Как "народное" не сделать частным

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
9062

Депутаты обеспокоены перспективами приватизации Жилстройсбербанка.

Как "народное" не сделать частным Фото: Экспресс К

Как частный инвестор в банке сможет сохранить низкую процентную ставку для ипотечного кредитования и государственные премии на вклады граждан, пытались прояснить мажилисмены на правительственном часе в понедельник. Перспектива приватизации Жилстройсбербанка, как оказалось, не слишком вдохновляет депутатов, напротив, они обеспокоены тем, что реализация госпрограмм по обеспечению граждан страны доступным жильем может оказаться под угрозой. 

Первым свою точку зрения озвучил депутат Петр Шарапаев. Заметив, что в этом банке более миллиона вкладчиков, депозитарная база составляет более 520 млрд тенге, он прямо спросил: "Что будет с льготными ставками кредитования банка, когда появится новый инвестор? Сохранит ли банк свое участие в государственных программах и, если придет новый инвестор, не отменит ли он выплату существующих премий для вкладчиков банка, снижающих стоимость ипотеки?"

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов в ответ заявил, что направление деятельности банка с приходом инвестора, как и все стратегические задачи, не изменятся. А сам банк лишь станет лучше с приходом частного капитала. 

"Что мы получаем? Мы получаем новые дополнительные деньги, которые поступят от приватизации. Мы надеемся (в зависимости от того, какой стратегический инвестор будет выбран), новые технологии, новое правильное корпоративное управление, большую эффективность самого этого финансового института. При этом со стороны государства никаких других условий не будет ставиться", – объяснил он. 

При этом министр сам признал, что фактически непосредственно в банк деньги от его продажи не придут. Поскольку они напрямую направятся в государственную "копилку" – Национальный фонд. 

"Для пополнения Национального фонда в первую очередь (приватизируется). Мы, наверное, будем говорить про это достаточно много, и говорили достаточно много в прошлые годы, Национальный фонд мы сильно задействовали на тот же "Нурлы жол", "Нурлы жер" и видим, что его активы у нас пополняются не так быстро, как хотелось бы. Поэтому перед нами задача пополнения Нацфонда стоит. И второе, мы надеемся, что стратегический инвестор с хорошим именем сможет привнести дополнительные управленческие технологии и так далее", – сказал г-н Сулейменов.

"То есть банк этот ничего не получит, все эти деньги уйдут в Нацфонд. Так что банку, кроме очередного рекомендатора, который будет давать рекомендации и приносить технологии, ничего не будет", – резюмировал вице-спикер мажилиса Владимир Божко. 
Объяснять ситуацию взялся заместитель председателя правления холдинга "Байтерек" Галымжан Таджияков (ЖСБК является дочерней компанией холдинга). По его объяснениям, инвестор не только не будет, но и не сумеет изменить "ориентацию" банка, поскольку будет приватизирована миноритарная доля Жилстройсбербанка – 49%.

"То есть контроль останется за государством. Все действующие льготные условия по ставкам, государственные премии сохранятся в полном объеме, так как они регулируются законом", – подчеркнул он, добавив, что от приватизации в холдинге ожидают прихода "стратегического инвестора, который даст свои ноу-хау" в технологичности процессов. 

Сомнений депутатов, тем не менее, чиновники не только не развеяли, но и, наоборот, добавили. В дискуссию включился мажилисмен Омархан Оксикбаев, высказавшийся гораздо более эмоционально: 

"Что мы выиграем? Если этот партнер придет стратегический, он же будет свои диктовать условия, у него свои правила будут. Какие правила будут, что мы ему разрешаем?! Что мы теряем, что находим? Никто конкретно ничего не говорит! Какие правила, какие результаты? Можете вы сказать, в конце концов?! Вы же все обтекаемо говорите, народ (...) ничего не поймет из ваших объяснений", – гневно заявил он. 

"Правильно, что мы выиграем? Деньги уйдут в Нацфонд. Но он (инвестор) же должен как-то отбивать эти деньги?" – поддержал Владимир Божко. 

Представитель холдинга "Байтерек" признался, что правила и порядок возможных изменений еще с инвесторами не обговаривался, поскольку, собственно, инвестор еще не определен, сегодня лишь ведутся переговоры. 

"Мы планируем, что инвестора, финального инвестора мы определим уже к середине этого года, получим от них финальное предложение, дальнейшая детализация по этому предложению будет оговариваться. В качестве инвестора мы видим стабильный финансовый институт, с международным опытом, который обеспечит качественное развитие банка. От этой сделки в первую очередь ожидаем, что выиграют клиенты банка, так как они будут получать более технологические услуги и обновленные продукты", – объяснил он.

Это объяснение депутаты тотчас назвали "малоубедительным". Пришлось снова объясняться министру, который заявил: "звучать обтекаемо" правительство не хочет. А потому перечислил три ключевых пункта приватизации ЖСБК. 

"Первое – все льготные условия Жилстройсбербанка будут сохранены. Второе – участие Жилстройсбербанка в программах "Нурлы жер" и, возможно, "7-20-25" будет сохранено и прописано. Если не хочет инвестор, значит, мы его не продадим. И третье – государственная премия 20% от ежегодного накопления будет сохранена. Если мы найдем такого стратегического инвестора, который, соблюдая все эти условия, захочет прийти и достаточно в эффективный инструмент вложиться, значит, мы продадим. Если не сможем – тогда будем смотреть дальше", – твердо обозначил он. 

Депутаты со своей стороны тоже пообещали "смотреть дальше" – за приватизацией в целом, и Жилстройсбербанка особенно. Чтобы не допустить ошибок чиновников. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться