RU KZ
Год в условиях распространения коронавируса, неопределенности и новых вызовов

Год в условиях распространения коронавируса, неопределенности и новых вызовов

12:39 30 Ноябрь 2020 13780

Год в условиях распространения коронавируса, неопределенности и новых вызовов

Автор:

Ольга Фоминских

Как пандемия повлияла на банки и отразилась ли на работе крупнейшего финансового института, рассказала глава Народного банка Умут Шаяхметова.

Год назад был зафиксирован первый случай заражения COVID-19. Вирус постепенно распространился по всему миру и страны начали уходить на самоизоляцию. Казахстан дважды вводил локдауны, и сейчас периодически обсуждается вопрос о возможном введении третьего. Стоит признать, что пандемия затронула все сферы жизни. Как коронавирус повлиял на банковскую деятельность, отразился ли на работе крупнейшего финансового института страны и почему ему нельзя было приостанавливать деятельность в период карантина, рассказала глава Halyk Bank Умут Шаяхметова.

Умут Болатхановна, сегодня мы находимся на пике развития ситуации с коронавирусом и непредсказуемости. Как за это время изменилась банковская деятельность и ваш финансовый институт?

Ровно год, как мы живем в новой реальности пандемии и ее негативного влияния на мировую экономику. Скепсис, который наблюдался в самом начале пандемии во многих странах, в том числе и в Казахстане, быстро сменился на тревогу. Особенно когда вирус начал быстро распространяться по всему миру, а Европа буквально пестрила тревожными новостями о жертвах, стало очевидно, что ситуация довольно сложная и тревожная. Уже в марте в Казахстане появились первые заболевшие, было принято решение по введению полного локдауна, что стало большой неожиданностью для всех: для людей, для бизнеса, для государства. Усложняло ситуацию и то, что не было протокола лечения, возник дефицит лекарств и средств защиты, а медицинский персонал работал на износ.

Возникшая неопределенность задала новые вызовы и для руководителей-управленцев, которые в том числе, должны были взять на себя ответственность за большой коллектив, за клиентов, за группу. Нам приходилось буквально «на ходу» решать вопросы, касающиеся элементарной защиты наших сотрудников, а также принимать участие в мероприятиях государства по поддержке экономики. В это сложное время, надо отдать должное, работа с правительством, Нацбанком и регулятором проводилась очень эффективно. Для того чтобы не допустить ухудшения финансового положения населения и предпринимателей, государством были приняты меры по поддержке бизнеса и населения, предоставлена отсрочка по кредитным платежам для физических и юридических лиц, расширены существующие программы льготного кредитования для МСБ и запущены новые. Регулятор принял решение по послаблению в части пруденциальных нормативов для банков.

Помимо стратегических решений, были и внутрибаковские процессы, ежедневная работа с более чем 20 000 коллективом банка и всей группы «Халык». Здесь также было необходимо в кратчайшие сроки пересматривать внутренние процедуры, переводить процессы в онлайн, и надо сказать, что мы справились со всеми вызовами.

К примеру, в период карантина только «Халык Инкассации», как крупнейшей инкассаторской компании, был разрешен выезд за пределы городов, чтобы пополнять наличными банкоматы и кассы. На сегодняшний день в некоторых регионах нашей страны мы обеспечиваем больше 80% наличности. Понимая необходимость организации бесперебойной работы службы инкассации Халыка, мы сняли отдельную гостиницу для сотрудников, большинство из которых живет за городом, организовали поставку для них продуктов питания и медикаментов. Аналогичные меры были приняты и по отношению к работникам контакт-центра, для которых также была арендована гостиница, организована доставка на автобусах в офис. Для них были созданы все необходимые условия для работы, было крайне важно, чтобы они постоянно находились на связи с нашими клиентами и помогали им в решении всех возникающих вопросов.

Сотрудники филиалов, отделений, несмотря на риски, выходили на работу для того, чтобы обеспечивать своевременную выплату социальных пособий в 42 500 тенге, пенсий, зарплат, стипендий, проводить платежи, поэтому в апреле-мае мы работали практически круглосуточно.

Сегодня ситуация изменилась?

Мы по-прежнему работаем в усиленном режиме, но уже не с такой нагрузкой, которая была в тот период. Сейчас все процессы выстроены, у нас уже есть четко разработанные планы на различные случаи, например введение полного локдауна, полулогдауна и т. д. Разработан план непрерывной деятельности, регламентирующий в том числе работу сотрудников, которые уходят на дистанционную работу или остаются в офисе. На сегодняшний день удаленно продолжают работать свыше 1200 человек, это более 50% коллектива головного офиса. Также сейчас не столь остро стоит вопрос поиска средств индивидуальной защиты, хотя в пик приобрести их было довольно сложно.

Была ли какая-то повышенная ответственность на вашем банке в период приостановления экономической деятельности?

Однозначно. Поскольку Halyk Bank – крупнейший финансовый институт с самой большой долей депозитов населения и юридических лиц, мы не могли позволить себе закрыться полностью. Мы, наверное, единственный банк, который полноценно работал в периоды карантинных ограничений по всей стране. Нам необходимо было бесперебойно выплачивать казахстанцам социальные пособия в размере 42 500 тенге, помимо прочего, средства, которые выделялись казахстанцам в рамках программы Birgemiz, перечислялись только через Народный банк. Необходимо учитывать и то, что мы выплачиваем свыше 70% пенсий по всему Казахстану, соответственно, должны обеспечить работу отделений и банкоматов. Параллельно, чтобы обезопасить пенсионеров, мы обзванивали их, просили не приходить в отделения, снимать наличные в банкоматах или сами привозили им деньги, а также объясняли, как проводить операции онлайн.

Мы понимали свою социальную ответственность перед казахстанцами, поэтому в период ЧП и локдауна мы не закрывались ни на один день. Банк продолжал выдавать кредиты, чтобы клиенты могли получить средства на поддержку своего финансового положения, более того, продолжали работать многие компании, которым были необходимы банковские операции и обслуживание. Мы заметили, что некоторые предприниматели в период карантинных ограничений изымали вклады для поддержания бизнеса, т. к. продажи были приостановлены и необходимо было сохранить компании. На сегодняшний день организации возобновили продажи и вновь вернулись к возможности накапливать средства на депозитах. В этом году, даже несмотря на локдауны, в некоторых отраслях объем продаж выше чем в прошлом году, тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что очень сильно пострадали такие отрасли, как туризм, развлекательный бизнес, транспортный и авиа.

Кроме того, бизнес опасается, что в декабре будет введен очередной локдаун, поэтому уже сейчас старается проводить предновогодние распродажи. Для большинства компаний выручка от продаж в декабре составляет 30-40% от всего годового показателя, поэтому этот месяц очень важен как для МСБ, так и для крупного бизнеса. Если все же будет принято решение ввести локдаун, для компаний это будет серьезным испытанием. Да, многие из них перевели бизнес в онлайн, но мы все еще видим, что доля офлайн-продаж составляет 80-90%, в то время как на удаленные каналы приходится лишь 10-20%. Аналогичная ситуация наблюдается во всем мире.

Что сегодня должны делать банкиры, чтобы стабильно развивать свои финансовые институты? Что делает конкретно ваш банк?

По-прежнему на повестке дня остается развитие технологий, дистанционных каналов продаж, цифровизации, клиентского сервиса. Пандемия просто подстегнула внедрение этих решений, и это то, над чем мы дальше будем работать.

При этом риск-менеджмент по-прежнему остается первостепенным для банковского сектора. Народный банк всегда был силен в этой области, и мы сохраняем за собой статус одного из наиболее финансово устойчивых и платежеспособных банков с наименьшими рисками. Однозначно вопросы капитала, ликвидности, прибыльности, возвратности на капитал всегда являются ключевыми для нас.

Появились и два новых аспекта в нашей деятельности – переход на дистанционную работу и обеспечение безопасности для клиентов и сотрудников. Если говорить про удаленный формат, то для финансовых институтов, особенно таких крупных, как Halyk, переход на такой режим – это огромная работа. Сейчас у нас есть ротация сотрудников, работающих по две недели в офисе и две недели – дома.

Вторая большая тема – это безопасность. Пандемия показала, как важно защищать своих сотрудников, а open space, к сожалению, несет большие риски. Поэтому сейчас мы работаем над зонированием наших зданий, созданием дополнительных вентиляционных систем и т. д. Продолжится работа и в части обеспечения сотрудников масками и перчатками.

Продолжая тему стабильности, как Вы считаете, не потребуется ли сектору на фоне карантинных ограничений очередная господдержка?

Сейчас несколько банков нуждаются в господдержке, потому что испытывают трудности с капиталом, ликвидностью. Так или иначе прямая или косвенная помощь им оказывается. Не исключаю, что в дальнейшем какие-то формы поддержки банкам, возможно, будут оказаны.

Недавно было объявлено о том, что может состояться сделка Jysan и АТФ, как это отразится на рынке? Нет ли опасений по поводу конкуренции?

Из официальных источников известно, что имеется только предварительная договоренность о покупке. Мое мнение, это будет позитивным сигналом и для рынка, и для самих банков. Почему? Во-первых, эта сделка будет свидетельствовать об усилении и консолидации в секторе. Мы неоднократно говорили о том, что казахстанский рынок довольно маленький для большого количества банков, поэтому тенденция на объединение и укрупнение банков продолжится. Во-вторых, у объединенного банка, если сделка состоится, будет хороший капитал, потому что у Jysan есть избыточность капитала и ликвидности. У АТФБанка, со своей стороны, имеются рабочий бизнес-план, база клиентов и выстроенные процессы, которые остались в том числе от UniCredit. Jysan также наращивает свое присутствие на розничном рынке, в том числе и через технологичные решения. Я думаю, это пример стратегии win-win, за которой в случае успешных переговоров последует повышение устойчивости банковского сектора и создание крупного финансового института. Если говорить о конкуренции, то Народный банк проходил разные этапы и занимал не только первое место по активам, но и третье, и четвертое. Здесь каких-то опасений нет, мы свои цели знаем и к ним движемся.

Перейдем от государственной поддержки к поддержке от бизнеса. Halyk Bank был в числе тех, кто участвовал в помощи государству в борьбе с коронавирусом. Во многих странах бизнесмены оказали финансовую поддержку правительствам в борьбе с вирусом. Насколько эффективной оказалась эта помощь?

Я считаю, что любая помощь не бывает лишней, особенно в таких форс-мажорных ситуациях, когда в мире, не только в Казахстане, не хватало лекарств, не было протокола лечения, элементарно был дефицит таких средств, как концентраторы кислорода, ИВЛ и т. д. В этих условиях бизнес, меценаты поддерживали и оказывали благотворительную помощь нуждающимся – больницам, врачам, людям, которые лишились работы, пенсионерам, социально уязвимым слоям населения. Чем больше наши меценаты поддерживают подобные проекты, тем больше эта идеология прививается в обществе.

В этом году в рамках борьбы с коронавирусом фонд «Халык» и Halyk Bank выделили в совокупности 5,5 млрд тенге. В фонд Birgemiz наш акционер Тимур Кулибаев передал 4,5 млрд тенге для выплаты по 50 000 тенге нуждающимся казахстанцам. Более 1500 медработников и персонала организаций городов Нур-Султана, Алматы и Шымкента получили финансовую помощь от банка. Были сформированы 20 000 продуктовых наборов для малообеспеченных и малоимущих семей по всей стране. Дополнительно мы финансировали больницы в регионах, от которых поступали просьбы о помощи. По нашим подсчетам, нам удалось помочь более 300 000 нуждающихся казахстанцев.

Если говорить об эффективности, ее сложно оценить, но думаю, что деньги, которые шли официально, прозрачно через различные благотворительные фонды, были использованы адресно, а значит, эффективно.

Будет ли, по Вашему мнению, после коронавируса больше внимания уделяться развитию медицины?

Думаю, что медицине всегда должно уделяться огромное внимание. Пандемия выявила слабые стороны в системах медицинского обслуживания в разных странах. Здесь возникает вопрос и к нашим чиновникам: какие выводы они должны сделать, чтобы быть готовыми к тем или иным ситуациям. Если же говорить в целом, то медицина и образование – два кита, на которых держится все общество и развитие человеческого капитала в любой стране.

И образование – это второй кит, в сторону которого наравне с медициной звучало много критики в связи с введением онлайн-обучения…

Я видела на примере своей дочери, как тяжело и для детей, и для учителей было перестроиться и организовать процесс онлайн-обучения в период карантина. Я не представляю, как сложно было первоклассникам или ученикам младших классов, когда дети еще не приучены удерживать внимание, а тем более сидеть у компьютера и пытаться самостоятельно учиться. Однозначно вывод, который я сделала: дети нуждаются в офлайн-обучении, им нужна социализация, но я согласна с тем, что в образовании требуются реформы, которые будут направлены на качественное развитие и онлайн-обучения в том числе. Надеюсь, что в скором времени мы вернемся к нормальной жизни: дети пойдут в школу, сотрудники выйдут в офис, компании будут работать в обычном режиме, и все будет как прежде, но по-другому – мы стали сильнее и опытнее к новым вызовам.

Ольга Фоминских


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×