Кандидат в президенты Узбекистана Шавкат Мирзияев ищет друзей

Аскар Муминов Аскар Муминов
9669

Политологи заговорили о признаках оттепели в стране.

Кандидат в президенты Узбекистана Шавкат Мирзияев ищет друзей

Исполняющий обязанности президента Узбекистана Шавкат Мирзияев демонстрирует готовность к проведению реформ в стране, которую считают одним из самых закрытых государств мира. Первые его шаги многими экспертами были восприняты как верные, которые способны придать импульс политической и экономической жизни республики. Некоторые с осторожностью заговорили о начале "узбекской оттепели". Так или иначе, Шавкат Мирзияев демонстрирует новый, отличный от каримовского, стиль управления. Однако насколько декларируемые цели и задачи будут отличаться от способности проводить реформы на деле пока под вопросом.

Эксперты насчитали более десятка знаковых изменений, с момента смерти Ислама Каримова, произошедшие в Узбекистане. В первую очередь всех удивило открытие виртуальной приемной для жалоб от граждан, которую открыл на правительственном портале и. о. президента.  Теперь любой житель соседней республики может напрямую обратиться к первому лицу в государстве.  Появился и специальный телефон доверия для информации по принудительному сбору хлопка несовершеннолетними, то есть реакция на одну из ключевых проблем, за которую международные правозащитные организации критикуют узбекские власти. Насколько формален этот шаг, пока не известно. Фермерам снизили объем обязательной продажи валютной выручки государству с 50% до 25%. Движение по, так называемой, президентской трассе, которое было перекрыто в бытность Ислама Каримова главой государства, вновь открыли для всех автомобилистов. 

Также в новой редакции принят закон "О гражданстве", облегчающий выход из гражданства Узбекистана при наличии гражданства или подданства иностранного государства. Ранее выход из гражданства Узбекистана превращался в настоящее испытание и многие годами ждали разрешения из Ташкента.

Новые времена
Произошло смягчение нравов в отношении деятелей культуры. Так, целому ряду артистов и музыкантов, запрещенных при Исламе Каримове, разрешили вернуться на сцену по личному указанию Шавката Мирзияева. В частности, право выступать на официальных мероприятиях получила известная узбекская певица Юлдуз Усманова, в свое время попавшая в опалу из-за некоторых критических замечаний по поводу политики властей.

Также в Узбекистане впервые со дня получения независимости официально определен статус и полномочия милиции, так как был принят закон "Об органах внутренних дел". За все время правления Ислама Каримова правовое положение милиции и перечень ее прав и обязанностей так и не был определен, международные правозащитные организации призывали власти принять соответствующий закон, но узбекский лидер был непреклонен.

Однако, пожалуй, самый широкий комплекс изменений связан с экономическими реформами в республике. В частности, впервые в стране официально признали наличие так называемого "черного курса" доллара, по которому живет большая часть граждан, и который почти в два раза меньше официального. Такое положение дел в свое время было выгодно правившей при Исламе Каримове элите, которая получала колоссальный доход от изъятия долларов с черного рынка и перепродаже их по официальному курсу. Однако такое положение дел  истощает национальную экономику. МВФ на протяжении последних 10 лет рекомендовал Ташкенту отказаться от неофициального курса валюты, так как иностранный бизнес не мог работать в стране из-за курсовой диспропорции.

Также Шавкат Мирзияев предложил целый комплекс мер по либерализации узбекской экономики. Так, в частности,  5 октября им как исполняющим обязанности президента был подписан указ "О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата". В нем говорится о необходимости предоставления большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность.

В частности, указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля. Так, уже с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица, встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам. Контролирующие органы теперь не вправе инициировать проведение внеплановых проверок, правда, сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. Подобная проверка может проводиться исключительно по решению Республиканского совета, и ее продолжительность ограничена одним рабочим днем. Новые нормы предусматривают такие кардинально меры, как освобождение от всех видов ответственности субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения, а также лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, в случае возмещения ими причиненного ущерба и добровольного устранения последствий правонарушений.

Побольше гуманизма – людям это нравится
Для повышения инвестиционной привлекательности Узбекистана Шавкат Мирзияев предложил вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставить право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации. Также намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.  Предусматривается принятие пакета законов, включая законы "О противодействии коррупции", "Об административных процедурах", "О государственных закупках" и "О государственно-частном партнерстве". Запланированы меры по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства путем поэтапной передачи судам функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников.

Возможна и гуманизация узбекской системы в целом. Так, в Сенат внесен проект об амнистии в связи с 24 годовщиной принятия Конституции Узбекистана. Как правило, при Исламе Каримове амнистия объявлялась лишь по круглым датам и была связана с переполненностью тюрем, по ней почти никогда на свободу не выходили, так называемые, политзаключенные. Дело в том, что наличие огромной армии политзаключенных было одним из наиболее частых обвинений со стороны международного сообщества в адрес Узбекистана.  О том, что некоторые из них выйдут на свободу можно судить по тому, что впервые в число освобождаемых по амнистии могут попасть  "лица, впервые осужденные к лишению свободы за участие в деятельности запрещенных организаций, совершение в их составе преступлений против мира и безопасности или против общественной безопасности". Как правило, оппонентов режима при Исламе Каримове не сажали по, так называемым, политическим статьям и в основном они проходили как "участники запрещенных религиозных организаций". Такие люди на амнистию ранее рассчитывать не могли.

Видя первые шаги по либерализации общественно-политической и экономической системы со стороны Шавката Мирзияева, узбекские активисты, проживающие за рубежом, предложили пойти дальше и принять еще несколько революционных норм, которых, по их мнению, ждут граждане Узбекистана. Среди них называется полный отказ от использования детского труда на хлопковых плантациях, разрешение оппозиции участвовать в политической жизни страны, отмену цензуры в средствах массовой информации. Также правозащитники предложили закрыть печально известную тюрьму "Жаслык", которая специально строилась для отбывания наказания политзаключенными и пытки в которой носят системный характер. Также властям Узбекистана рекомендовали отменить "унизительную процедуру прописки и регистрации по месту жительства" и открыть столицу государства Ташкент для всех желающих, отменить так называемые выездные визы. Например, сейчас, чтобы узбекистанец смог выехать за границу он должен получить разрешения от контролирующих органов, пройдя проверку на политическую благонадежность. Правозащитники выступили и с предложением исключить из уголовного кодекса статью за мужеложство, Узбекистан остается одним из немногих государств в мире, где лиц нетрадиционной сексуальной ориентации сажают в тюрьмы за однополые связи.

Не без влияния Азимова
Политолог Баходир Сафоев, анализируя первые шаги в качестве исполняющего обязанности президента Шавката Мирзияева, отметил, что, вряд ли он пойдет на тотальную либерализацию, что не вписывается в его образ весьма консервативного человека. И ждать появления оппозиции, каких-то чрезмерных проявлений демократии и отмены ряда дискриминационных, с точки зрения международных институтов, законов не стоит. Однако, система уже начала меняться, считает политолог. По его словам, политическое поле продолжит оставаться абсолютно подконтрольным, но Мирзияев будет открывать страну для инвестиций, пытается нормализовать отношения с соседями, чтобы выстроить более эффективную экономическую модель. Г-н Сафоев убежден, что значительное влияние на первые решения и.о президента оказывает его новый соратник первый вице-премьер министр Рустам Азимов, с которым он работает в тандеме. Его называют либералом и западником, поэтому в экономической политике возможна серьезная либерализация, вплоть до того, что именно в Узбекистане будут самые свободные нормы для бизнеса из стран Центральной Азии, считает политолог.

"Первые шаги Шавката Мирзияева вселяют надежду на перемены. Сейчас он активно демонстрирует, что хоть он и ставленник Ислама Каримова, и покойный президент его "политический отец", но отличается от своего предшественника достаточно серьезно. С другой стороны у элиты нет другого выхода, кроме полномасштабных реформ, так как экономика из-за изоляционистской политики Ислама Каримова загнана в тупик, отношения со всеми соседями испорчены, все это нужно срочно исправлять. К тому же перед выборами и.о президента нужно продемонстрировать решительность и готовность к диалогу с обществом. Нельзя сбрасывать со счетов и противников Мирзияева, а их немало, к тому же, вероятно, он еще не заручился полной поддержкой силовых структур, то есть все его первые шаги это попытка показать, что он сторонник реформ. В этом смысле, шансов на серьезные преобразования не мало", - сказал Баходир Сафоев.

Давайте жить дружно
Международные эксперты обращают внимания на стремительные шаги Шавката Мирзиева по нормализации отношений с соседями, в том числе с Казахстаном. Так между двумя разрабатывается межправительственная стратегия экономического сотрудничества на период с 2017-го по 2021 год.  10 октября состоялся телефонный разговор Шавката Мирзиёева  с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, где уже проговаривали подробности идентификации отношений. Сделал Узбекистан и шаг навстречу Таджикистану и Кыргызстану, отношения с которыми в последние годы у Ташкента были крайне напряженными.

Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов 29 сентября в ходе встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном в Душанбе заявил о готовности возобновления отношений между двумя странами. Впервые за много лет Узбекистан сделал шаг навстречу Кыргызстану, заявив о готовности к диалогу. Предполагается, что в скором времени может быть открыта граница между двумя странами в направлении Андижанской области, проход которой был настоящим испытанием для граждан двух стран, после трагических событий 2005 года.

Вот как смягчение нравов Узбекистана по отношению к соседям прокомментировала британский журналист, работающая в странах Центральной Азии Джоанна Лиллис.

"Возможно, Ташкент считает, что лучше иметь хорошие отношения с соседними странами, чем препираться с ними. Мы были свидетелями конфликта между Узбекистаном и Кыргызстаном по Унгар-Тоо. Узбекистан использовал свои вертолеты, тем самым загнав участников конфликта в дипломатический и военный тупик. Организация такого акта требует много ресурсов и энергии. Возможно, один из новых лидеров в Ташкенте решил направить эти ресурсы в другое русло. Возможно, они решили, что конфликты с соседями не соответствуют интересам Узбекистана. Поэтому улучшение отношений принесет пользу и самому Узбекистану".

Таким образом, первые признаки "оттепели" в Узбекистане налицо. Главный вопрос насколько этот процесс будет системным.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться