Размер гособязательств по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП) в ближайшее время может возрасти более чем в два раза. Если сегодня гособязательства по действующим 363 договорам составляют 1,1 трлн тенге, то на рассмотрении госорганов планируется еще 720 ГЧП-проектов, требующих госгарантии финансирования на 1,5 трлн тенге. Об этом в среду, 5 июня, заявил спикер нижней палаты Парламента Нурлан Нигматулин в ходе рассмотрения отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год.
"На 1 января 2019 года в органах казначейства зарегистрировано 363 договора с государственными обязательствами на общую сумму 1,1 трлн тенге. В том числе семь договоров по республиканскому бюджету на 818 млрд тенге, 356 договоров на 260,6 млрд тенге по местным бюджетам. Из 356 договоров с гособязательствами по местным бюджетам 278 договоров, или 78%, составляют договоры, заключенные с дотационными регионами", – подчеркнул депутат Павел Казанцев, акцентируя внимание на контроле за графиком платежей ввиду возможного риска неплатежеспособности таких регионов.
Риски есть, но Министерство национальной экономики (МНЭ) следит за ситуацией, заверил профильный министр Руслан Даленов. По его словам, три года назад была введена казначейская регистрация таких договоров, что позволило следить за тем, кто и в каких объемах принимает обязательства и соответствует ли это лимиту заимствований. Более того, МНЭ утвердило лимиты погашений на регионы. Другими словами, ежегодные платежи по ГЧП-контрактам не должны превышать 10% доходов местного бюджета, что сгладит пиковые расходы. Параллельно ведется мониторинг как действующих, так и готовящихся к заключению новых договоров на предмет соответствующих рисков, добавил министр экономики Казахстана.
По расчетам МНЭ, платежи по гособязательствам в рамках ГЧП-проектов в среднем будут варьироваться от 40 млрд до 60 млрд тенге на ежегодной основе для местных бюджетов в целом или порядка 3-4 млрд тенге в год на регион.
"Мы [как министерство] также отслеживаем [информацию и] по планируемым принятиям [новых] обязательств. Чтобы понять, есть ли там двойная норма прибыли, есть ли график, насколько он правильно разнесен по годам, насколько правильно произведена финансовая экспертиза и насколько внутренняя норма рентабельности отличается от средней по республике", – акцентировал Руслан Даленов.
Размер гособязательств Казахстана по ГЧП-проектам за последние три года вырос лавинообразно, с 40 млрд тенге в 2016 году до 1,1 трлн тенге по итогам 2018 года, и вдвое обогнал по сумме размер привлеченных частных инвестиций на их реализацию. Половина таких обязательств связана со строительством Большой кольцевой автодороги вокруг Алматы, где обязательства Казахстана номинированы в иностранной валюте на сумму 512 млрд тенге (на ноябрь 2018 года), и после серии девальваций проект стал у края финансовой окупаемости. При этом МНЭ не ведет публичной отчетности о характере такой задолженности. Другими словами, отсутствует публичный реестр таких договоров, валютная структура таких обязательств, а сами обязательства не учитываются в структуре официального госдолга Казахстана.
Султан Биманов