/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Инструменты господдержки автопрома хотят масштабировать на производителей сельхозтехники

Инструменты господдержки автопрома хотят масштабировать на производителей сельхозтехники

Тему обсудили в Костанае в рамках рабочего визита Премьер-министра Аскара Мамина в регион.

13:20 16 Август 2019 9211

Инструменты господдержки автопрома хотят масштабировать на производителей сельхозтехники

Автор:

Татьяна Шестакова

Фото: Татьяна Шестакова

В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития считают, что существующие меры господдержки автопрома эффективны и реально работают на развитие отрасли. Глава ведомства Роман Скляр в рамках рабочего совещания, которое состоялось на площадке ТОО «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, отметил, что сегодня 57% проданных в стране автомобилей – отечественного производства. До 2016 года отечественные производители могли рассчитывать лишь на четверть рынка. В министерстве считают, что изменили ситуацию новые меры господдержки: преференции по НДС, введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры по поддержке экспорта.

Сегодня привлечение стратегических партнеров, в том числе из России и Китая, позволили расширить линейку выпускаемой продукции. По данным Министерства индустрии, в стране собирают 167 моделей автомобилей, в том числе 37 моделей легковых 22 мировых брендов. Все категории транспортных средств, отмечают в ведомстве, в Казахстане выпускается: легковая, грузовая и коммерческая техника, сельхозмашины, которые работают на бензине, на газу и электроэнергии.

«С 2010 года удалось нарастить объемы производства в восемь раз, до 32 тысяч единиц в прошлом году. Доля автопрома в общем объеме машиностроения в 2018 году достигла 19%. В текущем году сохранятся темпы развития. За семь месяцев текущего года предприятиями уже произведено свыше 24 тысяч автомобилей. Доля автопрома превысила 30% в общем объеме машиностроения страны. В планах достигнуть к концу года объема производства в 60 тысяч автомобилей», – отметил Роман Скляр.

Легковая поддержка

Сегодня производители легковой и коммерческой техники имеют немало преференций. В их числе договоры промышленной сборки, которые производители подписали с Правительством РК. В них оговорены условия, в том числе по уровню локализации производства. В среднем по Казахстану уровень локализации автопрома составляет 33%, а по некоторым моделям доходит до 50%. Повсеместно производители запускают цеха по сварке, окраске кузовов. Однако в 2020 году эти соглашения истекают. Министерство индустрии и инфраструктурного развития уже сегодня предложило разработать национальные соглашения по промышленной сборке, к подписанию которых планируют приступить уже в текущем году. Это, по словам Романа Скляра, позволит отечественному автопрому сохранить свои конкурентные преимущества перед зарубежными производителями.

По данным, озвученным в рамках рабочего совещания в Костанае с участием Аскара Мамина, на руку отечественными машиностроителям сыграло и введение утилизационного сбора. Он в итоге привел к сокращению количества старых авто на дорогах страны. С 2015 года их стало меньше более чем на 14%. Число новых авто за тот же срок увеличилось до 27% в общем объеме автомобилей и достигло 416 тысяч авто.

Одним из самых действенных инструментов на уровне Правительства считают льготное кредитование. За четыре года из бюджета на работу программы выделили 50 млрд тенге. С учетом револьверного освоения сегодня реализовано почти 16 тысяч автотранспортных средств стоимостью 77 млрд тенге. Программа пользуется огромным спросом среди населения. Сегодня свою программу льготного кредитования готовит Национальный банк Казахстана. На ее реализацию в течение пяти лет планируют выделить 100 млрд тенге. 

Если говорить о коммерческой технике, то в качестве дополнительного стимулирования с прошлого года действует программа реализации автобусов казахстанского производства в лизинг. Из республиканского бюджета выделили 33,5 млрд тенге. Сегодня эти деньги уже позволили профинансировать покупку 1350 автобусов по всей стране.

Проактивная работа по развитию производства спецтехники привела к тому, что Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Министерством здравоохранения утверждена дорожная карта по обновлению санитарного транспорта. Впервые принято постановление Правительства, ограничивающее приобретение легковых автомобилей иностранного производства в рамках госзакупок сроком на два года.

Если говорить об экспорте автомобилей, то государство обещает наряду с маркетинговым продвижением возмещать части затрат по транспортировке готовой продукции и ее сертификации на экспортных рынках.

Важно то, что эти инструменты государство посчитало эффективными мерами в качестве поддержки и стимулирования развития производителей легковой и коммерческой техники. Теперь власти планируют распространить этот опыт на производителей сельхозтехники.

Агромашина

Сегодня в Казахстане, по данным Минсельхоза, 85% парка тракторов и 68% парка комбайнов старше 10 лет. Средний износ сельхозтехники по стране составляет 76%. Это не позволяет увеличивать производительность труда в агропромышленном комплексе, затягивая в том числе сроки посевной и уборочной кампаний.

Начиная с 2010 года объемы производства сельхозтехники в Казахстане выросли, по данным Министерства индустрии, более чем в два раза. В 2018 году объем машиностроения страны составил 28 млрд тенге. В этой сумме – стоимость 360 комбайнов и 366 тракторов, выпущенных отечественными предприятиями. В масштабах республики этого недостаточно. За первое полугодие текущего года произведено продукции на 15 млрд тенге, в том числе 150 комбайнов и 453 трактора. При этом уровень локализации сельхозмашиностроения в среднем по стране выше, чем в производстве легковой и коммерческой техники, и составляет 36%.

До сих пор эксперименты государства в части изменения условий господдержки для стимулирования обновления парка агромашин не привели к заметному изменению ситуации в этом секторе экономики. Например, действующее условия программы по субсидированию покупки техники привели к тому, что аграрии покупают в основном импортные машины. В Министерстве индустрии предлагают изменить правила и акцентировать внимание именно на отечественных производителях. Есть и другие неудачные попытки.

«Доступ к технике обеспечивается с помощью инвестиционного субсидирования ставок вознаграждения и предоставления техники в лизинг. Государство субсидирует 20% стоимости техники и, чтобы увеличить число тех, кто может позволить себе купить новый трактор, разрешило использовать инвестиционную субсидию в качестве первоначального взноса. В 2017 году была исключена мера господдержки в виде субсидирования ставки вознаграждения по технике и пересмотрены условия инвестиционного субсидирования. В итоге только по АО «Казагрофинанс» лизинг техники упал на 15 млрд тенге. Тогда аграрии купили на 200 комбайнов меньше, чем в 2016 году. За год по республике было приобретено менее 350 тракторов и 300 комбайнов. Возврат в 2018 году к прежним правилам субсидирования позволил увеличить лизинг на 23 млрд тенге и восстановить прежний уровень приобретения тракторов и комбайнов», – отметил министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров.

Стоит уточнить, что в итоге всех этих корректировок в прошлом году в качестве дополнительного стимулирования развития отечественного производства была запущена программа по реализации тракторов и комбайнов в лизинг. Из республиканского бюджета на эти цели выделили 6,5 млрд тенге. По программе уже реализовали 262 комбайна и трактора. Сегодня систему лизинга, действующую в Казахстане, российские партнеры признают эффективной. Директор Петербуржского тракторного завода Сергей Серебряков назвал этот опыт передовым.

«Для развития сельхозмашиностроения необходимо применять аналогичные меры, которые были успешно апробированы в автопроме и за короткое время доказали свою эффективность. Мы считаем, что необходимо внедрение политики поддержки отечественного сельхозмашиностроения, которая позволит загрузить наши предприятия, расширить спектр производимой техники, создать рабочие места и предложить аграриям качественный и в то же время приемлемый по цене отечественный продукт. Для этого с начала текущего года мы начали заключать соглашения по промышленной сборке сельхозтехники. Всего заключено 29 соглашений с семью производителями, которые предусматривают выполнение технологических операций и углубление локализации до 50%», – отметил Роман Скляр.

Еще один масштабируемый механизм поддержки сельхозмашиностроения – введение утилизационного сбора, вокруг которого много споров. Роман Скляр заверил, что утильсбор не повлияет на стоимость тракторов и комбайнов местного производства. Эта мера также не коснется уже зарегистрированной и эксплуатируемой техники. Кроме того по задумке министерства эта мера позволит искоренить попытки параллельного ввоза техники.

Кооперироваться надо

Мнение инвесторов в части развития сельхозмашиностроения Казахстана, в принципе, едины: для повышения уровня локализации уже сегодня необходимо укреплять межстрановые связи в части производства автокомпонентов. Правительство эту идею всячески поддерживает. По словам Романа Скляра, планируется принятие специальной программы развития автокомпонентной базы. Однако путь к достижению этой цели каждый предлагает свой.

К примеру, представитель директора JAC Motors Ю Ян сказал, что государственные органы должны в первую очередь отдавать предпочтения продуктам, производимым на предприятиях с максимальным уровнем локализации. Далее в приоритете должны стоять предприятия, работающие с привлечением иностранных инвестиций. Самый низкий приоритет китайские инвесторы предлагают отдать предприятиям с низким уровнем локализации без привлечения иностранных инвестиций.

Директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков считает, что не нужно создавать излишних производственных мощностей. Сегодня компания реализует на территории индустриальной зоны Костаная проект по выпуску тракторов «Кировец» и комплектующих. Этот проект компания реализует совместно с АО «Агромаш Холдинг». Производство мощностью 700 тракторов в год планируют запустить уже в октябре. 

«Мы предлагаем рассматривать вопросы, связанные не только с локализацией на территории РК машин, но и производства здесь компонентов, которые мы бы брали в Петербург. Например, колесные диски (производят. – Прим. авт.) на территории Украины, и там с промышленностью сложное положение дел. Карданного производства у нас в РФ нет. Это также радиаторное и аккумуляторное производство. Мы готовы, если со стороны республики Казахстан будут выходить предприятия, подписывать соглашения, в которых мы будем давать гарантию покупки, а вторая сторона – качества и цены. Это бы резко расширило наши возможности», – отметил Сергей Серебряков.

Аналогичные планы и предложения у ПАО «КамАЗ». Гендиректор компании Сергей Когогин отметил, что всю продукцию литейного завода, который они планируют запустить на территории все той же индустриальной зоны Костаная, будут выкупать материнские компании. То есть речь идет о 100% экспортном производстве. В такой дислокации мощностей компания видит выгоду в географическом расположении и условиях размещения предприятия.

«Те условия, которые нам предложили, нас заинтересовали. Они необходимы для укрепления наших позиций. Это необходимо КамАЗу. Подтверждая всю серьезность наших намерений, мы подняли вопрос подготовки персонала, потому что без специалистов производство работать не может. На первом этапе достаточно большое количество экспатов будем вынуждены сюда направлять. На литейный проект предполагалось, что один из ключевых специалистов будет из Южной Африки», – отметил Сергей Когогин.

Эта же компания планирует реализовать в Костанае проект по производству редукторов передних передач. Проектно-сметную документацию по обоим проектам камазовцы планируют разработать до конца года. Запуск запланирован на 2022 год.

В рамках встречи с Премьер-министром аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов предложил и другой вариант кооперации – внутристрановой.

«Главным является производство почвообрабатывающей техники в зерносеющем секторе. Мы провели работу, и идут инженерные процессы по запуску в производство казахстанского посевного комплекса. В течение месяца будет завершена работа по координации работы предприятий Павлодарской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей, чтобы собирать эту сложную технику», – отметил Даниал Ахметов.

Отечественные производители предложили создать реестр производителей автокомпонентов, чтобы не нести лишние затраты и не создавать ненужной конкуренции.

В целом, согласно программе развития машиностроения до 2024 года, Казахстан должен нарастить объемы производства до 100 тысяч автомобилей в год. Аскар Мамин пообещал, что Правительство Казахстана изучит все прозвучавшие предложения и примет решение в ближайшее время. Он дал поручение министрам индустрии и инфраструктурного развития, а также сельского хозяйства в кратчайшие сроки предложить решение вопроса обновления парка сельхозмашин.

Татьяна Шестакова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/11FnQUuP.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/gl413wzA.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/28aU4dLw.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/V9ZyPd6F.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/EtgE0cTT.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/wgvmmC53.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/sRsSbXR4.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/gfyeVpuG.jpg

Золоотвалы павлодарских электростанций привлекают промышленные инвестиции

Число компаний, осваивающих рынок микросферы, растет.

25 Июнь 2020 12:46 2787

Золоотвалы павлодарских электростанций привлекают промышленные инвестиции

Фото: Марина Попова

Несмотря на нынешнюю ситуацию, связанную с пандемией, на территории СЭЗ «Павлодар» ведутся строительные работы. Среди проектов, которые могут быть запущены нынешней осенью, – новое предприятие по извлечению микросферы из угольных отходов Аксуской электрической станции. На этот раз в проекте по созданию совместного ТОО KazCenosphere’s участвуют две инвестиционные группы: казахстанская Kusto Group, зарегистрированная в Сингапуре, и российское ООО «Гранула». Стоимость проекта – 2,3 млрд тенге, окупаемость до пяти лет.

«В год на новом предприятии будет перерабатываться 12 тысяч тонн отходов производств, выход продукции составит 7 тыс. тонн. Уже сегодня ведется сбор золы, чтобы предприятие после запуска не простаивало, так как в зимнее время водоем замерзает», – сообщил Inbusiness.kz представитель ТОО KazCenosphere’s Ильяс Досжан.

В полку прибыло

Уже сегодня в области сбором ценосферы официально занимаются три компании. Это ТОО Hantamur Microsphorе, которое на данном рынке с 2014 года, имеет в Экибастузе цех по переработке алюмосиликатной микросферы и производству сорбента. Компания поставила данную деятельность на научную основу. Так, совместно с Казахским национально-техническим университетом имени Каныша Сатпаева и Сибирским отделением Рос­сийской академии наук (СО РАН) был разработан сорбент для утилизации нефтепродуктов, термошумоизоляционные краски. В компании с Белорусской академией наук, а также с Казах­станской и СО РАН разрабатываются сорбенты по очистке жидких ядерных отходов. При участии ООО «КузбасПромСервис» (г. Новокузнецк) разработали рецептуру и тех­нологию производства сухих теплозвукоизоляционных смесей с применением алюмосиликатных микросфер.

Следующая компания имеет польские корни – ТОО «Зумир микросфера» (ZUMIR microsphorе) зарегистрировано в июне 2018 года, имеет цех промышленной сушки микросферы в поселке Калкаман. Головная компания ZUMiR основана в 1995 году. Это один из крупнейших производителей микросфер в Польше. Компания специализируется на приобретении, переработке и продаже микросфер. Сырье производится главным образом в Польше и Казахстане. Годовая переработка польского сырья составляет около 4-5 тыс. тонн, казахстанского – 8-10 тыс. тонн. Рынки сбыта сосредоточены в основном в Европе и Северной Америке.

И, наконец, ТОО «Металлогамма», которое работает с 2004 года и три года назад поставило свой цех в СЭЗ «Павлодар» мощностью 13,6 тысячи тонн, работающее на микросфере Экибастузской ГРЭС-1.

Борьба за отходы

Компании, поставившие свои производства в Павлодарской области, завозят ценосферу и из соседних регионов, например Петропавловска.

Конечно, объем сбрасываемой золы в накопитель двух экибастузских ГРЭС несравним по объемам, поэтому борьба развернулась именно на этом поле. Так, в мае текущего года произошел вооруженный инцидент с участием павлодарских полицейских и сельчан из-за отходов золы на озере-накопителе Корасор. Причем подобные инциденты здесь не редкость. Например, два года назад компания, выступающая генподрядчиком по добыче микросферы, написала около 40 обращений в правоохранительные органы с просьбой пресечь факты массового воровства этого вида сырья. К слову, официальная стоимость неочищенной микросферы в прошлом году на Экибастузской ГРЭС-1 составляла до 50 тысяч тенге за тонну. Именно столько платит компания «Металлогамма» энергетикам за сырье, кроме этого, до 40 тенге за килограмм платится подрядчику, который, собственно, и занимается вылавливаем микросферы из воды. Перекупщики предлагали по 100 тенге за тот же объем. На водоемах промышляют местные жители, смекнув, что зола стоит денег. И тут вступает в действие закон рынка: кто платит больше, тому и сдают микросферу. И этот нелегальный оборот пока не удалось взять под контроль.

Доллары под ногами

Российские ученые провели исследования и пришли к выводу, что на процессе переработки золы можно заработать десятки миллионов долларов. Причем свои расчеты они построили на результатах исследований зол уноса Рефтинской и Верхне-Тагильской ГРЭС, которые работают на углях Экибастузского месторождения. Их общий годовой объем золы и шлака, планирующийся к переработке, составляет 1 млн тонн в год. Химический состав золы и шлаков показывает, что в них находится значительное количество железа, алюминия, кремния и других химических элементов. Все это можно извлекать, получая прибыль. В частности, зола от сжигания углей Экибастузского месторождения содержит до 15% железа. Золы содержат благородные металлы: золото до 0,3 грамм на тонну; платину 0,2-0,3 г/т; серебро и палладий. И, наконец, главные расчеты, что из одного миллиона тонны золы можно получить 164 тысячи тонн железного концентрата, 50 тысяч тонн алюмосиликатных микросфер, до 280 килограмм благородных металлов и почти 800 тысяч тонн сырья для алюминиевой промышленности и стройиндустрии. Правда, для начала необходимо вложить средства. А вот этого зашедшие на зольный рынок компании делать не спешат. Сегодня они предпочитают снимать сливки в виде микросферы.

Марина Попова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В Казахстане будет создан список приоритетных для господдержки системообразующих предприятий

Обрабатывающий сектор нуждается в антикризисных мерах со стороны государства.  

08 Апрель 2020 15:27 2817

В Казахстане будет создан список приоритетных для господдержки системообразующих предприятий

Охват бизнеса мерами антикризисной поддержки от государства будет расширяться. Об этом в ходе онлайн-заседания комитета обрабатывающей промышленности НПП РК «Атамекен» сообщил председатель правления Национальной палаты Аблай Мырзахметов. Сегодня, по его словам, идет работа по созданию списка системообразующих предприятий в экономике страны, которым будет оказана помощь.

«Сейчас мы с Русланом Даленовым (Министр национальной экономики РК) отрабатываем по тем отраслям, которые не попали в число пострадавших напрямую в условиях карантина. Мы ставим вопрос по расширению видов отраслей, которым должны предоставляться меры поддержки в виде доступа кредитным отсрочкам, пени, штрафам и налогам.

Специфичные вопросы, которые беспокоят коллег с обрабатывающего сектора – это сырье и сбыт. Отдельно стоит вопрос по крупным предприятиям. Позиция МНЭ и правительства – пойти по пути создания списка системообразующих предприятий. В России принята такая мера. В их список более 600 предприятий включили», – сообщил председатель правления Национальной палаты предпринимателей.

Он уточнил, что о предприятиях, которых намерены отнести к приоритетным для поддержки в условиях чрезвычайного положения, возможно, уже станет известно на текущей неделе. Пока есть вопросы по критериям отбора.

«Мы считаем, что, наверное, с недропользователями, банками, монополистами правительство отдельно работу должно вести, потому то у недпропользователей имеются трудности, но девальвация играет на них. А кто работает на внутреннем рынке, девальвация наоборот работает на ухудшение обрабатывающего сектора, поэтому мы считаем, что с ними нужно отдельно работать. Крупный бизнес во внесырьевых секторах тоже необходимо включить в этот список, по нему уже точечно, либо на него распространить меры, если это не недропользователи, сырьевой сектор, монополисты, которые уже приняты в отношении МСБ», – сказал Аблай Мырзахметов.

Карина Алимова