/img/tv1.svg
RU KZ
Мадина Абылкасымова стала главной финансовой интригой года

Мадина Абылкасымова стала главной финансовой интригой года

Чем запомнилась новая глава агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

15:27 18 Декабрь 2019 9604

Мадина Абылкасымова стала главной финансовой интригой года

Автор:

Елена Тумашова

Фото: total.kz

Приказ о назначении подписал в среду, 18 декабря, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Соответствующим распоряжением глава государства освободил ее от должности заместителя председателя Национального банка РК.

В последние месяцы финансовый рынок находился в ожидании решения, кого назначат руководителем нового агентства, которому передается часть функций Национального банка. О том, что решение уже вот-вот огласят, в середине ноября говорила на пресс-конференции в Алматы председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова.

Мадина Абылкасымова в Нацбанке восемь с половиной месяцев.

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка начнет работать с 1 января 2020 года. Указ о его создании глава государства подписал 11 ноября. Агентство будет непосредственно подчинено и подотчетно Президенту РК. Оно будет предоставлять 34 государственные услуги в сферах регулирования и развития финансового рынка и защиты прав потребителей.

Закон, предполагающий создание нового органа и направленный на совершенствование системы государственного управления в финансовой сфере, Касым-Жомарт Токаев подписал в июле этого года.

Реорганизация Нацбанка началась еще весной. Регулятор опубликовал на своем сайте новую структуру центрального аппарата, в котором были созданы новые департаменты, реорганизованы и переименованы старые.

Под управлением председателя НБРК Ерболата Досаева остались департамент аппарата председателя, департамент внутреннего аудита, управление безопасности, управление по защите госсекретов, управление информационных угроз и киберзащиты, пресс-служба Нацбанка.

Мадине Абылкасымовой, как заместителю председателя, «отдали» пять департаментов: денежно-кредитной политики, статистики финансового рынка, финансовой стабильности, международного сотрудничества, платежного баланса.

Зампредом главного банка страны Мадина Ерасыловна стала в марте этого года. Тогда это назначение министр национальной экономики Руслан Даленов прокомментировал так: «По профилю работы ее пригласили в Нацбанк. Еще раз подчеркну, что ранее Тимур Сулейменов (экс-министр национальной экономики. – Ред.) был в Нацбанке. Идеология была обеспечить взаимодействие между экономическим блоком в правительстве и финансовым. Для этого мы недавно подписали соглашение. Беспрецедентное. Теперь, поскольку Тимур Муратович перешел на другую работу, это место нужно было занять другим вице-министром, чтобы было связующее звено. Это было сделано. Вполне логичное решение», – сказал министр журналистам в кулуарах сената.

До этого назначения Мадина Абылкасымова была первым вице-министром национальной экономики (длилось это буквально две недели). А до этого – с февраля 2018 года по февраль 2019-го – министром труда и социальной защиты населения.

На посту министра труда и соцзащиты она вызвала критику общественности – за высказывания о миллионных пособиях для многодетных семей. После трагедии в столице, когда в пожаре погибли пятеро детей и начались массовые выступления многодетных матерей, общественность требовала ее отставки.

«Наше министерство подвергается критике, потому что мы занимаемся множеством сложных вопросов. Необходимые меры мы будем стараться принимать», – сказала тогда министр журналистам, которые просили ее прокомментировать это.

Тем не менее отставка тогда все же состоялась – вместе со всем составом правительства, которым руководил нынешний аким Алматы Бакытжан Сагинтаев (за неспособность выстроить системную работу для увеличения реальных доходов населения).

Отметим, что в послужном списке Мадины Абылкасымовой – несколько лет работы на топовых позициях в министерствах, также – в администрации президента и канцелярии премьер-министра.

Елена Тумашова

С начала года число платежных карт в Казахстане выросло на 10,7 млн штук

По итогам августа их количество составило 42,7 млн штук.  

27 Сентябрь 2020 15:40 1497

Темпы роста платежных карт за восемь месяцев этого года превысили прошлогодние. За восемь месяцев 2020 года число карт в обращении выросло на 10,7 млн штук и составило по итогам августа 42,7 млн штук. Для сравнения, за весь 2019 год их число выросло на 8,7 млн штук.

По мнению экспертов, резкий рост количества платежных карт в обращении и используемых карт может быть обусловлен массовым выпуском платежных карт для получения социальных выплат в период карантина и режима ЧП. Карточный бум поддержали и сами банки, предлагая своим клиентам разные по наполнению и бонусам карты.

Количество использованных карт с начала года увеличилось на 6,2 млн карт и составило 24,4 млн штук.

В этом году, как и раньше, самыми популярными остаются дебетные карты. За восемь месяцев 2020 года их число в обращении выросло на 7,6 млн карт и составило 33 млн карт. Количество кредиток увеличилось на 2,9 млн штук и превысило 8,2 млн штук. Число дебетных карт с кредитным лимитом и предоплаченных платежных карт выросло на 21%, или на 263 тыс. – до 1,5 млн карт.

Наибольший прирост по количеству «пластика» отмечался в Алматы, где число карт выросло на 54,9%, или на 3,9 млн штук, в Туркестанской области и Шымкенте количество платежных карт увеличилось на 1 млн карт, до 4,5 млн, и в столице – на 792 тыс., до 4139 штук.

Одновременно с ростом количества платежных карт растет и объем безналичных операций по ним, в августе их объем составил 3,370 трлн тенге, что на 13% больше, чем в июле. Всего с начала года объем безналичных операций составил 19,1 трлн тенге, а операции с наличными составили 10,3 трлн тенге.

Жанторе Касым

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Госаудит «Самрук-Энерго» показал неэффективное использование активов на сумму 30,8 млрд тенге

Также выявлены финансовые нарушения на сумму 1,6 млрд тенге.  

25 Сентябрь 2020 10:22 4709

Неэффективное использование активов на сумму 30,8 млрд тенге показал госаудит АО «Самрук-Энерго». Об этом говорится в пресс-релизе ведомства. В целом по итогам госаудита «Самрук-Энерго» счетным комитетом установлены финансовые нарушения на общую сумму 1,6 млрд тенге, неэффективное планирование активов на сумму 886 млн тенге. Также выявлены 38 фактов процедурных нарушений и нарушений актов субъектов квазигосударственного сектора на сумму 3,9 млн тенге.

Как указывается в релизе, несмотря на предпринимаемые АО «Самрук-Энерго» меры, в настоящее время в вопросах реализации политики в области энергетики сохраняется ряд системных проблем. В частности, недостаточно эффективно реализуется программа трансформации, мероприятия которой не определены конкретно и имеют на выходе лишь коммерческий результат. Кроме обязательств по трудоустройству молодых специалистов, в программе не определены мероприятия и результаты, отражающие содействие развитию конкуренции на рынках присутствия и социальную ответственность компании. При реализации 51-го шага плана нации «100 конкретных шагов» возникают препятствия в виде экономической нецелесообразности для распределительных компаний принимать новые сети, говорится в заключении.

Также, как отмечают госаудиторы, отклонение между установленными и располагаемыми мощностями электростанций составляет более 4 тыс. мегаватт. Это объясняется износом оборудования на электростанциях республики, который достигает в настоящее время 60%. К примеру, основная часть оборудования, используемого АО «Алатау Жарық Компаниясы», введена в 1945-1955 году и на сегодняшний день выработала срок своей службы.

Кроме того, аудированными дочерними организациями АО «Самрук-Энерго» в тарифные сметы по производству электроэнергии включены затраты (штрафные санкции, судебные пошлины, членские взносы, консультационные услуги, тимбилдинг и т. д.), не учитываемые в производстве электроэнергии, на сумму более 1 млрд тенге.

Как показал аудит, приобретенные АО «ГРЭС-2» в 2012-2013 годах активы на сумму 2,2 млрд тенге не введены в эксплуатацию. Невостребованными оказались 17 проектно-сметных документаций на сумму 472,8 млн тенге, разработанные семь лет назад. Несоблюдение ТОО «Первая ветровая электрическая станция» должного контроля за исполнением договорных обязательств поставщиками привело к неэффективному управлению ветровыми электрическими установками стоимостью 1,2 млрд тенге и дополнительным расходам на 320 млн тенге. Реализация крупного проекта «Модернизация Шардаринской ГЭС» (общая сумма 26,3 млрд тенге) осуществляется без проектно-сметной документации, констатируют госаудиторы.

По итогам заседания счетным комитетом даны поручения АО «Самрук-Энерго» в уполномоченные органы для рассмотрения административной ответственности, направлены материалы госаудита по восьми фактам нарушений. Отдельные материалы государственного аудита планируется направить в правоохранительные органы.

Саян Абаев

Подпишитесь на наш канал Telegram!