Последние кадровые назначения, которые Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сделал в среду, 18 декабря, можно назвать весьма интересными, считает политолог Расул Жумалы.
Глава государства своим указом освободил от должности первого заместителя руководителя Администрации Президента РК Дархана Калетаева и назначил на эту позицию Маулена Ашимбаева.
Дархан Калетаев проработал на этом посту с марта этого года. До этого в течение месяца руководил Канцелярией Премьер-министра, до этого был министром общественного развития, министром по делам религий и гражданского общества. Семь лет, с ноября 2009-го до октября 2016-го, был управляющим директором ФНБ "Самрук-Казына".
Маулен Ашимбаев вполне знаком с работой Администрации Президента: пять с половиной лет, с апреля 2006 по октябрь 2011 года, он был заместителем руководителя в этой структуре. В родное ведомство вернулся с позиции помощника Президента РК, на которой находился с июля этого года. До этого, с февраля 2018 до июня 2019, был первым заместителем председателям партии "Nur Otan". Во время избирательной кампании возглавлял предвыборный республиканский штаб кандидата в президенты Касым-Жомарта Токаева.
Назначение получила и Мадина Абылкасымова. Президент назначил ее председателем Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (нового госоргана, который начнет работать с 1 января 2020 года), освободив от должности зампреда Нацбанка.
Также новое назначение получил Канат Бозумбаев: он стал помощником Президента РК, до этого возглавлял Министерство энергетики (в общей сложности – с марта 2016 года, дважды переназначался).
Причину назначения Каната Бозумбаева пояснил в своем телеграм-канале пресс-секретарь министерства энергетики Нурлыбек Женисбек. Он написал, что из-за операции на шейном отделе позвоночника врачи рекомендуют г-ну Бозумбаеву пройти физиотерапевтическое лечение и минимизировать перелеты и поездки (министру энергетики часто приходится бывать на отраслевых объектах, станциях и месторождениях).
Расул Жумалы отмечает, что кресло помощника главы государства – это не то место, где можно отдохнуть. "Наоборот, на команду Президента, на людей, приближенных к нему, и помощников – в первую очередь, сейчас ложится серьезная нагрузка. Исходя из этого, сказать, что Каната Бозумбаева назначили на тихое место, сложно", – комментирует политолог.
Еще одно громкое кадровое решение – освобождение от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Российской Федерации Имангали Тасмагамбетова "в связи с достижением пенсионного возраста".
"Несколько особняком от назначений стоит уход на пенсию Имангали Тасмагамбетова. С формальной стороны, с точки зрения закона, все приличия соблюдены – человек достиг пенсионного возраста, почему бы не отправить его на пенсию? Но с практической стороны появляется вопрос: почему в его отношении это сработало, а в отношении 65-70-75-летних чиновников, министров, акимов, депутатов эта норма не работает? Почему такой избирательный подход? Мне кажется, уполномоченные органы, тот же Конституционный суд, должны давать какие-то пояснения на этот счет", – комментирует Расул Жумалы.
"Были ли эти назначения оправданны – не знаю, остается только догадываться. У нас кадровые решения не сопровождаются пояснениями", – продолжает политолог.
Он отмечает, что в последние год-два у нас часто меняют управленцев на ключевых позициях, причем без объяснения причин, и "логики в этом не прослеживается".
"Иногда это происходит по несколько раз в год. Та же г-жа Абылкасымова сменила три должности в этом году. Возможно, в этом присутствует стратегический посыл, но по общему фону, мне кажется, этого не заметно", – говорит собеседник.
По его словам, если обратиться к опыту США, Канады, европейских стран, даже Китая или России, то можно увидеть, что ротация кадров происходит раз в три-четыре года – не чаще. Это говорит о стабильности и продуманности кадровых решений.
Нужно учитывать, что человеку на новой должности необходимо время для того, чтобы вникнуть в новую сферу, сформировать свою команду. "Это расхолаживает госслужбу в целом и госорган в частности. Мне кажется, в частой ротации кадров больше минусов, чем плюсов. Хотел бы я ошибаться, но впечатления такие", – заключает политолог.
Елена Тумашова