Есть ли альтернативы нефтепроводу КТК?

3579

Альтернативы КТК нет, считают одни эксперты, другие же, напротив, утверждают, что альтернатива есть. Inbusiness.kz предлагает мнения двух сторон.

Есть ли альтернативы нефтепроводу КТК?

"Альтернативы КТК нет, и она не может появиться в скором времени!" – заявил глава Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов, отвечая на соответствующий вопрос inbusiness.kz. 

Альтернатива – это не только вопрос времени

Он перечислил причины, почему в свое время акционеры консорциума КТК, в числе которых крупнейшие мировые нефтегазовые компании, сделали ставку на маршрут, пролегающий через территорию России. 

Во-первых, полуторатысячный нефтепровод пролегает по суше и нет нужды и лишней "головной боли" относительно дополнительных действий по перевалке сырья. Трубопровод напрямую ведет к открытому порту на Черном море. Экономия на транспортировке углеводородов – аргумент весьма привлекательный. А бизнес умеет считать деньги. 

"Во-вторых, КТК – это большие перспективы. Сейчас пропускная способность трубопровода составляет 67 млн тонн в год. В настоящее время КТК реализует программы по устранению узких мест нефтепровода (ПУУМ) стоимостью 600 млн долларов США. Этот проект позволит обеспечить транспортировку нефти по КТК до 83 млн тонн в год и должен завершиться до конца будущего года, как раз к запуску проекта будущего расширения на Тенгизе", – сказал г-н Жумагулов.  

Эксперт приводит сравнительные затраты логистики нефти, опираясь на данные нефтяного аналитического агентства Argus. Так, предлагаемый ныне многими специалистами маршрут Актау – Баку – Джейхан при текущей перевалке стоит от 49,6-55,5 доллара США. Это дороже на 10-17 долларов, чем по  трубопроводу КТК.

"Единственное здравое решение – акционерам КТК взять полное управление нефтепроводом на себя (исключив всех российских "аффилированных" сервисников на терминале КТК). Тем более сам вице-премьер РФ Александр Новак придерживается такого же мнения", – подчеркнул г-н Жумагулов. 

Однако другие эксперты придерживаются иного мнения и считают, что альтернатива КТК есть. Так, аналитик по нефтегазовым проектам Олег Червинский считает, что в условиях практически полной остановки главной экспортной артерии Казахстана – нефтепровода КТК, по которому транспортировалось около 80% добываемой в стране нефти, экстренным спасением для Кашагана и Тенгиза явилось бы перенаправление части потоков на Баку.

"Специалисты знают, что еще в начале 2000-х годов в недрах министерства энергетики был разработан проект Казахстанской Каспийской системы транспортировки (ККСТ), решающий задачу диверсификации экспортных потоков. Он предполагал строительство на побережье Каспийского моря нефтеналивных терминалов, откуда нефть доставлялась бы в Азербайджан и далее уходила на мировые рынки по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан", – написал г-н Червинский в своей статье изданию ratel.kz. 

Куда не кинь, везде клин!

Тем временем министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков на брифинге в прошедшую пятницу пояснил, что для того, чтобы воспользоваться обсуждаемым так активно сегодня в СМИ альтернативным маршрутом, как трубопровод Баку – Тбилиси –  Джейхан", Казахстану потребуется не менее полугода. 

"Войти в любой трубопровод со своими объемами не так-то просто. Это вопрос предварительных переговоров и соглашений. Во-вторых, для того чтобы с порта Баку нефть попала в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, нужно восстановить построенный некогда короткий трубопровод – перемычку, который бездействовал долгое время. На его восстановление потребуется не менее полугода. У нас нет времени ждать так долго. По времени восстановление выносных причалов КТК после аварии займет намного меньше времени", – пояснил г-н Акчулаков. 

Во-вторых, даже если ремонт на трубопроводе КТК затянется, Казахстан в общей сложности сможет перенаправить лишь 16,5 миллиона тонн нефти по альтернативным маршрутам, в то время, как общий объем нефти, которая уходит на мировые рынки по системе КТК, составляет 53-54 млн тонн.

"Это очень большой экспортный объем для того, чтобы перенаправить его на другие маршруты. На это потребуется время, но мы сегодня продолжаем в оперативном порядке работу над альтернативными маршрутами", – сказал ранее Болат Акчулаков. 

Еще одной серьезной проблемой для транспортировки нефти с казахстанских месторождений по железной дороге в сторону Баку или по территории России стал возникший в последнее время дефицит цистерн (немалая часть вагонов и цистерн осталась на территории Украины. – Прим.). А цены на оставшиеся цистерны неимоверно взлетели. 

Кроме этого, есть еще одна проблема. Так, для доставки нефти из Актау до Баку по Каспийскому морю нужны собственные танкера, которые, по информации г-на Червинского, были проданы в 2019 году "ввиду отсутствия достаточной грузовой базы для нефтеналивного флота в регионе с учетом экономической целесообразности".

КТК – основной экспортный маршрут для казахстанской нефти, на него приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность магистрали составляет 67 млн тонн нефти в год.

Основными акционерами КТК являются Россия (31%), Казахстан (21%) и Chevron (15%).

Кульпаш Конырова