Как действовать бизнесу в период глобальных перемен?

2091

Эксперты поделились новыми бизнес-стратегиями пересборки ретейла.

Как действовать бизнесу в период глобальных перемен?

Вопросы адаптации fashion-бизнеса под новые реалии, работы с новыми рисками, стабилизации и сохранения бизнеса представители fashion-индустрии обсудили в ходе панельной дискуссии на 29-й Международной выставке Central Asia Fashion в Алматы. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Как живет сейчас бизнес?

Соучредитель и генеральный директор Retail School Ксения Кушербаева отметила, что сегодня бизнес вынужден работать быстрее. Скорость принятия решений и обработка информации напрямую влияют на его будущее.

"Сейчас мы наблюдаем закрытие огромного количества магазинов, видим выход с российского рынка большого количества брендов. Встает вопрос – как это отразится на нас? Стоящие на границах грузы были и до этого, только сейчас ситуация осложнилась. Мы продумываем, как представлять в магазинах имеющийся товар. Искусство мерчендайзинга выходит на первый план. Теперь мы ищем новых поставщиков, открываем для себя собственные и соседние рынки", – сказала Ксения Кушербаева.

По ее словам, с проблемой обесценивания денег розница сталкивалась не раз. Многие ретейлеры уже поменяли цены. Это обусловлено работой поставщиков, которые также поднимают цены. Задача бизнеса сейчас – уделять больше внимания цифрам, считать. Ключевой вопрос – как планировать продажи и закуп? Как прогнозировать спрос?

Стилист и fashion-блогер Мира Берген основной выход в сложившейся ситуации видит в том, чтобы найти и закрыть новые проблемы, возникшие у клиента.

"В голове у покупателя сейчас тоже все перестраивается. Он переживает, чем завтра будет платить за квартиру, на какие деньги покупать продукты, как обучать детей и т. д. Поэтому в первую очередь продавцам и ретейлерам я предлагаю примерить на себя актуальные проблемы покупателя и понять, за что он будет готов платить. Одеваться люди все равно продолжат. Я наблюдаю бешеный спрос у стилистов сейчас, которого не было раньше", – поделилась fashion-блогер.

Как заметила Мира Берген, сейчас на первый план выходит умный шопинг. Люди не готовы покупать просто одежку. Они хотят покупать решение проблемы. Когда понятно, какую проблему закрывает товар у конкретного покупателя, тогда можно ждать продаж.

Совладелец The.Simple.kz Евгения Укасова рекомендует при покупке ассортимента задаваться вопросом: чего хочет ваша целевая аудитория? Кто та женщина или мужчина, которые приходят к вам в магазин? Какие у них боли? Это мамочка декрете или сотрудник банка? В своей работе ретейлеру об этом нужно думать всегда.

Директор по продажам и развитию бренда Kazler в Казахстане Валентина Здвижкова говорит, что, приходя в магазин, покупатель не должен чувствовать себя брошенным. Именно поэтому основную работу нужно проводить с продавцами и обучать их умению формировать капсулу готового решения.

"У нас есть ряд инструментов для персонала, которые помогают. Мы перешли на формат работы, когда убеждаем клиента в безопасности, экономии и желании вернуться. Процент возврата одежды в последнее время снизился. Клиенты нам доверяют", – говорит Валентина Здвижкова.

Умный шопинг и доверие клиента

По замечаниям Миры Берген, в последнее время люди перестали доверять продавцам, которые "впаривают" товар и не думают о том, вернется ли этот клиент в магазин или нет.

"Потом эти вещи, мы, стилисты, на разборах убираем из гардероба. А как в этот момент чувствует себя клиент? Здесь должна проводиться работа консультанта, продавца и делаться работа в социальных сетях. Пользуясь этим инструментом можно зарабатывать огромные деньги (…). Сейчас денежная масса убавляется, покупательская способность снижается и наши ретейлеры осознают, что будут выживать те, кто следит за сервисом и внедряет новые способы работы. Деньги – это лучший катализатор", – прокомментировала стилист.

В связи с тем, что в Казахстане довольно молодая розница, в которой нет экспертов ретейла, школ ретейла и сервиса, Ксения Кушербаева рекомендует адаптировать инструменты мировых брендов под местный рынок. По ее прогнозам, в страну ожидается приход хороших российских и украинских экспертов, которые дадут толчок в развитии отрасли. Для взращивания собственных специалистов в Казахстане должно быть больше школ и обучающих мероприятий.

По словам заместителя председателя правления ОЮЛ "Союз торговых сетей РК" Эльбеги Абдиева, меньше всего кризисная ситуация на рынке ретейла затронула сегмент люкса. Тем не менее цены на этот товар будут расти, как и у всех.

"Наш прогноз – спрос на fashion будет падать, несмотря на то что сейчас наблюдается определенный всплеск. Он обусловлен тем, что цены буду расти и люди покупают прозапас. Прогноз основан на том, что инфляция растет, покупательская способность людей падает. В первую очередь люди будут отказываться от fashion", – поделился прогнозом Эльбеги Абдиева.

Не согласилась с ним Евгения Укасова. Специалист считает, что во время кризиса ретейл остается на плаву за счет своих лояльных клиентов. Помимо этого, есть много инструментов, благодаря которым бизнес может обойти кризис более мягко. Один из них – это контролировать остатки, налаживать логистику, экологично повышать цены и привозить новую коллекцию. По возможности нужно закупить базовый ассортимент товара.

По мнению Миры Берген, сейчас не время для бизнеса учиться на ошибках. Как стилист, она рекомендует научиться правильно корректировать фигуру клиента. Умение видеть вещи, которые садятся на 80% типажей фигур в регионе, дадут гарантию продажи товара в магазине.

В завершении панельной дискуссии Ксения Кушербаева дала несколько рекомендаций бизнес–ретейлу. В первую очередь – это рациональный и разумные закуп базового ассортимента. Затем автоматизация бизнес–процессов.

"Автоматизированный бизнес сейчас будет выигрывать. Это позволяет вытаскивать нужную товарную информацию и аналитику для понимания, что продается, что купить и как оценить этот товар. Автоматизация – это ваш инструмент роста завтра. Дальше маркетинг. Не нужно хаотично бежать к блогерам и амбасадорам. Задавайте вопросы: с кем вы разговариваете, для кого продаете? И пытайтесь делать самостоятельно онлайн и офлайн опросы. Сервиса у нас сейчас нет, но за ним будущее. Сервис начинается в руководителя, а не продавца. Сейчас все требует внимания и фокуса. Не получится отдать на аутсорс, консалтинг и т.д. Вникайте и разбирайтесь", – подытожила специалист.

Мария Галушко

Фото: Мария Галушко