Весомая часть экономики Казахстана находится в тени. По расчетам самого правительства, около четверти (25%), тогда как Международный валютный фонд дает не менее трети (33%), заявили эксперты круглого стола "Налоговая и бюджетная политика в условиях глобальных экономических вызовов" в рамках XI Астанинского экономического форума (АЭФ-2018). Как вывести бизнес из тени, в ходе блиц-интервью в кулуарах форума рассказал abctv.kz председатель правления АО "Банк "ЦентрКредит" Галим Хусаинов.
– Галим Абильжанович, на Ваш взгляд, является ли нахождение весомой доли экономики Казахстана в тени следствием высокой налоговой нагрузки? И, как следствие, насколько действенен фискальный рычаг для решения проблемы?
– Вывод МСБ из теневой экономики требует больше административных мер, нежели фискальных. Это упрощение налогового администрирования, уплаты налогов, предоставление различных стимулов, но не в виде уменьшения налогов, у нас, в принципе, ставки для МСБ достаточно низкие.
Весь вопрос в правильном администрировании через упрощение сборов и расчетов. Часто представители МСБ не имеют достаточно высокой квалификации для заполнения налоговой декларации. Культура заполнения требует времени и образования. Не каждый может позволить себе бухгалтера, им легче не платить налоги, чем делать то, чего они не знают и не умеют.
– Министерство национальной экономики заявляло, что, возможно, в Казахстане будет введен прогрессивный налог. Что Вы думаете по этому поводу?
– У нас принята политика, что система прогрессивного налогообложения коррелирует именно как фискальная мера, то есть увеличение поступлений в бюджет. На самом деле прогрессивная система налогообложения в первую очередь призвана для стимулирования спроса, но она должна, соответственно, балансировать с предоставлением достаточно больших вычетов и необлагаемого дохода.
Когда происходит такая вещь – низкооплачиваемое население получает низкую налоговую ставку с достаточно высокими вычетами, люди с хорошим доходом получают высокую ставку.
В ситуации, когда люди получают высокую процентную ставку по налогам и при этом у них есть возможность получить вычеты по налоговой базе за счет расходов, будет стимулировать расходы данного слоя населения и тем самым положительно скажется на потребительском спросе и экономическом росте. На мой взгляд, с этой позиции надо смотреть на прогрессивную систему налогообложения.
– На АЭФ отдельные эксперты упомянули о том, что в Узбекистане взят курс на новую налоговую политику, которая в идеале станет более благоприятной, чем в Казахстане, и повлияет на потоки инвестиций. Вы согласны с этим мнением?
– В Казахстане вводили беспрецедентные налоговые льготы для инвесторов, обнуляли практически все, при этом мы не наблюдаем большого притока инвесторов в Казахстан. Инвесторов, использующих эти льготы, очень мало.
На самом деле вопрос не в налогах. У Казахстана достаточно низкие налоги по сравнению со многими странами. Примерно до таких же ставок опускает Узбекистан. Но это не ключевой фактор для принятия решения инвесторами при инвестировании в ту или другую страну.
Я не вижу больших угроз, если Узбекистан либерализует налоговую политику. Вопрос связан с институциональными вещами: у кого будет больше конкуренции, свободы, справедливые суды. Это будет влиять на приход инвесторов, а не налоговая политика.
Майра Медеубаева