Увеличение нагрузки на бизнес, дополнительные расходы предпринимателей по найму персонала, доработке систем бухгалтерского учета повлекло за собой введение в действие с 1 января 2020 года статьи 176 Налогового кодекса РК "Контроль за соблюдением порядка оформления сопроводительных накладных на товары". Однако чиновники ни до, ни после ее внедрения не провели анализ регуляторного воздействия, включая предполагаемые потери бизнеса, а это грубо нарушает действующее законодательство. При этом эффект для бюджета государства оказался весьма сомнительным: Высшая аудиторская палата (ВАП) РК не нашла подтверждений тому, что именно благодаря применению сопроводительных накладных на товар (СНТ) органам госдоходов удалось сократить лжеимпорт из стран ЕАЭС, долю импортеров, не исполняющих обязательства по уплате НДС. Такая информация содержится в ответе Высшей аудиторской палаты (ВАП) РК на запрос около 200 субъектов бизнеса, передает inbusiness.kz.
Не было анализа
Специалисты ВАП провели госаудит эффективности налогового и таможенного администрирования за 2022 год, охватив аспекты, которые касались сопроводительных накладных на товары. В ходе госаудита опрашивали представителей бизнеса, и все они выразили недовольство реализацией пилотного проекта по внедрению СНТ. Только по настройкам учетных систем каждый из них потратил по 1 млн тенге.
Как отметил представитель Высшей аудиторской палаты РК Ардак Тенгебаев в ответе на запрос предпринимателей, внедрение СНТ, по данным комитета госдоходов (КГД), в Казахстане предусматривалось для обеспечения прозрачности и сквозного контроля товарооборота страны – от импорта или производства до розничной реализации или экспорта, в том числе во исполнение международных обязательств.
"СНТ – это электронный товаросопроводительный документ, который оформляется при перемещении, отгрузке товаров и сопровождает его на пути его следования. Вместе с тем, согласно Предпринимательскому кодексу, анализ регуляторного воздействия проводится до и после введения регуляторного инструмента и (или) требования, ужесточения регулирования, в том числе по действующим регуляторным инструментам и (или) требованиям, в отношении которых ранее не проводился анализ регуляторного воздействия", – отметил Ардак Тенгебаев.
Между тем, по его данным, такого анализа в отношении статьи Налогового кодекса РК, регламентирующей внедрение СНТ в Казахстане, не проводилось. В ходе госаудита представители ВАП РК направили запрос в министерство национальной экономики (МНЭ), чтобы выяснить, как статья 176 Налогового кодекса, а также ряд приказов минфина, по которым в Казахстане внедрили СНТ, прошли согласования без проведения процедуры анализа регуляторного воздействия. В министерстве им ответили, что они на согласование в МНЭ не поступали. Поэтому их никто и не рассматривал на предмет ужесточения требований по отношению к бизнесу. В ВАП также сделали вывод, что сотрудники КГД даже не провели оценку эффекта от внедрения пилотного проекта по СНТ в 2021 году, не определили позитивные и негативные последствия, социальные факторы, расходы и полученные доходы. Фактически они провели работу по подготовке налогоплательщиков к применению СНТ, настройке учетных систем КГД и налогоплательщиков.
"Мы не раз говорили, что бизнес за время введения "пилота" по СНТ потерял немалые суммы. Это привело к тому, что он включил эти затраты в себестоимость своих товаров, услуг. В итоге расходы на эти нововведения минфина и КГД понесли потребители, что выразилось в инфляции, – комментирует налоговый консультант, член совета по налоговой методологии НПП "Атамекен" Файзирахман Миянов. – Считаю, что действия должностных лиц МНЭ и минфина могут подпадать под уголовную ответственность, и это должны рассмотреть правоохранительные органы".
Представители бизнес-сообщества, по его словам, год назад направили свыше 50 обращений в Генеральную прокуратуру, Антикор, агентство по делам госслужбы с просьбой обратить внимание на такие факты. Но их проигнорировали.
Манипуляции КГД?
Ранее комитет государственных доходов представлял информацию в НПП "Атамекен" о том, что пилотное применение СНТ якобы позволило упростить процессы для налогоплательщиков и доработать информационную систему "Электронный счет-фактура" (ИС ЭСФ) по предложениям от бизнеса.
По информации КГД РК, в части администрирования применение СНТ также якобы дало положительные эффекты: сокращены факты ввоза товаров из стран ЕАЭС в адрес фиктивных получателей в 49 раз, с 10,2 тыс. фактов в 2019-2020 годах до 210 в 2021 году. Помимо этого, удалось сократить долю импортеров, не исполняющих обязательства по уплате НДС на импорт со стран ЕАЭС. Эти показатели, как заверили в комитете госдоходов, до введения СНТ составляли более 20%, после – 3%.
Но такая информация не нашла своего подтверждения в ходе государственного аудита, сообщил Ардак Тенгебаев. Более того, по его данным, в отчете КГД о завершении проекта реформирования налогового администрирования в адрес Всемирного банка положительные эффекты сам же комитет связал не с внедрением СНТ, а с выставлением электронных счетов-фактур (ЭСФ)!
Любопытно, что предприниматели Казахстана еще до проведения госаудита много раз публично заявляли, что СНТ, по сути, дублирует ЭСФ и является лишней нагрузкой для бизнеса. Ведь по решению Евразийского межправительственного совета от 12 августа 2016 года при перемещении товаров с территории Казахстана в другие государства – страны ЕАЭС сопровождающим их документом является бумажная копия ЭСФ, зарегистрированная в Национальной системе учета РК. Сейчас их доводы подтверждены Высшей аудиторской палатой.
Как отметил Ардак Тенгебаев, по соглашению о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, государства-члены обеспечивают обмен сведениями между собой. Для Казахстана национальной системой прослеживаемости товаров является ИС ЭСФ. При этом в Высшей аудиторской палате подчеркнули – сопроводительным документом национальной системы прослеживаемости является электронный счет-фактура, а не СНТ!
"Счет-фактура – это финансовый документ, который содержит информацию о поставляемых товарах, выполняемых работах, услугах, их стоимости, реквизиты сторон сделки, а также сумму НДС", – отметили в ВАП.
А счет предъявили бюджету!
Высшая аудиторская палата РК еще в рамках госаудита эффективности налогового и таможенного администрирования за 2021 год дала заключение о том, что из 12 ключевых работников ТОО Open Systems Development и ТОО TechNomad, которые создавали информационную систему "Электронный счет-фактура" по контракту с КГД, четверо специалистов не соответствовали требованиям по наличию опыта и квалификации.
20 мая 2022 года ВАП направила предписание в адрес комитета госдоходов об устранении выявленных нарушений, рассмотрении ответственности лиц, их допустивших. Но в комитете, как отметил Ардак Тенгебаев, не приняли соответствующих мер дисциплинарного характера в части выявленных фактов. В то же время на развитие ИС ЭСФ потратили больше 1 млрд тенге, из них около 700 тыс. тенге – из республиканского бюджета, а из средств займа Международного банка реконструкции и развития – больше 300 млн тенге. Первоначальный срок исполнения контракта по созданию ИС ЭСФ был до 31 декабря 2018 года. Сроки исполнения неоднократно продлевались. В промышленную эксплуатацию эту информационную систему ввели 31 декабря 2020 года, но и после этого ее постоянно дорабатывали. В нарушение законодательства за 2020 год на сопровождение ИС ЭСФ государство понесло расходы в более 58 млн тенге, в 2021 году – около 244 млн тенге, в 2022 году – больше 439 млн тенге. При этом, как отметили госаудиторы, в 2021 году в ИС ЭСФ внесено 76 изменений, из которых по десяти требовалась перенастройка семи бухгалтерских систем пользователей по оформлению СНТ. В 2022 году прошло 18 модификаций на сумму свыше 258 млн тенге, из них восемь – по модулю СНТ на 98 млн тенге.
В целом КГД на развитие ИС ЭСФ потребовалось пять лет вместо запланированных двух лет, добавили в Высшей аудиторской палате. По ее данным, на сегодняшний день в комитете госдоходов есть 18 информационных систем, из которых 13 не отвечают требованиям информационной безопасности. Десять из них так и не были введены в промышленную эксплуатацию.
По словам Файзирахмана Миянова, на растрату государственных средств правоохранительным органам тоже следует обратить внимание.
"В целом у нас в стране должен действовать закон, – заключил он. – Хватит грузить бизнес неэффективными и разрушающими для него новшествами".
Ранее мы сообщали, что внутри Казахстана в текущем году СНТ отменили, оставив ее только для подакцизной продукции, а также на импорт и экспорт определенных товаров между странами ЕАЭС.
В Павлодарской области выявили факты невыдачи СНТ при пересечении границы.