, чтобы мы могли постараться создать, улучшить что-то, чтобы система двигалась вперёд. Это важнейший вызов, вызов как для каждого члена ВТО, так и для вступающих стран. Очень многое необходимо сделать, но мы все надеемся, что мы сможем достичь согласия", – резюмировал он.
Айсулу Тимурова