Объём гособязательств по проектам в рамках государственно-частного партнёрства увеличился с 40,6 млрд тенге в 2016 году до 798,6 млрд тенге в 2018 году, или в 23 раза. Сумма привлечённых по таким контрактам инвестиций в итоге оказалась ниже вдвое – 378,8 млрд тенге. Об этом говорили на совете по мониторингу проектов государственно-частного партнёрства на площадке Национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен", состоявшемся в пятницу, 12 октября.
На 1 октября этого года заключёно 411 проектов ГЧП на местном и восемь проектов на республиканском уровне. При этом если сумма местных проектов составила 209,6 млрд тенге, то сумма обязательств правительства составила 177,7 млрд тенге, сумма привлеченных инвестиций – 101 млрд тенге. Одним из крупнейших проектов в сфере ГЧП стало строительство БАКАД, где размер обязательств Казахстана превышает 500 млрд тенге.
"Таким образом, сумма гособязательств проектов ГЧП равна сумме проектов, что свидетельствует о низкой доле привлечения частных инвестиций. Проекты структурируются с максимальным применением всех финансовых мер господдержки. Другими словами, указанные проекты снижают нагрузку на бюджет в основном в виде временной отсрочки выплат из бюджета", – отметил зампред правления НПП Эльдар Жумагазиев.
В целом, по словам представителя НПП, проводимая работа нацелена строго на количественный показатель. В этом случае палата предлагает ввести критерии приоритетности при реализации проектов ГЧП. Первый критерий: проекты, не требующие мер государственной поддержки и источников возмещения затрат, второй – проекты, требующие возмещения эксплуатационного периода; третий – проекты, требующие полной поддержки из бюджета. Также, по мнению Жумагазиева, не определены потребности в реализации проектов ГЧП в разрезе отраслей, база проектов не отражает динамику реализации проектов, отсутствуют качественные сведения о состоянии проектов ГЧП.
"На сегодняшний день основными проблемами в сфере ГЧП являются увеличение гособязательств, отсутствие приоритетных направлений и качественных сведений о состоянии объекта ГЧП, недостаточно эффективный мониторинг объектов, дефицит квалифицированных кадров и компетенций по ГЧП, отсутствие системы рейтингов реализованных проектов", – резюмировал зампред "Атамекена".
В целом статистика заключённых договоров выросла в 20 раз, с 16 в 2015 году до 385 в 2018 году. В отраслевом разрезе большинство заключённых договоров ГЧП приходится на сферы образования – 67%, здравоохранения – 16%, культуры и спорта – 8%.
По словам замгендиректора Республиканского центра развития здравоохранения Нурбола Кузембаева, текущее состояние инфраструктуры сферы здравоохранения выглядит таким образом: износ зданий – более 50%, износ медицинской техники – 35%. Также налицо нерациональное планирование, так, перегруженность амбулаторно-поликлинических организаций составляет 35%, количество свободных коек – около 4 тыс., или 4,8%. Наблюдается дезинтеграция медицинских услуг. К примеру, 51% случаев материнской смертности по причине заболеваний не связаны с беременностью (в частности, болезни системы кровообращения, заболевания органов дыхания, новообразования, гепатит).
Ещё одной проблемой является сегментированный больничный сектор – 40% коек, или 212 организаций являются монопрофильными и не оказывают экстренную медицинскую помощь. Низкие показатели демонстрируют обеспеченность дорогостоящей медтехникой на 1 млн населения. К примеру, по сравнению со странами ОЭСР обеспечение магнитно-резонансной томографией в Казахстане равно 4,4, тогда как в развитых странах – 20,2; компьютерной томографией – 9,1 и 18,7 соответственно.
Для решения данных задач в Минздраве посчитали, что потребность в инвестициях до 2025 года составляет 1,2 трлн тенге, при этом инвестиции в сельскую инфраструктуру составляют 20,2%, инвестиции в рамках ГЧП – 745,8 млрд тенге. Напомним, ранее было принято решение, что перепрофилирование простаивающих зданий под студенческие общежития включат в программу по решению проблемы дефицита студенческих мест по механизму государственно-частного партнёрства.
Майра Медеубаева