Руководитель ОФ "Медиа-центр" Диана Окремова:
"Я считаю, что это циничное смещение фокуса с защиты прав детей на контролирование граждан в социальных сетях. Такое впечатление складывается после прочтения поправок, которые предлагают внести депутаты мажилиса. В данном случае кибербуллинг и защита о детях стали крючком, который на самом деле ставит перед собой совершенно другие цели. С кибербуллингом невозможно бороться только блокировкой соцсетей – это ведь форма распространения. Мы пытаемся решить не проблему кибербуллинга и нападок на детей, мы пытаемся удалить канал распространения, в данном случае блокировать противоправный контент.
Вторая норма – это обязательство открывать представительство компании в Казахстане. В этой связи возникает вопрос: с какой целью? Очевидно, для того, чтобы упростить казахстанским властям процедуру контроля. Я эти меры не поддерживаю, считаю их лицемерными, они ни в коем случае не заботятся о детях, они заботятся о возможности государства вмешиваться в свободу слова, нарушать границы приватности граждан и делать это легально. Проблема кибербуллинга таким образом не решается, здесь надо думать о нормальной правовой базе, о международных практиках, принимать большой комплекс мер. Но почему-то наши депутаты решили пойти странным путем. На мой взгляд, в плане защиты детей это не даст никакого эффекта".
Председатель правления объединения юридических лиц "Союз кризисных центров Казахстана" Зульфия Байсакова:
"С юридической точки зрения, если представительства организаций, которые будут нести ответственность за действия, происходящие на их интернет-площадках, будут находиться в Казахстане, это хорошо с точки зрения защиты прав не только детей, но и защиты прав любого человека, проживающие в нашей стране. Сегодня очень трудно доказать что-либо, потому что нет юридического лица на территории Казахстана, которое могло бы, основываясь на Конституции, других НПА нашей страны, быть привлечено к ответственности за нарушение прав человека в социальных сетях.
На мой взгляд, это хорошая идея, теперь надо разработать механизм, который бы четко прописывал все правила. Чтобы не получился закон, который надо домысливать, досказывать, по-разному интерпретировать. Закон должен содержать все нормы, регламентирующие деятельность этих представительств.
Статистику кибербуллинга официально никто не отслеживает в Казахстане. Мы можем использовать статистику иностранных служб или конкретные случаи, которые имели место. Надо относиться к этому вопросу не только с позиции защиты прав детей, но и защиты чести и достоинства взрослого человека, в отношении которого происходит травля. Фейки распространяются быстрее, чем достоверная информация, например о задержании, снятии с должности, жертвы бытового насилия начинают преследоваться своими агрессорами, в отношении которых выкладывается недостоверная информация. Я считаю, что все это кибербуллинг и с этим надо бороться".
Напомним, ранее свое мнение высказали эксперт по коммуникациям Алишер Еликбаев, президент ОЮЛ "Интернет-ассоциация Казахстана" Шавкат Сабиров, один из инициаторов этих новелл в мажилисе Айдос Сарым сообщил, что допускается вариант предоставления возможности создания веб-представительств зарубежных онлайн-платформ.
Записала Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!