Отменить в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) компенсацию инвестиционных и операционных затрат за счет госбюджета предлагает Министерство национальной экономики РК. Все расходы частный бизнес должен возмещать за счет повышения тарифов на оказываемые услуги. Такая инициатива включена в концепцию законопроекта о внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ГЧП. Однако, по оценкам экспертов и участников рынка, это может привести к увеличению стоимости социально значимых услуг для населения.
"Проекты ГЧП по бюджетным возмещениям были разделены на три категории: полное возмещение, где возмещение инвестиций происходит по операционным затратам частным партнерам из бюджета, и возмещение инвестиций; частичное возмещение расходов за счет бюджета; без возмещения из бюджета – основная доля возмещения здесь происходит за счет рынка, то есть это тарифы, госзаказ, платные услуги. В целях снижения нагрузки на бюджет ранее регионам было рекомендовано оптимизировать работу по привлечению частного капитала и реализовывать проекты ГЧП по третей категории, то есть без возмещения затраты из бюджета", – пояснил вице-министр национальной экономики РК Жаслан Мадиев на заседании в НПП "Атамекен".
По его словам, данное решение основывается на положительном опыте. В целях снижения нагрузки на бюджет ведомство ранее рекомендовало регионам оптимизировать работу по привлечению частного капитала и реализовывать проекты ГЧП без возмещения затрат из бюджета.
"После внедрения данной категоризации за период с мая по октябрь текущего года мы увидели положительную динамику, и количество проектов ГЧП без выплат из бюджета в процентном соотношении существенно возросло. Из 67 заключенных новых договоров 76%, или 51 договор, окупаются за счет тарифов и госзаказа. Они не несут нагрузки на бюджет, а качество проектов ГЧП повысилось. Мы контролируем, чтобы проекты были качественными", – отметил замглавы ведомства.
Бизнес же не поддерживает данную инициативу. Напротив, имеется необходимость в разработке методики применения всех возможных источников господдержки в ГЧП.
"МНЭ в целях уменьшения бюджетных затрат предлагается по проектам ГЧП исключить меры господдержки и перенести их в закон о концессиях в виде только платы за доступность. Мы считаем, что это не будет способствовать прозрачности, которая задекларирована внутри самого законопроекта, концепции, внутри тех механизмов, о которых мы говорили. Поэтому считаем, что нужно, напротив, разработать методику применения всех возможных источников государственной поддержки конкретно по каждой форме контракта ГЧП и определить условия предоставления данной поддержки", – заявила заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Юлия Якупбаева.
В Нацпалате готовы разработать соответствующие стандарты в сферах, которые имеют потенциал развития ГЧП. В частности, речь идет о сфере ЖКХ, объектов здравоохранения, образования, цифровизации, дорожной инфраструктуры. "Всего шесть сфер. Мы должны разработать и утвердить стандартизированные инвестиционные решения. То есть сделать четкий пул документов и сделать отраслевую специфику, включая финансовую модель, шаблоны документов, чтобы мы потом могли только тиражировать это дело на местах. Также нам необходимо уже в рамках закона усилить защиту инвестора и кредитора", – отметила Юлия Якупбаева.
По мнению заместителя председателя правления городского центра развития инвестиций Astana Invest Жанары Мусатаевой, возмещение затрат частных партнеров в ГЧП за счет повышения тарифов на свои услуги дорого обойдется населению, что в корне неправильно.
"МНЭ предлагает все перенести на тариф, не возмещая через компенсацию инвестзатрат. Что означает повышение тарифов, означает, что население будет страдать. Мы приблизительно посчитали: если мы не будем выплачивать инвестзатраты и операционные затраты как государство, то за одного ребенка в садике придется платить от 80 до 180 тысяч тенге в месяц. У нас такого состоятельного населения нет. У нас население не вытянет. Если говорить о тарифах на воду, канализацию и электроэнергию, то тарифы в разы взлетят, и это опять ляжет на плечи населения, то есть сейчас получается, что теми изменениями, которые предлагает МНЭ, мы перекладываем обязанность государства на население, не просчитав досконально, как это завтра выльется на плечи населения. Невозможно такие изменения одномоментно принять без обсуждения с общественностью", – высказалась Жанара Мусатаева, подчеркнув, что по ГЧП реализуются в основном социальные проекты, которые не смогут стать коммерческими.
Отметим, на 1 октября в Казахстане заключено 615 договоров ГЧП на 1,6 трлн тенге. В разрезе отраслей наибольшее количество проектов приходится на сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта, энергетики и ЖКХ. Наиболее капиталоемкие проекты приходятся на сферу транспорта и инфраструктуры, энергетики, ЖКХ, образования, культуры и спорта.
Карина Алимова