За или против? Переезд центрального аппарата Национального банка в Нур-Султан затягиваться не будет, об этом говорит председатель НБК. Финансовое сообщество считает, что это отразится на позициях Алматы в качестве финансового центра, отрицательно повлияет на бизнес и рынок недвижимости. Негативного воздействия на экономику города опасается и глава мегаполиса.
Inbusiness.kz спросил экспертов, что они думают о переезде – какой эффект это может оказать на финансовый рынок, бизнес и бюджет Алматы и стоит ли в принципе переносить центральный аппарат Нацбанка в столицу.
Риски переезда – в аргументах АФК
О возобновлении планов по переносу центрального аппарата Нацбанка в Нур-Султан председатель НБК Ерболат Досаев говорил в мае этого года. Тогда он отметил, что "не собирается в долгой перспективе рассматривать" этот вопрос, намерение – осуществить переезд "в ближайшем горизонте". При этом Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков, которое создается как отдельная от Нацбанка структура для регулирования финансового рынка и должно начать работать с 2020 года, останется в Алматы.
Доводы финансового сообщества о рисках переезда привела на прошедшей в Алматы V ежегодной конференции предпринимателей председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.
В частности, переезд центрального аппарата Нацбанка может подтолкнуть к передислокации комбанки (головные офисы почти всех БВУ находятся в Алматы), страховые и инвестиционные компании, международные финансовые организации. Это может привести к снижению валового регионального продукта Алматы (сокращение налоговых поступлений от финансового сектора). Переезд такого большого количества людей может спровоцировать корректировку спроса на рынке коммерческой и жилой недвижимости.
Финансовый сектор формирует платежеспособный спрос на товары и услуги и стимулирует развитие бизнеса и привлечение иностранных инвесторов.
Переезд может поставить под сомнение имеющееся решение в рамках Евразийского экономического совета по созданию наднационального органа в Алматы в 2025 году, а присутствие таких структур очень важно для развития бизнеса.
Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев также отметил, что переезд коммерческих банков, за которыми также могут потянуться их крупные клиенты, может привести к налоговым потерям бюджета города. Поэтому для Алматы критичны подобного рода решения, если это будет отражаться на бюджете города, отметил градоначальник. Алматы – донор республиканского бюджета, и нельзя допустить, чтобы стало наоборот.
Марат Каирленов, директор "Улагат Консалтинг Групп", к. э. н.:
– Перенос Нацбанка в столицу – бессмысленный шаг из серии "ИБД – имитация бурной деятельности" и один из последних отголосков провальной идеологии госкапитализма в нашей стране, которая определяет резкое падение темпов роста экономики страны в последнее десятилетие.
Основным плюсом от сохранения центрального аппарата НБК в Алматы можно считать отсутствие дополнительных ненужных расходов на переезд.
Ключевым минусом – угрозу усиления "огосударствления", то есть превращение банковского сектора в продолжение квазигосударственного, с его "специфической корпоративной культурой", столь дорого обходящейся налогоплательщикам.
Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа "Астана Инвест":
– На мой взгляд, проблема несколько преувеличена. Переезд одного только центрального аппарата не должен сказаться на падении спроса на аренду коммерческой недвижимости. К тому же, филиал или офис Национального банка может остаться в Алматы, заняв одно из двух зданий, которые сейчас арендует Нацбанк. И при этом статус Алматы как финансового центра будет сохранен.
Если, как заявляет г-жа Бахмутова, переезд послужит триггером для последующих передвижений со стороны финансовых организаций, то та картина, которую она обрисовала – потеря финансового статуса, снижение налоговых поступлений в бюджет города, снижение стоимости на рынке коммерческой недвижимости и т.д., – вполне реальна. Но почти все финансовые организации – БВУ, страховые, международные – уже имеют филиалы в Нур-Султане. И переезд их головных офисов в столицу только потому, что туда переместился финансовый регулятор, маловероятен.
Мне неизвестны причины, по которым было принято решение о переносе офиса Нацбанка в Нур-Султан. Плюсов в этом я не вижу. Разве что только возможность находиться ближе к руководству страны для осуществления дополнительного контроля.
Из минусов выделил бы дополнительные расходы, связанные с переездом, и риск потери финансового статуса для Алматы в случае наступления тех событий, о которых говорила г-жа Бахмутова. Но нужны ли нам расходы, когда нефть падает в цене, напряженность в торговых спорах между США и Китаем не спадает, и это негативно сказывается на темпе роста глобальной экономики?
Оставить Нацбанк в Алматы, на мой взгляд, является более правильным решением.
Но если есть весомые причины, по которым он должен переехать в Нур-Султан и которые нам, простым смертным, неизвестны, то я бы сохранил достаточно большой представительский офис в Алматы. И не оказывал давление на бизнес с тем, чтобы он переводил свои головные офисы в столицу.
Но поскольку решение о переезде было объявлено официальными лицами, то вероятность этого события очень высока.
Что касается сохранения у Алматы статуса финансового центра и тех мер, которые необходимы для его поддержания, то я бы посмотрел на опыт Дубая.
В ОАЭ стабильная экономика, идет сотрудничество с ведущими представителями рынков капитала, активно привлекается иностранный капитал, есть налоговые льготы, операционная поддержка и инфраструктура на высочайшем уровне и т.д. Есть ли все это в Алматы, Казахстане? Даже МФЦА в Нур-Султане пока не очень справляется с привлечением иностранного капитала. Здесь есть о чем поразмыслить.
Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management:
– Центральный аппарат Нацбанка, по всей видимости, все же переедет в Нур-Султан. Скорее, это правильно, так как органы управления страной в целом и экономикой в частности находятся в столице. В нынешних экономических реалиях Нацбанку приходится работать в тесной связке с Правительством, поэтому его физическое нахождение в столице улучшит взаимодействие и координацию деятельности. Также это окажет положительное воздействие на развитие финансового сектора столицы в свете ставки государства на развитие Международного финансового центра "Астана" (AIFC) и фондовой биржи AIX.
Из минусов можно выделить действительный отъезд регулятора и его сотрудников из Алматы и последующий за ним переезд как минимум тех подразделений финансовых институтов, которые отвечают за отчетность и взаимодействие с регулятором.
В то же время не ожидаю массового оттока финансовых институтов и их сотрудников из Алматы. Они все находятся в Алматы не потому, что здесь располагается Нацбанк. Алматы исторически остается крупнейшим городом страны, где сосредоточен бизнес, где, включая агломерацию, проживает около 2,5 млн человек. Такое количество населения в любом случае будет создавать значительный спрос на финансовые услуги, здесь будет создаваться и развиваться бизнес. Даже после переноса столицы в Нур-Султан доля Алматы в экономике страны не опускалась ниже уровней, когда город сам был столицей, и Алматы по-прежнему формирует пятую часть экономики всей страны, несмотря на бурный рост Нур-Султана.
По моим оценкам, даже переезд головных структур финансовых институтов в столицу произойдет, то ВРП Алматы снизится максимум на 3-5%, а его доля в ВВП Казахстана – на 1-1,5%. Город легко сможет восполнить потери в отраслях торговли, услуг и туризма.
Таким образом, переезд Нацбанка не может привести к тому, что Алматы из донора республиканского бюджета превратится в реципиента: город слишком большой, с развитой и диверсифицированной экономикой, и не может зависеть от одного государственного органа.
При всех колоссальных инвестициях в Нур-Султан и его стремительном росте экономика Алматы крупнее столичной в 2,1 раза – с учетом того, что Алматы оставляет себе только одну треть собираемых налогов и две трети отдает в республиканский бюджет. Сейчас в Алматы сосредоточено 53% финансовой и страховой отрасли Казахстана, и при любых раскладах эта доля вряд ли опустится ниже 30-40%.
На мой взгляд, Нацбанк должен базироваться в столице, в центре выработки, обсуждения и принятия решений по управлению страной, в месте нахождения центральных государственных органов управления. Наилучшим примером могут быть США, где ФРС расположена в Вашингтоне, однако финансовый центр (не только страны, а всего мира) находится в Нью-Йорке, где расположены и все банки, и биржи, и другие финансовые институты.
Аналогичная ситуация и в Китае (где центральные госорганы находятся в Пекине, а финансовыми центрами страны являются Гонконг и Шанхай).
В Германии Бундесбанк расположен не в столице, а в финансовом центре – Франкфурте, и это наилучший пример такого размещения "сил". Однако присутствие центрального банка страны в столице не является обязательным или наилучшим примером для подражания.
Поэтому в Казахстане вопрос может быть решен и иначе: сам Нацбанк может переехать в Нур-Султан, а будущий орган по регулированию финансового сектора может благополучно остаться и работать в Алматы.
Что касается финансового статуса Алматы, то даже в случае отъезда Нацбанка в столицу он будет поддерживаться размером экономики города, численностью населения и его высокими (по меркам страны) доходами, высокой концентрацией и темпами роста бизнеса в городе. Здесь выдается основной объем как корпоративных, так и розничных кредитов, здесь хранится большая часть депозитов населения, здесь все еще есть Казахстанская фондовая биржа, где проводятся основные торги по бумагам отечественных эмитентов и совершаются все операции денежного и валютного рынка.
Таким образом, пока статусу и положению Алматы в качестве финансового центра страны серьезных угроз нет.
Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане:
– Никакой бизнес не пострадает от переезда центрального аппарата регулятора из Алматы в Нур-Султан. Это надуманная проблема. Согласно данным Комитета государственных доходов Минфина, за 2018 НБК перечислил 9,1 млрд тенге налогов. Однако большая этих средств, согласно структуре, предназначена не для местного, а для республиканского бюджета, то есть потери для казны города будут, но не самые значительные.
Другое дело, что теряется имидж делового и финансового центра, но "имидж" очень сложно пощупать и оценить.
Не очень понятно, что такое "финансовый статус" и как его пощупать и посчитать, но, кажется, что Елена Бахмутова имеет в виду что-то похожее на Вашингтон и Нью-Йорк. Первый – политическая столица, второй – финансовая, где находятся биржи и финансовые институты. Но KASE и так в Алматы и пока переезжать не собирается, а Нацбанк – это, скорее, политический игрок и ему место в политической столице.
Чем ближе друг к другу находятся госорганы, тем эффективнее они работают. Пробовали работать с удаленной командой? Даже простая коммуникация усложняется расстоянием. Поэтому, например, Дом министерств, где находится часть ведомств, – достаточно эффективное решение.
Думаю, скорее всего, НБК перенесут в Нур-Султан. Председатель Нацбанка этого, кажется, тоже очень хочет. Все последние места работы Ерболата Аскарбековича находились в столице.
Елена Тумашова