/img/tv1.svg
RU KZ
Из-за пандемии и ограничений заповедник Маркаколь заработал на экологическом туризме в семь раз меньше

Из-за пандемии и ограничений заповедник Маркаколь заработал на экологическом туризме в семь раз меньше

Доход за первое полугодие 2020 года составил чуть более 73,2 млн тенге.

10:22 17 Июль 2020 10956

Из-за пандемии и ограничений заповедник Маркаколь заработал на экологическом туризме в семь раз меньше

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: Ольга Ушакова

Маркакольский государственный природный заповедник Восточно-Казахстанской области, образованный в 1976 году, является одним из объектов внутреннего экологического туризма в регионе. Но ввиду ряда ограничений и статуса особо охраняемой территории, а также отдаленности от областного центра Восточного Казахстана – Усть-Каменогорска, а это около 400 км, приток туристов сюда невелик. По данным инженера по экопосещению заповедника Маржана Баглана, в год сюда приезжают около 500-600 туристов, как из самого Восточного Казахстана, так и других регионов страны.

За впечатлениями

В этом году в Маркакольском государственном природном заповеднике из-за карантинных и ограничительных мероприятий по КВИ было запланировано поступление средств от туристской и рекреационной деятельности 516,1 млн тенге, но фактически поступило чуть более 73,2 млн тенге. По общим итогам при осуществлении научной, культурно-просветительской, учебной и туристической деятельности за половину 2020 года поступило свыше 76,8 млн тенге.

Немногочисленные туристы едут на Маркаколь за впечатлениями: озеро, горы, тайга. Маркаколь – крупнейший водоем Алтая. Длина озера – 38 км, ширина – 19 км, площадь – 455 кв. км, длина береговой линии – 106 км. Максимальная глубина озера составляет 24-25 м. Вода в озере пресная, очень мягкая. Только здесь, в высокогорном озере Маркаколь, и водоемах Канады водится уникальная рыба – ускуч. По словам Маржана Баглана, ее вес может достигать восьми килограммов, а средний вес – три-четыре килограмма.

Туристы добираются на Маркаколь по автомобильной дороге. Как самостоятельно, так и с туристическими фирмами. Время в пути, включая переправу на пароме через реку Иртыш, займет от Усть-Каменогорска примерно 11 часов в один конец. Если ехать самостоятельно, то стоимость дороги, проживания без учета затрат на питание обойдется для трехдневного путешествия примерно в 15 тысяч тенге. Если путешествовать с турфирмами – примерно в четыре раза больше.

«На Маркаколь мы поехали, как обычно, за мечтой. Мечтой побывать в труднодоступных местах родного края, изведать неизведанное, увидеть невиданное и, как для любого туриста, поставить галочку на карте, что я там был. А сказать «Я был на Маркаколе» может далеко не каждый», – считает руководитель группы туристов, которые самостоятельно отправились на Маркаколь, Светлана Полянская.

В то же время сами фирмы-туроператоры отмечают резкое уменьшение числа своих клиентов, как на Маркаколь, так и в другие места отдыха в Восточном Казхастане.

«Ни о каком всплеске внутреннего туризма, как нам обещали, говорить не приходится. Люди боятся, стараются сидеть дома», – считает директор ТОО «Премьер-Тур» Валерия Топольняк.

Развитие туризма все же остается в тренде

«Конечно, в государственных национальных парках больше развит экологический туризм, нежели у нас, – говорит Маржан Баглан. – Люди хотят удобства, на озеро выехать, а у нас многое запрещено. Маркакольский государственный природный заповедник ежегодно посещают 600-700 человек. Это экологический туризм».

По данным эколога Маркакольского государственного природного заповедника Габдулла Маутканова, согласно Закону РК «Об особо охраняемых природных территориях», на Маркаколе есть специально отведенные участки, которые не включают особо ценные экологические системы и объекты, где разрешается любительское рыболовство для местного населения, проживающего в охранной зоне заповедника. Также на территории охранной зоны заповедника разрешается туристская и рекреационная деятельность.

«Конечно, у нас, как государственного природоохранного учреждения, основная задача – охрана и преумножение территории. Это и научная, и эколого-просветительская деятельность. От туризма незначительные поступления. Но мы развиваем это направление. Развитие экологического познавательного туризма у нас в тренде», – говорит Габдулл Маутканов.

На территории охранной зоны и части заповедника действует экскурсионный маршрут «Малый круг Маркаколя» научно-познавательного, туристко-экскурсионного характера, а также есть экскурсионная тропа «Тропа Маркаколя» эколого-просветительского характера. Сами туристские маршруты временно обустроены силами сотрудников Маркакольского государственного природного заповедника для туристского наплыва. Здесь есть и биотуалеты, и баннеры, и беседки, и места для разведения костра.

А вот специальные туристические домики, стационарные дома отдыха и лечебницы отсутствуют.

Как информировал директор Маркакольского государственного природного заповедника Тимур Айкенев, общее число постоянно проживающих на прибрежной полосе Маркаколя сегодня свыше 380 человек. Они сосредоточены в четырех населенных пунктах, три из которых упразднены и таковыми сегодня не значатся. Центральным селом у озера на протяжении уже нескольких десятилетий остается Урунхайка. Это 105 дворов, в которых на сегодняшний день проживают 365 человек. Через Урунхайку проходит дорожная трасса. И это единственный населенный пункт, который подключен к основным современным технологиям. Высоковольтная электролиния, Интернет, сотовая связь, заповедник и лесхоз, ФАП, метеостанция, отделение почты, торговые пукты и автозаправка.

Что такое Маркакольский заповедник?

На сегодняшний день, с учетом последних данных, общая площадь заповедника составляет 102,9 га – это 87% территории Маркакольской котловины. 44,7% заповедной территории приходится на акваторию озера. Из общей площади лесные земли составляют свыше 18,9 тыс. га. Площадь нелесных земель составляет 62,5 тыс. га, пастбища – более 21,4 тыс. га.

Маркаколь – самый холодный район Казахстана: минимальные температуры достигают здесь 55 градусов по Цельсию, такие данные можно найти на сайте заповедника.

Растительное разнообразие Маркакольского заповедника насчитывает более семисот видов высших растений. Среди представителей маркакольского растительного мира присутствует большое число ценных растений. В составе растительности Маркакольской котловины насчитывается 72 вида растений, подлежащих особой охране. Из них 23 вида занесены в Красную книгу республики.

По данным Восточно-Казахстанской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, в Восточном Казахстане расположены такие особо охраняемые территории, как Западно-Алтайский и Маркакольский государственные природные заповедники, Семейский государственный лесной природный резерват «Семей орманы», Катон-Карагайский государственный национальный природный парк.

Ольга Ушакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/RPJcVlRX.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/5OKppg3a.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Do6VXkQT.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/bp6fpB6M.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/DbCyfocn.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/iW9XTH0A.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/kawMT30f.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/5bOszE1G.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/yH7Hu6CE.jpg

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

09 Октябрь 2020 10:12 3676

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В рейтинге самых популярных среди туристов стран Казахстан занял 70-е место из 73

07 Октябрь 2020 12:16 2755

Объем услуг гостиниц и прочих мест размещения в период пандемии упал почти вдвое, как и число обслуженных посетителей.

В рейтинге лучших стран мира для путешествий и приключений, согласно данным ежегодного издания US News & World Report, в 2020 году Казахстан занял 70-е место из 73 стран. Увы, обошел Казахстан в этом рейтинге только Катар, Оман и Саудовскую Аравию. В прошлом году наша страна занимала 72-е место среди 80 стран, сообщает портал energyprom.kz.

Рейтинг популярности страны у туристов и любителей путешествий основывается на пяти категориях: веселье и развлечения, дружелюбие, приятный климат, живописность и сексуальность. Лучшие результаты Казахстана – по дружелюбию (10,7 балла из 100) и живописности (10,4 балла из 100), а наименьший результат – по приятности климата (1,4 балла из 100).

Пандемия коронавируса и последующее закрытие в период карантина границ, как внешних, так и внутренних, привели к снижению количества туристов. Объем услуг, оказанных местами размещения, такими как гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и т. д., за первое полугодие 2020 года составил лишь 28 млрд тг – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО – 53,4%).

При этом в целом за 2019 год объем услуг в секторе достигал 120,5 млрд тг, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 15,9% (ИФО – 112,6%).

Наибольший объем услуг, оказанных местами размещения, приходится на Алматы (8,3 млрд тг) и Нур-Султан (5,8 млрд тг). Совокупная доля обеих столиц составляет более половины от РК. Следом идут Акмолинская и Атырауская области (по 1,9 млрд тг).

За январь-июнь 2020 года местами размещения было обслужено 1,4 млн посетителей – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству обслуженных посетителей лидируют Алматы (353,2 тыс. человек) и Нур-Султан (191,7 тыс. человек), а также Восточно-Казахстанская область (134,8 тыс. человек).

По категориям мест размещения наибольшее сокращение числа посетителей приходится на наиболее бюджетные гостиницы с одной звездой: сразу в 10,8 раза, до 1,6 тыс. человек.

В 3,6 раза сократилось число посетителей трехзвездных гостиниц, до 83,6 тыс. человек, и почти в два раза – пятизвездных гостиниц, до 159,1 тыс. человек. В гостиницах без категорий было размещено 806,7 тыс. человек – минус 39% за год.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!