/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 28 740,31 Hang Seng 27 163,86
KASE 2 299,22 РТС 1 570,65
FTSE 100 7 483,57 Пшеница 561,60
С 1 февраля обменные пункты будут работать с 09:00 до 20:00

С 1 февраля обменные пункты будут работать с 09:00 до 20:00

Где можно будет менять валюту круглосуточно, и какие документы понадобятся при сумме обмена больше 500 тысяч тенге.

14 Январь 2020 13:49 3448

С 1 февраля обменные пункты будут работать с 09:00 до 20:00

В Нацбанке предоставили для СМИ комментарий директора департамента денежного наличного обращения НБРК Жомарта Кажмуратова к Постановлению правления Национального банка «О внесении изменений в правила организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК».

Одна из норм этого документа касается минимального размера уставного капитала уполномоченной организации. Он составляет 100 млн тенге для каждого обменного пункта (автоматизированного обменного пункта) с местом нахождения в городе Нур-Султане, городах республиканского значения, административных центрах областей, городах областного значения и 50 млн тенге для каждого обменного пункта (автоматизированного обменного пункта) с иным местом нахождения.

«Планировалось установить одинаковый размер уставного капитала в сумме 100 млн тенге для всех небанковских обменных пунктов вне зависимости от местоположения. Сейчас размер уставного капитала снижен для объектов, находящихся в поселках и небольших городах, до 50 млн тенге», – говорится в комментарии Жомарта Кажмуратова.

Также, по словам спикера, сдвинуты сроки введения этой нормы. Первоначально планировали ввести требование с 1 января 2020 года. В скорректированной версии: для организаций, расположенных в городах республиканского значения, норма вступает в силу с 1 апреля 2020 года, для организаций, расположенных в административных центрах областей и городах областного значения, – с 1 июля 2020 года. Обменным пунктам, находящимся в поселках и небольших городах, требуется обеспечить уставной капитал в срок до 1 января 2021 года.

«В-третьих, ранее предусматривалось обязать обменные пункты иметь на счетах дополнительно 20% от суммы уставного капитала. Сейчас достаточно иметь сам уставной капитал, который находится на банковских счетах и/или в кассе (наличие суммы денег), и/или в аффинированном золоте в слитках. Эти меры обеспечат обменные пункты достаточным объемом денежных средств для бесперебойной работы», – приводятся слова представителя Нацбанка.

Еще одно нововведение касается времени работы обменных пунктов. «С 1 февраля обменные пункты будут работать с 09:00 до 20:00. Изменение рабочего графика направлено на повышение уровня безопасности обменных пунктов и их клиентов. Данная мера также поможет исключить факты завышения курса продажи наличной иностранной валюты в вечернее и ночное время и необоснованного возникновения ажиотажа среди населения», – говорится в комментарии Жомарта Кажмуратова.

В аэропортах, на железнодорожных вокзалах и автомобильных пунктах пропуска через государственную границу режим работы обменных пунктов не будет ограничиваться, они смогут работать круглосуточно.

В крупных торговых центрах первой категории режим работы установлен до 22:00. В комментарии поясняется, что к крупным торговым центрам первой категории относятся объекты в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона РК «О регулировании торговой деятельности».

Отметим, что согласно указанной норме стационарные торговые объекты подразделяются на пять категорий. К первой относятся торговые объекты с торговой площадью более 10 тыс. кв. метров, реализующие продовольственные, непродовольственные товары, обеспеченные торговыми, административно-бытовыми, складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории, а также объекты общественного питания и иные объекты.

«Еще раз отмечу, что смена режима работы не ограничивает операций с наличной иностранной валютой, валютным курсам и спрэдам», – подчеркивает спикер.

Еще один пункт изменений касается суммы, на которую была осуществлена обменная операция.

В постановлении говорится, что по обменным операциям, проведенным через обменные пункты (в том числе автоматизированные обменные пункты), на сумму, превышающую эквивалент 500 тыс. тенге по курсу проведения обменной операции, в журнале реестров фиксируются: данные документа, удостоверяющего личность клиента (фамилия, имя и отчество (при наличии) (имя, отчество указываются полностью), вид документа, дата выдачи, номер документа, срок действия); индивидуальный идентификационный номер клиента (при наличии); юридический адрес клиента.

По обменным операциям, проведенным через обменные пункты (в том числе автоматизированные обменные пункты), на сумму, не превышающую эквивалент 500 тыс. тенге по курсу проведения обменной операции, в журнале реестров фиксируются фамилия, имя и отчество (при наличии) и индивидуальный идентификационный номер клиента (при наличии)».

«Фиксация данных будет проходить по упрощенной форме. В случае, если сумма операций до 500 тыс. тенге, клиент предоставляет только документ, удостоверяющий личность. Это международная практика, которая применяется во многих странах мира. При обмене денежных средств на сумму более 500 тыс. тенге ничего не изменилось и используется действовавший ранее (до внесения изменений) порядок фиксации данных», – комментирует Жомарт Кажмуратов.

При этом он обращает внимание, что этот процесс можно автоматизировать. «Сейчас на рынке имеется масса средств считывания информации с чипа электронного удостоверения личности гражданина РК. Это уже на усмотрение самого предпринимателя, стоимость такого оборудования и программного обеспечения варьируется в пределах 10-16 тыс. тенге», – говорит представитель НБРК.

Также в комментарии отмечается, что было несколько раундов обсуждений с общественностью, бизнес-сообществом и заинтересованными государственными органами. «Проект активно обсуждался на портале «Открытые НПА», были получены предложения от Ассоциации финансистов Казахстана и НПП «Атамекен». Мы выслушали все за и против, приняли к рассмотрению всю поступившую аргументацию. В результате проведенной работы было учтено большинство предложений и замечаний», – говорится в комментарии.

Отметим, что изменения в работе обменных пунктов активно обсуждались в августе прошлого года. Тогда Национальный банк хотел, в частности, ограничить время работы обменных пунктов (автоматизированных обменных пунктов) с 10:00 до 19:00. Также предлагалось ввести минимальный размер уставного капитала для обменного пункта в размере 100 млн тенге и фиксировать в журнале реестров данные клиента (данные документа, удостоверяющего личность, ИИН и юридический адрес) по каждой проведенной операции. Эксперты говорили тогда в комментариях для inbusiness.kz, что эти меры могут увести рынок обменных операций в тень.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Если банк не хочет кредитовать бизнес, регулятор не заставит его это делать»

Почему госпрограммы «сильно усложняют жизнь Нацбанку», как привлечь иностранных инвесторов в госдолг, и что позволит сделать курс рубля и тенге адекватным.

28 Январь 2020 14:03 396

«Если банк не хочет кредитовать бизнес, регулятор не заставит его это делать»

На расширенном заседании правительства в пятницу, 24 января, президент Касым-Жомарт Токаев сказал: «Теперь главная задача – обеспечение финансовой стабильности. Предстоит разработать подходы по оздоровлению банковской системы. Сделать это надо срочно, не откладывая дело в долгий ящик. В противном случае последствия могут быть серьезными. Вопрос поддержки банковского сектора следует рассматривать на рыночных условиях, без использования бюджетных средств».

«Оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств», – ответила на поручение председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова. Соответствующие подходы, сказала она на заседании правительства во вторник, 28 января, будут разработаны до конца первого квартала этого года.

О поддержке банковского сектора и госпрограммах говорил на встрече с журналистами в Алматы руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» Петр Гришин.

«Из всех стран региона в Казахстане банковская расчистка оказалась самой большой и долгой, у вас ведь история с недвижимостью началась еще до Lehman Brothers (американский инвестбанк обанкротился в 2008 году. – Ред.)», – обозначил одну из особенностей сектора российский аналитик.

Другая, по его словам, заключается в большом количестве госпрограмм. «Если бы была статистика, то мы бы увидели, что доля дохода банков, связанного с посредничеством от обслуживания госпрограмм, в Казахстане самая высокая в регионе, даже по сравнению с Узбекистаном (где все советское нереформированное)», – отметил спикер.

«Фишка в том, что решения нет»

Вместе с тем, по его словам, говоря обо всем этом, нельзя не отметить, что политики – и уровня президента, и уровня премьер-министра – не обязаны быть техническими специалистами в большом количестве мелких вопросов, они смотрят на картинку целиком.

«А картинка целиком очень часто выглядит так: бизнес начинает жаловаться, что ставки высокие, неценовые условия кредитования плохие, банки в свою очередь говорят о невозможности кредитования, потому что лимиты на заемщика или группу заемщиков закончились, требования по резервированию усилились и пр. У политика складывается впечатление, что есть легкое решение (это и правильно, политик должен искать простые, сравнительно легкие решения). Но фишка в том, что решения нет. Это общая проблема и в Европе, и в Азии, и в Америке. Действия государственной системы в адрес банков не обязательно напрямую к чему-то ведут», – считает Петр Гришин.

По его словам, у регулятора, правительства, минфина и других структур есть определенные инструменты для того, чтобы убирать препятствия на пути к «живому» кредитованию, каждый из этих инструментов является необходимым, но недостаточным.

«Например, провели AQR. Это огромная работа, но проблема только одна: это напрямую ни одну задачу не решает. Банковская система не хочет кредитовать, почему-то ей не комфортно это делать. Почему? Потому что есть большое количество вещей, которые сильно ограничивают потенциал кредитования. Например, заемщики достаточно сильно закредитованы или занимаются бизнесом «где-то на грани», или, например, сегодня ты кредитуешь фермеров, которые выращивают коров, а завтра этим фермерам запрещают экспортировать скот. Все усилия Центробанков по регулированию маржи, капитала и т. д. не могут напрямую изменить эту ситуацию, и неправильно ожидать этого от подобных мер», – поясняет эксперт.

Он считает, что, если банк захочет кредитовать ту или иную компанию, он найдет варианты, как это сделать, но если не захочет это делать по каким-то причинам, то регулятор никакими способами не сможет стимулировать его. «Банковская система откликается на рост, если этот рост возникает где-то сам по себе. В постсоветском пространстве это должны быть вещи или демографические (узбекская история), или ресурсные (казахстанская история), или «надо тратить больше из бюджета напрямую» (это в очень существенной степени казахстанская история)», – поясняет спикер.

Базовая ставка не влияет на крупных

На субсидии уходит очень много денег из бюджета, однако это «сильно усложняет жизнь Нацбанку». «Нацбанк свою ставку (базовую ставку. – Ред.) двигает, но большим компаниям, честно говоря, почти фиолетово. Они могут записаться в ту или эту госпрограмму, валюту взять за рубежом, причем дешевле, чем на внутреннем рынке. Получается, что поле, на которое Нацбанк влияет своей денежно-кредитной политикой, из-за большой доли госпрограмм сужается», – говорит спикер.

Кроме того, отмечает он, в Казахстане у субсидированных государством кредитов ставки в основном фиксированные: банк выдал заем на длительный срок и дешево, добавив к нему свою маржу, – и забыл.

«В таком случае весь этот кредит выпадает из поля влияния того, что делает Нацбанк. И это обидно. Потому что задача Нацбанка – держать инфляцию. Сейчас считается, что валютный курс фиксированным быть не может, надо управлять процентными ставками, чтобы инфляция держалась в коридоре 4-6%. И количество каналов, через которые Нацбанк практически может на это воздействовать, очень маленькое», – отмечает спикер.

Причина: среднего бизнеса в Казахстане, как и в России, не так много – много маленьких компаний и какое-то количество крупных, но крупные живут за счет валютного кредитования, которое приходит из-за границы, победить которое естественным образом не получается и это в принципе экономически бессмысленно.

«Если бы не было госпрограмм, тогда для контроля инфляции Центробанку пришлось бы меньше ограничивать потребительское кредитование, и тогда физические лица чувствовали бы, что ставки ниже. Поэтому количество госпрограмм лучше сокращать», – поясняет Петр Гришин.

Спикер говорит, что в России, например, ставка по ипотеке составляет 7%, и она такой сложилась сама по себе, а не за счет субсидий, как в Казахстане по программе «7-20-25».

«Фишка простая: для того чтобы ставки в экономике были низкие, надо прекратить тратить то, что не надо тратить. Необходимо прекратить субсидировать, нужно аккуратно подойти к постепенному сокращению фискального стимула», – отмечает эксперт.

По его словам, по мере того как решаются насущные проблемы (например, завершили модернизацию НПЗ – качество бензина повысилось), государства в экономике должно становиться меньше. И тогда влияния на инфляцию, в том числе через государственные расходы, будет становиться меньше, госпрограмм будет меньше – ставки сами пойдут вниз.

«Наш прогноз до конца года: Нацбанк снизит базовую ставку примерно на 100 базисных пунктов, сейчас она 9,25%, будет 8,25% (предположим, что снижение будет происходить на каждом втором из восьми заседаний, запланированных на год). Курс на конец года составит 387 тенге за рубль, при этом в нашем прогнозе рубль заложен на уровне 63 рублей за доллар, нефть – 55 долларов за баррель», – делится мнением аналитиков компании Петр Гришин.

Валютные рынки не видят нефть

Переходя к теме курса валюты, эксперт перечислил несколько структурных особенностей валютного рынка Казахстана.

Первая заключается в том, что он «в очень маленькой степени связан с нефтью»: крупнейшие нефтяные компании платят налоги в валюте в Нацфонд.

Вторая особенность: рынок узкий, потому что существенное влияние на него оказывает присутствие Нацбанка, который выступает и как агент для правительства по продаже валюты из Нацфонда, и как агент для ЕНПФ по покупке валюты.

Третья особенность проявляется в том, что в Казахстане достаточно большая долларизация сбережений и в корпоративном секторе, и у физических лиц.

Четвертая и, на взгляд представителя российского инвестбанка, самая важная: Казахстан – единственная большая экономика в регионе, где отсутствуют внешние инвесторы на внутреннем рынке госдолга в тенге.

В России структурные особенности таковы, что тоже нет зависимости от нефти (бюджетное правило «сглаживает» две трети зависимости от нефти), но валютный рынок глубокий, потому что все платят налоги только в рублях (соответственно, налогоплательщики, получающие выручку в валюте, вынуждены сначала продавать ее на рынке, чтобы получить рубли). Кроме того, в России долларизация сбережений примерно вдвое меньше, чем в Казахстане, и очень много иностранных инвесторов.

Чего не хватает инвесторам

«Это важно, потому что в современном мире валютные курсы определяются не торговым балансом, а финансовыми потоками – продолжает собеседник. – Наши (российская и казахстанская. – Ред.) экономики «копеечного» размера по сравнению с большими финансовыми рынками. На этих рынках количество сбережений огромно, а количество инвестиций постоянно убывает. Даже Китай сейчас стал чистым «поставщиком» сбережений, кредитором, хотя раньше потреблял инвестиции».

Он поясняет, что инвесторам из мировых центров капитала – Лондона или Нью-Йорка, например, – необходимо куда-то вкладывать триллионы долларов. «Куда? На развитые рынки, но там или очень низкие процентные ставки по облигациям, или рынок акции на абсолютных максимумах (страшновато вкладывать, особенно когда все говорят об очередной рецессии). Поэтому последние лет 10 – это годы, когда инвестирование в рынки госдолга развивающихся стран стало очень горячей темой. Подчеркну, что мы сейчас говорим о госдолге в национальных валютах», – отмечает собеседник.

Такие инвесторы настолько большие, что когда идут на какой-то рынок, где госдолг в национальной валюте (и они, чтобы купить ее, продают доллары), то своей массой сильно укрепляют курс. Поэтому для них плюс-минус два процента текущего счета – вещь незаметная.

«В последних пресс-релизах Нацбанка была такая формулировка: инфляционные курсовые ожидания ухудшились из-за того, что опять вырос дефицит текущего счета платежного баланса. Я с этой формулировкой не согласен, это неправильное наблюдение», – делится мнением спикер.

Он объясняет, что иностранцам, чтобы комфортно вкладывать в локальный рынок, надо, чтобы страна была подключена или к Euroclear, или к Clearstream (международные депозитарно-клиринговые системы). Кроме того, для инвесторов важно участие государства-эмитента в индексе GBI (Government Bond Index, главный бенчмарк для локальных рынков долга), попав в который страна почти автоматом обеспечит себе спрос, при правильных ставках на внутренний долг.

Рублю и тенге нужны одинаковые драйверы

Если это получится, тогда, считает Петр Гришин, в Казахстане возникнет вещь, которая в России есть и драйвит курс.

«Почему рубль сильный, притом что нефть одинаковая для всех, и ни мы, ни вы от нее не зависим на самом деле? Люди думаю, что санкции против России что-то значат. Но несмотря на санкции, более 50% госдолга в средней и дальней срочности (конец кривой у нас – 20 лет) принадлежит иностранцам, количество их денег во внутреннем рынке – примерно 40 млрд долларов. Интерес к госдолгу Казахстана очень большой, потому что реальные процентные ставки у вас большие (базовая ставка минус инфляция, получается около 4%, это довольно жирная процентная ставка, во многих развивающихся странах она отрицательная). Когда появятся иностранные инвесторы, вы увидите укрепление тенге», – поясняет спикер.

Кросс-курс с рублем: чехарда для Нацбанка

По кросс-курсу «тенге-рубль»: всегда есть сильное лобби, которое уверяет, что кросс-курс не должен быть очень большим, поскольку Россия и Казахстан по каким-то производимым товарам являются прямыми конкурентами.

«Такое лобби – идея поддерживать конкурентоспособность экспорта слабой валютой – есть во всех странах. Пытаться привязывать тенге и к доллару, и к рублю – это две противоположные задачи. Потому что может возникнуть такая ситуация, когда у вас появились слухи, что доллар будет стоить 500 тенге, а у нас пришли иностранцы и рубль укрепился. Кросс-курс уезжает, возникает чехарда. Что делать Нацбанку?» – говорит спикер.

По его мнению, поскольку таможенных барьеров между Казахстаном и Россией мало, то кросс-курс может быть стабильным, только если и тенге, и рубль драйвятся примерно одинаковыми факторами.

«Поэтому очень важно, чтобы на рынок госдолга пришли иностранцы. Они позволят минфину дешевле занимать, и у вас представление о процентных ставках резко изменится после того, как они появятся», – заключает собеседник.

Елена Тумашова

Нацбанк проведет работу по фискализации безналичных платежей

Планируется реализовать меры по модернизации действующей и формированию общедоступной платежной инфраструктуры.

24 Январь 2020 11:19 1883

Нацбанк проведет работу по фискализации безналичных платежей

Фото: Максим Морозов

Нацбанк будет продолжать работу по фискализации безналичных платежей в 2020 году. Об этом на расширенном заседании правительства сообщил глава финрегулятора Ерболат Досаев.

«Важной задачей остается дальнейшее снижение размеров теневой экономики. Результаты последних лет показывают значительный рост безналичных платежей. Только в 2019 году объем безналичных платежей населения увеличился в более чем два раза. Ежедневно населением совершается свыше 4 млн безналичных транзакций на сумму 37 млрд тенге. Однако соответствующего фискального эффекта для бюджета от такого роста пока не наблюдается. Проводимая нами совместно с правительством и участниками рынка работа обеспечит переход на следующий и качественно новый этап развития рынка безналичных (розничных) платежей», – сообщил председатель Национального банка.

По его словам, также будут реализованы системные меры по модернизации действующей и формированию высокотехнологичной, общедоступной платежной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей участников рынка.

Расширенное заседание правительства с участием главы государства Касым-Жомарта Токаева проходит сейчас в Нур-Султане. На нем президент РК с кабмином подводят итоги социально-экономического развития страны 2019 года. Также планируется рассмотреть ход реализации поручений главы государства по основным направлениям деятельности правительства.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: