Как Мирзиеев Москву на Астану променял

Аскар Муминов Аскар Муминов
65106

Первый визит нового президента Узбекистана состоится в Казахстан.

Как Мирзиеев Москву на Астану променял

Во второй половине марта ожидается визит недавно избранного президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Казахстан. Изначально предполагалось, что узбекский лидер первым делом посетит Россию, чтобы обозначить новый внешнеполитический курс Ташкента. Однако изменение маршрута может говорить о желании узбекских элит сконцентрироваться в первую очередь на центральноазиатской интеграции и ослабить влияние на внутренние процессы в стране внешних сил, в первую очередь Китая и России, предполагают эксперты.

Считается, что первый визит главы того или иного государства после избрания на пост является своеобразным символом, характеризующим дальнейший внешнеполитический ориентир лидера. По этой причине после избрания Шавката Мирзиеева вторым президентом Узбекистана проходила информация, что свой первый официальный визит он нанесет в Россию. Но, видимо, в Ташкенте решили не раздражать другие центры силы, такие как Китай и США, учитывая, что Мирзиеев обозначил продолжение курса Ислама Каримова на выстраивание "многовекторной внешней политики" и дистанцирование от любых интеграционных схем. В этой связи включение Узбекистана в ЕАЭС пока представляется крайне маловероятным.

Исходя из обозначенной внешнеполитической доктрины Ташкента, продвигаемой еще в бытность Ислама Каримова, выбор в качестве первой страны для официального визита – Казахстана – вполне закономерен. К тому же, вероятно, Ташкент хочет открыть новую страницу во взаимоотношении двух республик и перезапустить отношения. В прежние  годы, когда Узбекистаном руководил Ислам Каримов, ни для кого не было секретом, что отношения Ташкента и Астаны складываются крайне напряженно.

От конкуренции к дружбе
В начале 1990-х годов они характеризовались скорее как соперничество за место лидера в регионе Центральной Азии. Начиная с 2000-х перешли в стадию перманентного напряжения, особенно по вопросам демаркации границы, и лишь начиная с конца нулевых и начала десятых годов Ислам Каримов сделал попытку снять напряжение между двумя странами. Причиной разрядки эксперты тогда называли вынужденный поиск Каримовым союзников по водному вопросу в регионе, и основным здесь для Ташкента могла стать лишь Астана, которая также заинтересована в соблюдении со стороны стран верховья – Таджикистана и Кыргызстана – водного баланса в Центральной Азии. Однако после смерти Ислама Каримова Узбекистан заметно переформатировал свои отношения с соседями и в первую очередь с Казахстаном. Это видно по числу совместных инициатив и по абсолютно иной динамике двусторонних отношений.

В первую очередь Узбекистан решил, наконец, уладить все приграничные вопросы с Казахстаном. До конца 2017 года, по заверению Ташкента, будет проведена полная демаркация границ, и определен статус всех спорных территорий на границе двух стран.

"В плане демаркации границы Узбекистан и Казахстан продемонстрировали лучшую модель взаимоотношений. Мы продвинулись по этим вопросам очень далеко и, в принципе, скоро готовимся завершить весь этот комплекс. У нас осталась точка стыка между Казахстаном, Узбекистаном и Туркменией. В этом году, я думаю, мы завершим все эти процессы. Есть большой прогресс в этом вопросе, остались технические согласования", - подчеркнул посол Казахстана в Узбекистане Ерик Утембаев.

Стоит отметить, что общая протяженность госграницы Казахстана с Узбекистаном составляет 2203 км, при этом процесс ее демаркации начался еще в далеком 2003 году.

Водный баланс и экономические интересы
Второй ключевой вопрос, который объединяет Ташкент и Астану – вода. В последнее время Узбекистан стал менее нервно реагировать на желание Таджикистана построить Рогунскую ГЭС, критика по этому вопросу практически сошла на нет. Между тем острота самой проблемы никуда не исчезла, и в ближайшие годы, по оценкам специалистов, она всерьез даст о себе знать. Здесь и Узбекистан, и Казахстан уже начали предпринимать определенные действия. В частности, 16 февраля аким Южно-Казахстанской области Жансеит Туймебаев встретился с представителями межгосударственной рабочей группы по вопросам проточных вод между Казахстаном и Узбекистаном. Сама рабочая группа была создана в соответствии с соглашением, заключенным между главами государств Казахстана и Узбекистана, и должна заняться решением проблем проточных вод. Предполагается реализация масштабного проекта по обеспечению населения чистой питьевой водой из реки Угам, которая расположена в трансграничной зоне. В случае успеха в Сарыагашском, Казыгуртском, Мактааральском, Шардаринском районах в 2020–2030 годах будет реализован проект по обеспечению чистой питьевой водой около миллиона человек.

Третий круг вопросов связан с оживлением экономических контактов двух стран. После смерти Ислама Каримова 22 сентября 2016 года было подписано соглашение об основных направлениях торгово-экономического сотрудничества между Узбекистаном и Казахстаном. В рамках общих договоренностей планируется создание сети совместных торговых домов в области нефтепродуктов, электротехнической, машиностроительной, автомобильной, фармацевтической и агропромышленной продукции. Нацхолдинг "Байтерек" намерен установить прямые контакты с Национальным банком внешнеэкономической деятельности Узбекистана. Начата работа по наладке совместной крупноузловой сборке легковых автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники, выпускаемых казахстанскими и узбекистанскими предприятиями "Азия-Авто", KazKioti, "СамАвто" и GM Uzbekistan.

В ходе заседания совместной межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству в Ташкенте на прошлой неделе были достигнуты договоренности открыть регулярное автобусное сообщение, а также запустить к 21 марта железнодорожное пассажирское сообщение между Ташкентом и Алматы. Кроме того, ожидается запуск в эксплуатацию казахстанского участка автодороги М-39, связывающей Ташкент с Самаркандом. Автодорога М-39, проходящая через Мактааральский район Казахстана, была закрыта в 2006 году. Принято решение о предоставлении взаимных скидок на тарифы по перевозкам казахстанского зерна и муки, грузов и, соответственно, перевозкам через Казахстан плодоовощной и других видов сельхозпродукции из Узбекистана. Сейчас изучается возможность организации узбекских экспортных и импортных перевозок через порты Актау и Курык по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).

По итогам 2016 года товарооборот между Узбекистаном и Казахстаном составил более 2 млрд долларов, хотя еще при Исламе Каримове озвучивались планы увеличить этот показатель как минимум вдвое.

Но, помимо этих вопросов, в центре внимания, безусловно, будут и вопросы безопасности. Активизация боевиков в Афганистане заботит как Ташкент и Астану, тем более не ясна позиция нового американского лидера по дальнейшему прибиванию спецконтингента НАТО в этой стране. Ранее проходила информация, что Штаты в скором времени могут полностью свернуть свой контингент в Афганистане.

В целом на этом достаточно комфортном для двух лидеров стран фоне и состоится встреча. Главный вопрос, который сейчас интересует экспертов, что же могло повлиять на смену страны для первого визита узбекского лидера?

В русле тюркской идентичности
Эксперт ОФ Bilig Brains Расул Арин считает, что предстоящий визит Мирзиеева в Казахстан был ожидаемым, он является логическим с точки зрения географии выстраивания отношений для новоизбранного президента. Но все упирается не только в географию, так как Казахстан имеет большое значение для Узбекистана и для ЦА региона в целом. И поэтому первый визит главы Узбекистана в Казахстан является признанием этого факта.

Политолог Баходир Сафоев считает, что Шавкат Мирзиеев поступил сообразно узбекской пословице "Сначала ближний сосед, потом дальний родственник". По его словам, новому лидеру Узбекистана нужно было избавиться от шлейфа российского ставленника и продемонстрировать независимость в принятии решений. По его словам, выбор в пользу Казахстана достаточно взвешенный и в конечном итоге правильный.

"Узбекистанцы ждали, куда первым делом поедет Мирзиеев. Если бы это была Россия, то пошли слухи о том, что такое решение продавил Алишер Усманов, с которым у нового лидера Узбекистана крайне тесные отношения.  После избрания Мирзиеева активно ходили слухи, что не последнюю роль в этом сыграла не только позиция спеслужб, но и веское слово Москвы и лично Усманова. Поэтому нужно было развеять этот образ ставленника Кремля, хотя очевидно, что Мирзиеев будет значительно более пророссийским президентом, чем Каримов, который всегда выдерживал строгую дистанцию с Москвой. Поездка в Белокаменную могла бы быть неправильно воспринята населением, ведь в эпоху Ислама Каримова в Узбекистане активно насаждались национальные ценности, и даже появился свой аналог музея оккупации. Ташкент не был открыто настроен антироссийски, но всегда имел свое "особое мнение". Появилось целое поколение, для которого контакты с Москвой вызывают настороженность, и в этом смысле Мирзиеев, назвавший себя фактически наследником Ислама Каримова, должен был продолжить эту линию хотя бы как символ, хотя известно, что уже совсем скоро он нанесет визит и в Россию", - сказал г-н Сафоев.

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов считает, что Шавкат Мирзиеев делает ставку на тюркское единство и региональную кооперацию, именно поэтому был выбран Казахстан. Сразу же как он принял бразды правления после Каримова начал  налаживать отношения с соседями. Эксперт считает, что именно в этой логике и действует новый узбекский лидер, выбирая между Москвой и Астаной.

"Я думаю, что и в дальнейшем Мирзиеев будет стремиться к интеграции именно со странами региона, избегая больших геополитических проектов вроде ЕАЭС", - заметил Алишер Хамидов.

Политолог Александр Шустов приходит к выводу, что Мирзиеев в связке с Назарбаевым могут вновь реанимировать идею Центрально-Азиатского союза. По его словам, такой динамики в отношениях между Ташкентом и Астаной ранее никогда не было. Он отметил, что через территорию Казахстана пролегают все основные транспортные коммуникации, связывающие Узбекистан с Россией, другими странами СНГ и ЕАЭС, а также Европейским союзом. Альтернативой может служить выход к портам Персидского залива через Туркменистан и Иран, но этот маршрут гораздо длиннее. Поэтому задача построения в Узбекистане развитой экономики без Казахстана трудноразрешима. Эксперт заметил, что обе страны относятся к числу экономических и демографических лидеров региона. На их территории в совокупности проживает почти 3/4 населения региона. По данным за прошлый год, ВВП Казахстана по паритету покупательной способности составлял 460,7 млрд долларов, Узбекистана – 202,3 млрд долларов, тогда как Туркменистана – 94,8 млрд долларов, Таджикистана – 25,8 млрд долларов, а Кыргызстана – 21 млрд долларов. Казахстан и Узбекистан с советских времен располагают во многом взаимодополняемыми экономиками, включая такие отрасли, как водопользование, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации.

"Все это создает для возрождения Центрально-Азиатского союза неплохую основу, которая позволит Казахстану и Узбекистану создать своего рода "подушку безопасности" в экономике. Причем в отличие от ЕАЭС в это объединение можно будет попытаться вовлечь не только Таджикистан, но и Туркменистан, с которым у Узбекистана в последние годы сложились хорошие отношения. Россия может извлечь из создания нового ЦАС определенную пользу, сохранив режим льготной торговли с Казахстаном и получив тем самым доступ на внутренние рынки всех среднеазиатских республик", - заключил Александр Шустов.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться