Насколько эффективны санкции?
На днях Европейский союз объявил о новом, четвертом пакете экономических санкций против Республики Беларусь. Под запрет попали белорусский экспорт калийных удобрений и нефтепродуктов, а также производители табачных изделий.
Кроме этого, почти вдвое расширился санкционный список персон. Если до этого в нем были 88 физических и семь юридических лиц, то теперь к ним прибавились еще 78 фамилий и восемь компаний и госпредприятий. В ограничительном списке стало больше представителей семьи Александра Лукашенко, вошли силовики, военные, судьи и ряд предпринимателей.
Пополнилась и экономическая часть списка. Хотя в нем уже были такие важные госпредприятия, как Минский завод колесных тягачей (МКЗТ) и "Белтехэкспорт", то теперь в него попали гиганты белорусской промышленности: Минский автомобильный завод (МАЗ) и Белорусский автомобильный завод (БелАЗ).
"В ответ на ширящиеся серьезные нарушения прав человека в Беларуси жестокие репрессии против гражданского общества, демократической оппозиции и журналистов, а также принудительную посадку рейса Ryanair в Минске 23 мая 2021 года и последовавшее задержание журналиста Романа Протасевича и Софии Сапеги совет сегодня ввел новые ограничительные меры против белорусского режима", – поясняется в официальном сообщении Совета Евросоюза.
Кроме того, ЕС закрыл Беларуси доступ на финансовые рынки Евросоюза, запретил страховать и перестраховывать белорусские государственные фирмы и учреждения, а также остановил выплаты Европейского инвестиционного банка.
"Будет ли "больно" от санкций Лукашенко?"
"Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к истории санкций против Минска. Это не первые санкции, которые предпринимаются в отношении Беларуси со стороны Евросоюза. Помнится, еще в начале 2000-х годов санкции налагались на экспорт оружия из Беларуси, а также были введены персональные санкции против некоторых чиновников. Впоследствии они были сняты. И за эти годы сама Беларусь продемонстрировала, что ее экономика от санкций сильно не пострадала", – заявил в интервью inbusiness.kz казахстанский политолог, руководитель общественного фонда "Мир Евразии" Эдуард Полетаев, отвечая на наш вопрос.
Причин малой эффективности санкций ЕС в отношении Беларуси несколько. Президенту Лукашенко "совсем не больно" от европейских санкций, потому что экспорт Беларуси не востребован в странах первого мира.
"Во-первых, белорусские товары в Европу не пускают. Во- вторых, они там не конкурентоспособны. Поэтому основные статьи белорусского экспорта – сельхозтехника и продукты питания – давно и успешно поставляются в страны бывшего СССР", – напомнил г-н Полетаев.
По мнению политолога, эффективность санкций – вопрос достаточно спорный. Тут важно понять, насколько решительно и на какой срок США и Европа намерены держать режим запретов против Беларуси.
"Однако тактика запретов со стороны ЕС вынуждает Минск искать выходы и больше обращать свой взор в сторону Востока, где санкции Евросоюза не действуют. Так, в последние годы Беларусь серьезно нарастила товарооборот со странами Африки, где очень востребованы ее трактора и сухое молоко", – заметил эксперт.
Гостеприимный для белорусских сыров и молочки Казахстан
Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета, который состоялся месяц тому назад, посетовал на то, что раньше "Казахстан был более гостеприимным". Однако тут он шибко ошибается, судя по тому, насколько гостеприимными остаются казахстанские прилавки для тех же белорусских сыров и колбасы, а казахстанские сельхозугодья – для белорусских тракторов.
По данным посольства Беларуси в Казахстане, по итогам 2020 года товарооборот между нашими странами составил 847,9 миллиона долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года из-за пандемии сократился на 7,8%.
Причем, анализируя цифры, мы видим, что сальдо не в пользу Казахстана. Белорусский экспорт составил 747,1 миллиона долларов США против 100,8 миллиона долларов США казахстанского импорта.
"Что касается Казахстана и как отразятся санкции ЕС в отношении Беларуси на нас, то поводов для беспокойства нет", – заявляет казахстанский политолог.
По его словам, товарооборот между нашими странами в течение последних лет примерно одинаковый и недотягивает даже одного миллиарда долларов США, несмотря на неоднократные призывы руководства двух стран довести этот показатель до данного уровня.
По итогам прошлого года из-за пандемии этот показатель, как уже было сказано выше, даже упал до 850 миллионов долларов.
"Как видим, Беларусь больше экспортирует нам, чем импортирует казахстанскую продукцию. Причина в том, что наш партнер по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) просто-напросто не так сильно заинтересован в казахстанских товарах. Хотя на встречах в рамках ЕАЭС Беларусь всегда поднимает вопросы, затрагивающие ее торговые интересы", – заметил казахстанский политолог.
По словам эксперта, чтобы еще раз подтвердить, что санкции против Беларуси никоим образом не отразятся на экономике Казахстана, достаточно взглянуть на следующий расклад.
Общий товарооборот Казахстана по итогам 2020 года с другими странами мира составляет 85 миллиардов долларов США. Здесь крупнейшие наши торговые партнеры – это Россия со взаимным товарооборотом в 19 миллиардов долларов США и Китай – 15,5 миллиарда долларов США.
"Товарооборот между Казахстаном и Беларусью, как видим, менее одного миллиарда долларов США, то есть составляет менее одного процента в общем товарообороте. При такой цифре поводов для беспокойства действительно нет. Белорусские товары заняли свою нишу на нашем рынке, и вряд ли из-за европейских санкций у нас пропадет белорусская колбаса", – сказал г-н Полетаев.
По его мнению, напротив, Беларусь может сильнее активизироваться на постсоветском пространстве через создание новых СП и за счет расширения линейки своих товаров.
Казахстанский эксперт Сергей Домнин также не видит повода для беспокойства в плане поставок сельхозтехники и запчастей из Беларуси в Казахстан.
"С нами белорусам торговать не запрещают, хотя могут возникнуть проблемы с поставкой комплектующих из ЕС, но максимум, к чему это приведет, – небольшому сокращению доли белорусских производителей на первичном рынке Казахстана. Учитывая, какой набор производителей сейчас представлен на казахстанском рынке и в разных ценовых нишах, существенных проблем для операционной деятельности этих компаний возникнуть не должно", – сказал г-н Домнин в интервью inbusiness.kz.
Дружба – дружбой, но нефть – по мировой цене
На фоне принятых против Беларуси санкций интересным видится визит главы правительства этой республики Романа Головченко в Казахстан 26-28 июня.
В ходе визита планируются встречи с руководством нашей страны и правительства. По данным пресс-службы правительства Беларуси, также запланировано подписание двусторонних документов. Среди главных вопросов повестки – соглашение о поставках нефти из Казахстана в Беларусь.
Но следует отметить, что вопрос этот не новый и поднимается время от времени вот уже в течение последних пяти-семи лет.
"Но пока такие намерения остаются только на бумаге, так как из-за большого транспортного плеча и, соответственно, немалых транспортных расходов поставлять наше сырье на белорусские НПЗ по цене ниже рыночной никак не получится. Кроме этого, известно, что практически вся добываемая в нашей республике нефть уже расписана на год вперед. Крупнейшие нефтегазовые компании, добывающие нефть на территории Казахстана, заключают договоры со своими покупателями. И продавать нефть, пусть даже в рамках ЕАЭС, но по цене ниже мировой, никто не будет", – пояснил корреспонденту inbusiness.kz информированный источник в минэнерго Казахстана.
Об отношениях двух стран языком цифр
По данным посольства Беларуси в Казахстане, основными позициями белорусского экспорта в 2020 году стали тракторы, говядина свежая или охлажденная, молоко и сливки сгущенные и сухие, сахар, комбайны, сыры и творог, мебель, лекарственные средства.
Основу импорта товаров из Казахстана в 2020 году составили уголь каменный, нефтепродукты, хлопковое волокно, рельсы, цинк необработанный, ферросплавы, прокат плоский из нелегированной стали холоднокатаный. В 2020 году Беларусь осуществляла экспортные поставки в Казахстан по 650 товарным позициям.
К ключевым позициям, показавшим позитивную динамику экспорта в 2020 году, относятся поставки сахара, говядины свежей или охлажденной, автомобилей специального назначения, лекарственных средств, молока и сливок сгущенных, пахты, йогуртов и кефира, кокса и битума нефтяных.
По итогам деятельности в 2020 году в 1,6 раза выросли поставки машинокомплектов на сборочные производства в Казахстане. Поступательно развивается производство зерноуборочных комбайнов "Есиль" из машинокомплектов, поставленных в Казахстан ОАО "Гомсельмаш" (в 2020 году собрано 363 ед. комбайнов).
В 2020 году в экономику Беларуси поступило 100,4 миллиона долларов США казахстанских инвестиций, из них прямые инвестиции – 4,6 миллиона долларов, в том числе прямые инвестиции на чистой основе – 3,4 миллиона долларов.
Товаропроводящая сеть белорусских предприятий в Казахстане включает 40 субъектов, а также более 170 субъектов дилерской сети. Функционируют 7 совместных сборочных производств белорусской техники и оборудования (ОАО "МТЗ", ОАО "Гомсельмаш", ОАО "МАЗ" – УКХ "БЕЛАВТОМАЗ", ОАО "УКХ "Бобруйскагромаш" и др.).
В Беларуси действуют 49 предприятий с казахстанским капиталом, в том числе 13 совместных и 36 иностранных. В Казахстане действует 256 компаний с белорусским участием. По данным KazakhInvest, по итогам 2020 года общий объем прямых иностранных инвестиций из Беларуси в Казахстан составил порядка 50 миллионов долларов США.
Кульпаш Конырова
PS: Редакция портала inbusiness.kz обратилась с вопросом: "Как санкции ЕС в отношении Беларуси могут отразиться на Казахстане?" в пресс-службы министерства торговли и интеграции, посольства Республики Беларусь в Казахстане и компании ERG, где нам ответили, что для представления информации потребуется время. Редакция будет держать своих читателей в курсе всех новостей по мере их поступления.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!