/img/tv1.svg
RU KZ
Индустриальный сертификат – защита бизнеса

Индустриальный сертификат – защита бизнеса

Интервью заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Жунусовой Д.Б.

17:40 13 Январь 2020 5789

Индустриальный сертификат – защита бизнеса

Автор:

– Дана Бейсеновна, в социальных сетях среди представителей бизнеса наблюдаются активные дискуссии по поводу индустриального сертификата, разработанного Национальной палатой. Поясните, пожалуйста, что такое индустриальный сертификат и зачем он нужен?

– Индустриальный сертификат – это документ, подтверждающий наличие производства у предприятия. Он свидетельствует о номенклатуре производства, а также производственных мощностях предприятия. Другими словами, наличие индустриального сертификата является своего рода гарантией того, что предприятие действительно является производителем, а не «пустышкой».

– Почему это так важно? Можно пример?

– Это важно с точки зрения обеспечения добросовестной конкуренции между предприятиями. В прошлом мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда лжепредприятия, маскируясь под отечественных производителей, пользовались преференциями и мерами поддержки, выигрывали в государственных и иных закупках, при этом не имея ни одного оборудования для производства.

Выдача индустриального сертификата – новая функция Нацпалаты. С 1 января прошлого года она была закреплена в законе о НПП. Полноценная выдача индустриальных сертификатов начата с марта 2019 года.

С марта по сегодняшний день мы выдали 238 индустриальных сертификатов.

Из них предприятиям легкой промышленности выдано 121 сертификатов, мебельной – 29, машиностроения – 48, IT-сферы – 15, строительной – 15, химической – 13, медицинской – 1, целлюлозно-бумажной – 1.

Глобально мы стремимся к формированию единого и достоверного реестра отечественных производителей, чтобы на уровне республики понимать наши реальные производственные возможности. Безусловно, это крайне важно для формирования эффективной промышленной политики и выработки мер поддержки.

– Какие преимущества дает индустриального сертификата?

– При поддержке правительства и депутатского корпуса мы добились существенных привилегий для обладателей индустриального сертификата.

Так, к примеру, с 1 июля 2019 года по товарам легкой и мебельной промышленности государственные закупки осуществляются только через предварительный квалификационный отбор, для прохождения которого необходим индустриальный сертификат. В результате за второе полугодие прошлого года закупки на более 4,3 млрд тенге были проведены только среди отечественных товаропроизводителей.

В частности, по товарам легкой промышленности проведены закупки на 2,9 млрд тенге среди 39 отечественных производителей, по мебельной промышленности – на 1,4 млрд тенге среди 22 ОТП.

Аналогичную работу мы планируем провести и по другим отраслям.

Также с 1 января 2020 года наличие индустриального сертификата наряду с СТ-КЗ позволяет войти в реестр товаропроизводителей холдинга «Самрук-Казына», а с 31 марта 2020 года для этого будет достаточно наличие только индустриального сертификата. Это большие возможности для отечественных товаропроизводителей, учитывая, что ежегодный объем закупок товаров Фонда составляет порядка 1,9 трлн тенге.

При этом надо понимать, что индустриальный сертификат – это документ, подтверждающий наличие производства, но не определяющий долю местного содержания и происхождение в конкретной партии или единице товара. Таким образом, ИС – это не аналог сертификата СТ-КЗ.

Приоритет отечественным товаропроизводителям с индустриальным сертификатом теперь также предусмотрен и в государственном оборонном заказе.

Кроме того, ряд мер государственной поддержки по продвижению экспорта, таких как возмещение затрат за рекламу, участие в выставках, содержание торговой площади и склада, доставка, сертификация за рубежом, будет предоставляться только предприятиям, подтвердившим свой статус товаропроизводителя наличием индустриального сертификата либо сертификатом СТ-KZ.

Мы планируем продолжить работу над расширением сферы применения индустриального сертификата, как в целях доступа к закупкам, так и в целом для анализа уровня технологического развития предприятий и выработки на основе этого иных мер поддержки.

– Поднимался вопрос о финансовой составляющей. Выдача ИС – платная?

– Здесь необходимо внести ясность. Выдача индустриального сертификата состоит из двух этапов:

Первое – анализ состояния производства отраслевым экспертом, назначаемым профильной ассоциацией.

Второе – формирование реестра отечественных производителей товаров, работ и услуг и выдача индустриального сертификата региональной палатой предпринимателей.

По настоянию отраслевых ассоциаций работа отраслевого эксперта на первом этапе проводится на платной основе: в размере до 10 МРП, или 26 510 тенге за один рабочий день. Также отдельно оплачивается перелет и проживание отраслевого эксперта: около 100-150 тыс. тенге. Итого, если брать в среднем 7-10 дней на проведение экспертизы, получается порядка 200-400 тыс. тенге.

Фактическая выдача сертификата Национальной палатой, то есть второй этап, производится на безвозмездной основе. Таким образом, НПП не получает ни одного тенге за выдачу индустриального сертификата. Несмотря на существенные затраты организации, такие как сопровождение электронной системы сертификации (80 млн тенге ежегодно), содержание дополнительного штата сотрудников (около 110 млн тенге ежегодно) проведение процедуры верификации и аудита, участие в судебных процессах (более 8 млн тенге ежегодно).

При этом мы видим, что выражаются разного рода вопросы по поводу требования уплаты обязательных членских взносов для получения индустриального сертификата. Необходимо пресечь подмену понятий.

ОЧВ – это не плата за получение индустриального сертификата. Согласно законодательству субъекты частного предпринимательства обязаны оплачивать обязательные членские взносы в качестве членов Национальной палаты. При этом решением съезда НПП малый бизнес освобожден от уплаты ОЧВ до 2022 года. Таким образом, фактически всего два процента от всех субъектов бизнеса подпадают под обязательство уплаты взноса.

Более того, из 238 предприятий, уже получивших индустриальный сертификат, порядка четверти (58 компаний) освобождены от уплаты ОЧВ.

– Как разрабатывались правила выдачи ИС? Все ли мнения были учтены?

– Обсуждения правил начались еще более трех лет назад. Было проведено более 50 совещаний, круглых столов, видеоконференций и т. д. Естественно, к данной работе привлекались все заинтересованные лица: бизнес, ассоциации, госорганы.

Правила разрабатывались так долго отчасти по причине того, что до последнего сохранялся ряд принципиальных разногласий.

Если вспомнить, то одним из главных при обсуждении проекта правил был вопрос, кто будет проводить экспертизу технологического процесса предприятий. Ассоциации выражали позицию о том, что именно они как отраслевые объединения, имеющие соответствующих специалистов и экспертов, должны проводить экспертизу предприятий.

В конечном итоге Национальная палата пошла навстречу, и в правила была включена норма – проводить экспертизу технологического процесса отраслевыми экспертами, рекомендованными ассоциациями.

– С какими сложностями вы столкнулись на практике при выдаче ИС?

– Как я отмечала выше, на сегодня индустриальный сертификат внедрен в государственные закупки, закупки фонда «Самрук-Казына», а также гособоронзаказа.

И эффект для компаний – обладателей индустриального сертификата – действительно значительный.

Вместе с тем в ходе анализа эффекта для отечественных производителей от применения индустриального сертификата мы столкнулись со случаями недобросовестного участия в государственных закупках и злоупотребления наличием ИС.

Так, к примеру, имеются факты участия компаний, которые получили ИС как производитель продукции легкой промышленности, в закупках товаров мебельной промышленности.

Более того, такие компании не только приняли участие, но были определены победителем и поставили товар.

Другой пример: предприятие мебельной промышленности получило индустриальный сертификат и было включено в реестр квалифицированных поставщиков. Однако в заявке на участие в закупке стульев указало страну происхождения поставляемого товара – Республика Украина, что не соответствует цели применения индустриального сертификата в закупках.

В рамках совместной работы с Центром электронных финансов по мониторингу госзакупок мы выявили данный факт. После чего предложили доработать Портал государственных закупок путем установления форматно-логистического контроля.

Дополнительно также прорабатывается с министерством финансов внесение изменений в правила осуществления государственных закупок в части установления четкого требования о предоставлении только сертификата СТ-КЗ при поставке товара, закупаемого способом конкурса с ПКО.

– Почему вносятся изменения в правила выдачи ИС? В чем суть этих изменений и что это даст?

– Можно констатировать, что за полгода практика выдачи ИС позволила выявить изъяны в процессе выдачи сертификатов.

Проблемные вопросы возникли уже с первого этапа выдачи, т. е. начиная от выбора отраслевого эксперта до получения заключения отраслевой экспертизы. Можно выделить основные из них.

Во-первых, это острая нехватка отраслевых экспертов, особенно в регионах.

На сегодня, к примеру, Союзом машиностроителей Казахстана выделено всего 6 экспертов на проведение экспертизы. При этом в Казахстане числится более 2,2 тыс. предприятий в отрасли машиностроения. Получается, это один эксперт на 375 компаний!

Аналогично в отрасли легкой промышленности на 1030 компаний приходится всего 15 экспертов, а в мебельной отрасли – 7 экспертов на 905 предприятий.

Нехватка экспертов на этапе отраслевой экспертизы стала своего рода «узким горлышком» для предпринимателей. Поэтому с учетом мнения бизнеса мы считаем необходимым установить в правилах требование об определении не менее одного отраслевого эксперта в каждом регионе.

Во-вторых, это отсутствие четких отраслевых критериев для проведения анализа состояния производства. К примеру, нет классификации видов деятельности по кодам в разрезе отраслей, нет градации предприятий по размерности – малое, среднее, крупное. Таким образом, все сводится к субъективной оценке отраслевого эксперта, что влечет за собой определенные риски.

В этой связи мы настаиваем на утверждении ассоциациями по каждой отрасли критериев по анализу состояния производств, с согласованием комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК и НПП.

Стоит отметить, на сегодняшний день Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана – единственное отраслевое объединение, которое разработало такие отраслевые критерии и выражает активную и конструктивную позицию по вопросу совершенствования механизма выдачи индустриального сертификата.

К сожалению, остальные отраслевые ассоциации не столь активны в данном вопросе.

В-третьих, это отсутствие четкой регламентации по включению либо исключению отраслевых экспертов ассоциациями, а также регламентации их взаимодействия.

На сегодня нет даже квалификационных требований, аттестации и процедуры утверждения кандидатур. Не определены права и обязанности экспертов и ассоциаций, штрафы за нарушения, отчетность, механизмы контроля за деятельностью эксперта.

В-четвертых, не регламентирован процесс взаимодействия ассоциаций и экспертов с заявителями на получение индустриального сертификата. То есть не определяются сроки и порядок проведения экспертизы, сумма оплаты и т. д.

Для решения этих проблем, в целях обеспечения прозрачности и наделения ответственностью вовлеченных сторон мы предлагаем провести автоматизацию всего бизнес-процесса с включением всех участников механизма, а также внедрить электронные типовые договоры с указанием регламента работы, ответственности, квалификации, сроков, штрафов за неисполнение и др.

В-пятых, на сегодняшний день в ИС указываются коды ЕНСТРУ на каждый выпускаемый товар. Однако ЕНСТРУ не является госсистемой кодификации, не является статичным и исчерпывающим справочником. Новые коды могут создаваться ежедневно.

Соответственно, к примеру, чтобы участвовать в закупках, бизнесу придется вносить изменения в ИС по каждому незначительному изменению в кодификации или после каждого добавления новых кодов. Это затратно и нецелесообразно. Поэтому мы предлагаем исключить поле кодификации ЕНСТРУ из индустриального сертификата.

Кроме того, другие изменения и дополнения в правила включают:

  • камеральный контроль со стороны центрального аппарата НПП в целях выявления рисков нарушений при выдаче индустриального сертификата;
  • усиление квалификационных требований к отраслевым экспертам;
  • усиление ответственности экспертов, ассоциаций и региональных палат предпринимателей и др.

Хотелось бы отметить, что индустриальный сертификат – это потенциально один из самых действенных инструментов поддержки реальных производителей Казахстана. Мы видим, что правительство принимает конкретные меры по данному вопросу.

Но предпринимателям и отраслевым объединениям также важно понимать ответственность данной работы, учитывая, что ОТП открывается доступ к закупкам государственного и квазигоссектора с огромными бюджетными средствами. Как отмечал президент на расширенном заседании правительства 15 июля прошлого года, нельзя забывать о встречных обязательствах, поэтому НПП и в целом бизнес должны идти навстречу правительству.

Бизнесмены Казахстана и Германии обсудили новые пути сотрудничества

Потенциальные темы для более тесного взаимодействия обсудили в ходе двенадцатого заседания Казахстанско-германского делового совета по стратегическому сотрудничеству под сопредседательством главы правления DB Engineering & Consulting Нико Варбаноффа.

15 Октябрь 2020 10:19 1224

Фото: atameken.kz

Также участие приняли заместитель премьер-министра Роман Скляр, председатель правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов, председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов, представители национальных компаний и бизнес-сообщества двух стран, послы.

Основные темы обсуждения – новые пути сотрудничества после пандемии, инвестиционные проекты и укрепление деловых отношений между бизнесами двух стран.

«Казахстан готов предоставить широкие возможности инвесторам из Германии для реализации перспективных проектов: в энергетике, в проектах «зеленой» экономики, в сельском хозяйстве (200 млн га, второе место в мире по пашне на душу населения), в машиностроении и других направлениях обрабатывающей промышленности, в здравоохранении и по другим направлениям, которые сегодня будут обсуждаться. Мы открыты для всех новых инициатив и предложений», – отметил заместитель премьер-министра Роман Скляр.

В свою очередь сопредседатель КГДС Нико Варбанофф поблагодарил казахстанскую сторону за возможность проведения мероприятия и всех участников за участие. Он отметил негативное влияние пандемии на экономические показатели и выразил надежду на позитивный рост в следующем году.

Председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов рассказал немецким коллегам о ситуации в стране и мерах поддержки бизнеса.

«Есть несколько программ господдержки – субсидирование, гарантирование, развитие инфраструктуры, предоставление земельных грантов, свободные экономические зоны. Все они мониторятся в автоматическом режиме по всем регионам. Из последних новых разделов – региональное развитие. Мы уже приступили к разработке экономической карты каждого региона, где будет отражена реальная информация, начиная от свободных активов до развитых секторов и мер поддержки на местном уровне. Это полезная информация для инвесторов», – отметил Аблай Мырзахметов.

Он также сообщил о деятельности проектного офиса по вопросам предпринимательства, о готовности полного сопровождения инвесторов по всему Казахстану, а также о проекте Digital Atameken – цифровой экосистеме для развития предпринимательства в стране. Кроме того, Аблай Мырзахметов отметил готовность НПП поддержать инициативы немецкого бизнеса по развитию персонала и подготовке кадров в колледжах.

Главный управляющий директор восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс поблагодарил сопредседателей КГДС за их личный вклад в сотрудничество и перечислил сферы, в которых Германия заинтересована в будущем работать вместе с Казахстаном. В частности, он поддержал создание агентства по стратегическому планированию и реформам.

«Хочу ориентироваться на последнюю речь президента Токаева, который озвучил впечатляющий план экономических реформ в Казахстане, где есть много тем для нашего более тесного сотрудничества в разных направлениях. Это касается вопросов налогового и таможенного администрирования, роли МСБ, регионального сотрудничества, «зеленой» экономики, закона об индустриальной политике... Мы как раз в прошлом году с нашим министерством экономики разработали индустриальную стратегию и готовы поделиться опытом. Кроме того, Казахстан является нашим очень хорошим партнером в сфере мультилатерализма и противодействия протекционизму, который растет во всем мире. Казахстан строго придерживается именно ориентации на мультилатерализм. В нашем совместном экономическом пространстве «от Лиссабона до Владивостока» есть очень много потенциальных тем», – заверил Михаэль Хармс.

Он проявил заинтересованность в изучении опыта Казахстана в банковском секторе, который, по его мнению, более цифровизован, чем в Германии.

Далее своими идеями и предложениями поделились такие представители крупного бизнеса Германии, как Knauf AG, Herrenknecht AG, SAP, Siemens Energy AG и CLAAS Global Sales GmbH, которые выразили готовность сотрудничать с Казахстаном в разных отраслях, включая повышение квалификации.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Какой эффект ожидается от создания ситуационного центра и Центра электронного декларирования?

При помощи контроля досмотра через видеокамеры привлечены к ответственности более 100 работников таможенных постов за нарушения порядка проведения досмотра.

10 Октябрь 2020 10:12 1717

Об этом написал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов на своей странице в сети Facebook.

«Сегодня в режиме ВКС  КГД МФ РК были презентованы ситуационный центр и Центр электронного декларирования.

Что нам обещает  КГД от внедрения ситуационного центра:

После создания было проанализировано 148 тыс. рентген-снимков ИДК вместе с документами, выставлено 3,1 тыс. подозрений на нарушения законодательства. Количество выявленных рисковых товарных партий стало в пять раз выше. Если в 2018 г. – 11 040 ДТ, то в  2019 г. – 59 910 ДТ.

Сформирован единообразный подход и двухуровневый анализ рентген-снимков ИДК, также сократилось время прохождения таможенных процедур.

При помощи контроля досмотра через видеокамеры привлечены к ответственности более 100 работников таможенных постов за нарушения порядка проведения досмотра.

Также снижено расхождение в зеркальной статистике с КНР (2018 г. – 53%, 2019 г. – 47%, 8 мес. 2020 г. – 44%).

Что нам обещает КГД от внедрения ЦЭД:

Функции Центра электронного декларирования заключаются в правильности применения  методов  определения таможенной стоимости, правомерности льгот и освобождений и правильности классификации товара.

На первом этапе ЦЭД осуществляет таможенный контроль при таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (ИМ-40).

Пилотный проект проводится в Атырауской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях.

В пилотном проекте на уровень комитета переведен документальный контроль по ДТ 21 таможенного поста 6 ДГД. Девять сотрудников ОГД за период  15.10-02.10.2020 года произвели очистку товара по 186 ДТ из 321 поступивших ДТ в ЦЭД.

При оформлении в центре электронного декларирования отсутствует возможность прямого контакта инспектора и декларанта, все взаимодействие производится посредством ИС "АСТАНА-1", то есть минимизированы коррупционные риски. Местонахождение декларанта не имеет значения для декларирования товара, поскольку товары при этом могут размещаться на любых приграничных терминалах, что существенно оптимизирует затраты на логистику внешнеторговых грузов.

Подводя итоги совещания, было предложено:

1) Разработать систему мониторинга деятельности СЦ и ЦЭД на предмет их эффективности и упрощения процедур для участников ВЭД.

2)  Отработать на следующем этапе проблему потоварного выпуска, предусмотреть, если такая процедура предусмотрена законодательством.

Будем  надеяться, что внедрение новых институтов упростит таможенное декларирование, а не усложнит его.

При наличии жалоб на работу СЦ и ЦЭД просим направлять информацию мне и в НПП РК "Атамекен", – написал Рустам Журсунов.

Подписывайтесь на телеграм-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!