"Альтернативы КТК нет, и она не может появиться в скором времени!" – заявил глава Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов, отвечая на соответствующий вопрос inbusiness.kz.
Альтернатива – это не только вопрос времени
Он перечислил причины, почему в свое время акционеры консорциума КТК, в числе которых крупнейшие мировые нефтегазовые компании, сделали ставку на маршрут, пролегающий через территорию России.
Во-первых, полуторатысячный нефтепровод пролегает по суше и нет нужды и лишней "головной боли" относительно дополнительных действий по перевалке сырья. Трубопровод напрямую ведет к открытому порту на Черном море. Экономия на транспортировке углеводородов – аргумент весьма привлекательный. А бизнес умеет считать деньги.
"Во-вторых, КТК – это большие перспективы. Сейчас пропускная способность трубопровода составляет 67 млн тонн в год. В настоящее время КТК реализует программы по устранению узких мест нефтепровода (ПУУМ) стоимостью 600 млн долларов США. Этот проект позволит обеспечить транспортировку нефти по КТК до 83 млн тонн в год и должен завершиться до конца будущего года, как раз к запуску проекта будущего расширения на Тенгизе", – сказал г-н Жумагулов.
Эксперт приводит сравнительные затраты логистики нефти, опираясь на данные нефтяного аналитического агентства Argus. Так, предлагаемый ныне многими специалистами маршрут Актау – Баку – Джейхан при текущей перевалке стоит от 49,6-55,5 доллара США. Это дороже на 10-17 долларов, чем по трубопроводу КТК.
"Единственное здравое решение – акционерам КТК взять полное управление нефтепроводом на себя (исключив всех российских "аффилированных" сервисников на терминале КТК). Тем более сам вице-премьер РФ Александр Новак придерживается такого же мнения", – подчеркнул г-н Жумагулов.
Однако другие эксперты придерживаются иного мнения и считают, что альтернатива КТК есть. Так, аналитик по нефтегазовым проектам Олег Червинский считает, что в условиях практически полной остановки главной экспортной артерии Казахстана – нефтепровода КТК, по которому транспортировалось около 80% добываемой в стране нефти, экстренным спасением для Кашагана и Тенгиза явилось бы перенаправление части потоков на Баку.
"Специалисты знают, что еще в начале 2000-х годов в недрах министерства энергетики был разработан проект Казахстанской Каспийской системы транспортировки (ККСТ), решающий задачу диверсификации экспортных потоков. Он предполагал строительство на побережье Каспийского моря нефтеналивных терминалов, откуда нефть доставлялась бы в Азербайджан и далее уходила на мировые рынки по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан", – написал г-н Червинский в своей статье изданию ratel.kz.
Куда не кинь, везде клин!
Тем временем министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков на брифинге в прошедшую пятницу пояснил, что для того, чтобы воспользоваться обсуждаемым так активно сегодня в СМИ альтернативным маршрутом, как трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан", Казахстану потребуется не менее полугода.
"Войти в любой трубопровод со своими объемами не так-то просто. Это вопрос предварительных переговоров и соглашений. Во-вторых, для того чтобы с порта Баку нефть попала в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, нужно восстановить построенный некогда короткий трубопровод – перемычку, который бездействовал долгое время. На его восстановление потребуется не менее полугода. У нас нет времени ждать так долго. По времени восстановление выносных причалов КТК после аварии займет намного меньше времени", – пояснил г-н Акчулаков.
Во-вторых, даже если ремонт на трубопроводе КТК затянется, Казахстан в общей сложности сможет перенаправить лишь 16,5 миллиона тонн нефти по альтернативным маршрутам, в то время, как общий объем нефти, которая уходит на мировые рынки по системе КТК, составляет 53-54 млн тонн.
"Это очень большой экспортный объем для того, чтобы перенаправить его на другие маршруты. На это потребуется время, но мы сегодня продолжаем в оперативном порядке работу над альтернативными маршрутами", – сказал ранее Болат Акчулаков.
Еще одной серьезной проблемой для транспортировки нефти с казахстанских месторождений по железной дороге в сторону Баку или по территории России стал возникший в последнее время дефицит цистерн (немалая часть вагонов и цистерн осталась на территории Украины. – Прим.). А цены на оставшиеся цистерны неимоверно взлетели.
Кроме этого, есть еще одна проблема. Так, для доставки нефти из Актау до Баку по Каспийскому морю нужны собственные танкера, которые, по информации г-на Червинского, были проданы в 2019 году "ввиду отсутствия достаточной грузовой базы для нефтеналивного флота в регионе с учетом экономической целесообразности".
КТК – основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на него приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность магистрали составляет 67 млн тонн нефти в год.
Основными акционерами КТК являются Россия (31%), Казахстан (21%) и Chevron (15%).
Кульпаш Конырова