Умут Шаяхметова: "Мы движемся по спирали, это нормально"

5956

Глава Halyk Bank – о передаче части накоплений из ЕНПФ в рынок, проведении AQR и переезде Нацбанка в столицу.

Умут Шаяхметова: "Мы движемся по спирали, это нормально" Фото: Серикжан Ковланбаев

В следующем году участники финансового рынка (а вместе с ним, конечно, и потребители финансовых услуг) ожидают "больших событий".

Два из них связаны с Национальным банком РК. Это создание Агентства по надзору за финансовым рынком (АФН) с передачей ему части функций Нацбанка и вызывающий вопросы и волнение профессионального сообщества переезд центрального аппарата НБРК в столицу.

"Мы ожидаем, что в ближайшие дни нам озвучат, кто будет руководителем этого агентства. И все-таки продолжаем надеяться, что Нацбанк не переедет в Нур-Султан, а останется работать здесь. Все-таки для нас это очень важно. Это повышает уровень эффективности работы финансовых институтов, особенно сейчас, когда, скажем так, не все спокойно в банковском секторе – когда банки проходят через AQR, через оценку", – прокомментировала Умут Шаяхметова эти два события на пресс-конференции в Алматы.

По ее словам, банки пока не видят результаты AQR и не ожидают увидеть их до конца года.

"Говорят, результаты будут в начале следующего года, наверное, в январе-феврале. Возможно, потребуются какие-то действия регулятора в этом направлении. Я тоже считаю, что очень важно, когда Нацбанк, агентство и банкиры сидят рядом, активно обсуждают и решают эти вопросы", – сказала глава Halyk Bank.

Между тем она заметила, что Ертай Салимов, который ранее курировал розничное направление в банке, теперь будет работать в Нур-Султане, в круг его обязанностей войдут все направления, включая розницу, а также работа с нацкомпаниями и госструктурами.

"И в будущем, если Нацбанк переедет в Нур-Султан, ему придется, наверное, достаточно много работать с регулятором. Ертай Салимов хорошо знает казначейское направление, в первую очередь платежные системы. Это те направления, которые, как мы понимаем, будет продолжать курировать Нацбанк", – рассказала Умут Шаяхметова.

Какую локацию выберет Нацбанк?

Примечательно, что пожелание оставить головной офис Нацбанка в его нынешней локации высказал и аким города Бакытжан Сагинтаев, выступая на прошлой неделе на финансовой конференции в Алматы.

Ранее финансовое сообщество также выражало свою позицию "за". В начале сентября на V ежегодной конференции предпринимателей об этом говорила председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова. Переезд центрального аппарата Нацбанка может подтолкнуть финансовые организации также перемещаться в столицу, что может отразиться и на рынке недвижимости, и на бизнесе.

"Потеря городом Алматы своего финансового статуса может негативно воздействовать и на перспективы экономического развития мегаполиса", – сказала тогда Елена Бахмутова.

По просьбе inbusiness.kz эксперты оценили риски, плюсы и вероятности возможного переезда, узнать подробности можно здесь.

Несколькими днями позже на пресс-конференции председатель Нацбанка Ерболат Досаев обозначил свое видение этого вопроса.

"Ничего страшного (в том, что центральный аппарат Нацбанка будет находиться в столице. – Ред.) я в этом не вижу. Хотел бы заверить и финансовый сектор, и бизнес в том, что внимание Нацбанка к Алматы как к финансовому центру нашей страны не уменьшится. Здесь будет открыто наше постоянное представительство на высоком уровне. Алматы всегда будет находиться в поле зрения Нацбанка, – прокомментировал он и заметил: – Национальный банк не спешит, но по мере готовности в следующем году, наверное, мы переедем в столицу".

Кто AQR заказывает, тот результаты и публикует

На конференции финансистов 15 ноября Ерболат Досаев сообщил: "На сегодня в рамках AQR уже получены первые результаты анализа процессов и политик банков. Сейчас идет подготовка рекомендаций по улучшению бизнес-процессов банков в соответствии с лучшей международной практикой. Проводятся работы по ключевым направлениям по анализу кредитных досье и залогового обеспечения".

"AQR точно не завершен, процесс идет. Наверное, у них (у Нацбанка. – Ред.) уже есть первые результаты, мы еще ничего не видели", – прокомментировала Умут Шаяхметова.

Проверка активов банковского сектора началась в августе (почему эффективность этой процедуры вызывает сомнение, есть экспертное мнение).

"Банк предоставлял очень много информации внешним аудиторам, активно с ними работал. В целом, наверное, процесс выстроился. Потому что изначально было много вопросов, что-то, может быть, мы (финансовый сектор. – Ред.) недопонимали", – оценила банкир происходящее в банках.

"До сих пор еще идут запросы (от проверяющих. – Ред.), и мы предоставляем информацию. Полным ходом идет процесс", – добавил к этому зампредправления Народного банка Мурат Кошенов.

На вопрос, должны ли быть опубликованы результаты проверки или нет, Умут Шаяхметова ответила так:

"Сложно сказать. Хорошие банки хотят, чтобы результаты были публичными, банки, у которых есть сложности, наверное, не хотят. Это (обнародование итогов. – Ред.) будет зависеть от регулятора. Своих результатов мы пока тоже не видели, но чувствуем себя достаточно комфортно".

В целом, по ее мнению, должен быть единый подход – публиковать или нет.

"Будет неправильно, если кто-то опубликует, кто-то не опубликует, это будет порождать лишние толки и суждения. Но в любом случае заказчик AQR – Нацбанк, он владелец результатов и только он может принимать решение, публиковать итоги или нет. Мы не являемся владельцем данной информации", – сказала глава Halyk Bank.

Стоит ли спасать банки (если AQR выявит их плачевное состояние. – Ред.) за счет денег налогоплательщиков? Отвечая на этот вопрос, Умут Болатхановна высказала мысль, что, может быть, это и не понадобится:

"Будет ли так плохо? А может быть, будет все хорошо и не нужно будет никого спасать. Мы еще этих результатов не видим", – поделилась мыслями она.

Отметим, что ранее о том, как проходит процедура проверки, рассказывал председатель правления банка "ЦентрКредит" Галим Хусаинов. В процессе задействовано большое количество ресурсов команды, процесс нервный из-за сжатых сроков, оцениваются процедуры, политики банка, корпоративное управление.

"Мы общаемся только с аудиторами, которые сидят в банке. А есть еще Oliver Wyman, который непосредственно делает всю оценку, и он (представители компании. – Ред.) находится не в банке", – рассказал банкир.

Интересны ли Халыку пенсионные активы?

Еще одно событие, которого также все очень ждут, – это возможная передача части пенсионных активов из ЕНПФ в управление частным компаниям.

"Ожидаем, что до конца года эти изменения будут приняты. Наверное, больше года активно шло обсуждение вариантов. Последний вариант, который я видела: остановились на том, что избыточные накопления будет возможно из Единого накопительного пенсионного фонда переводить в частные компании по управлению по выбору самого вкладчика. Под избыточными накоплениями (на счету одного вкладчика ЕНПФ. – Ред.) определено сегодня свыше 10 млн тенге. Сразу скажу: небольшая часть населения под это подпадает. Но мое мнение, это хороший шаг, и он будет давать возможность создавать конкуренцию на рынке управления пенсионными активами", – говорит Умут Шаяхметова.

Также, по ее словам, сейчас разрабатываются и обсуждаются требования к управляющим компаниям: игроки с каким капиталом смогут заходить на этот рынок, каковы будут их обязательства, в какие инструменты им разрешат вкладывать средства (ограничения по инвестированию, по мнению главы Народного банка, обязательно будут).

"Мы не видим финальный вариант предложений. Но в целом – да, мы заинтересованы (выходить на рынок управления пенсионными активами. – Ред.), – отметила спикер. – У нас есть очень хороший опыт. Более того, у нас был самый большой пенсионный фонд (который национализировали), и он оказался самым качественным с точки зрения активов, и по доходности был одним из лучших. И в тот момент его стоимость была примерно на уровне 500 млн долларов, потому что когда объявили эту реформу (объединение всех пенсионных фондов в ЕНПФ. – Ред.), капитализация банка сразу упала на 500 млн долларов, за один день".

Проявится ли интерес Халыка к управлению доступной частью пенсионных активов, по словам топ-менеджера банка, зависит от того, в каком варианте будут представлены конечные требования к компаниям по управлению активами.

Отметим, что ранее о желании или нежелании выходить на этот рынок говорил СЕО Freedom Holding Corp. Тимур Турлов. Не настроен "драться за этот рынок любой ценой", но если правила игры, которые будут сформированы, позволят эффективно на нем работать, то такой вариант финансистом рассматривается.

"Думаю, следующий год знаковый. У нас в один год слили Нацбанк и АФН и отобрали пенсионные фонды, в следующем году разъединяют Нацбанк и АФН и, наверное, начнется реформа в пенсионной системе. Идем по спирали, я так понимаю. Но ничего, это тоже хорошо, есть возможность получения опыта, где-то идем методом проб и ошибок. Думаю, и государство сделает свои выводы, и мы, участники различных направлений и секторов. Думаю, это нормально. Главное – есть движение, и это хорошо", – добавила в заключение Умут Шаяхметова.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться