/img/tv1.svg
RU KZ
Карантинное образование: последний звонок только для избранных и новые правила ЕНТ

Карантинное образование: последний звонок только для избранных и новые правила ЕНТ

Как будут проходить выпускные мероприятия в школах, насколько ужесточаются процедуры тестирования, и что такое дистанционная защита дипломов в колледжах.

18:04 15 Май 2020 18153

Карантинное образование: последний звонок только для избранных и новые правила ЕНТ

Автор:

Олег И. Гусев

Фото: Олег И. Гусев

Об этом на онлайн-брифинге рассказали начальник управления образования Карагандинской области Есенгазы Имангалиев и руководитель филиала Национального центра тестирования Куаныш Аяжанов. Представляя основные тезисы их докладов, отметим, что, несмотря на провал республиканской программы цифровизации, региональное образование по указанию МОН упорно внедряет элементы сказочного digital future.

Дошкольные организации

Напомним, что детские сады в Карагандинской области после введения в стране чрезвычайного положения сначала закрывали, затем открывали, после чего закрыли вновь.

Теперь же они опять возобновят свою работу, но только с двумя «но»: исключительно дежурными группами и после официального разрешения главного санитарного врача области, который примет, по своему обыкновению, совершенно непонятное жителям области решение «в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе».

«Наполняемость дежурных групп составит не более 15 детей, причем особое внимание будет уделяться процедуре утреннего фильтра. В первую очередь планируется прием детей, чьи родители работают и не имеют возможности оставить ребенка дома», – пояснил Есенгазы Имангалиев.

«Домашняя работа» воспитанника детского сада

Следует отметить, что детские сады, как и школы, пусть и не в полном объеме, но тоже работали дистанционно: дети (под видеозапись для воспитателя) рисовали, лепили из пластилина и даже записывали на День Победы поздравления, которые размещали в соцсетях.

Школа

Учащиеся школ в настоящее время получают знания «через горы, через расстоянья», и до конца учебного года (25 мая) этот дистанционный формат будет сохранен.

Несмотря на заявления управления образования – «для такой модели обучения созданы все-все-все необходимые условия», возникшее в конце учебного года у родителей школьников «желание убивать» еще никуда не ушло. Как и уже ставшие привычными нервные тики учителей.

(Автор говорит со знанием дела: его внук заканчивает первый класс, а супруга брата жены преподает в начальной школе).

Но к концу текущего месяца атмосфера в семьях школьников и учителей должна измениться к лучшему.

 

«Домашняя работа» ученика первого класса

Последний звонок и вручение аттестатов пройдут не online, а в реале, да еще и open air 3-4 июня во всех 377 средних школах Карагандинской области. Естественно, с весьма ограниченным количеством людей и строгим соблюдением санитарных норм. Так что, скорее всего, в этом году мы уже и не увидим выпускников, устраивающих на манер десантников «За аттестат!» заплывы в городских фонтанах.

«Аттестаты получат 7673 выпускника (в 2019 году – 7543). Претендентов на «Алтын белгі» в регионе по сравнению с прошлым годом стало на 78 человек больше – 374 и 296 соответственно. И количество аттестованных на отлично выросло примерно на столько же: с 241 в 2019 году до 322 в нынешнем», – сообщил Есенгазы Имангалиев.

Ну и чтобы заключительная четверть теперь уже бывшим школьникам не показалась медом, после торжественной части их выпуска в капиталистический мир будет организован субботник коммунистический – акция по посадке деревьев.

Проведение ЕНТ и санкции

По словам руководителя управления образования, единое национальное тестирование будет проведено в июне в традиционном штатном режиме на базе 15 пунктов проведения ЕНТ:

«Для участия в тестировании зарегистрировалось 6625 выпускников, или 86,6%, что по сравнению с прошлым годом больше на 5,1%. В ЕНТ принимают участие не только выпускники школ этого года, но и выпускники колледжей и выпускники предыдущих лет. По итогам июньского тестирования выпускники, набравшие проходные баллы, смогут принять участие в конкурсе по присуждению государственных образовательных грантов. Заявки на участие в конкурсе на получение грантов подаются с 13 по 20 июля, сам конкурс будет проходить с 21 июля по 1 августа».

Не прошедшие ЕНТ, но желающие поступить в вуз на платной основе, как и в прошлом году, смогут пройти повторное тестирование за 2242 тенге в августе текущего или в январе 2021 года.

Как заявил руководитель филиала Национального центра тестирования Куаныш Аяжанов, абитуриенты, которые попытаются пронести с собой запрещенный предмет, не будут допущены к тестированию и уже не смогут сдать ЕНТ в этом году. Также аннулируют тесты тех выпускников, у которых обнаружат запрещенные предметы в аудитории, и в этом году они также уже не смогут сдать ЕНТ:

«То же самое относится и к тем, кто попытается привести на сдачу теста другого человека под своим именем. После ЕНТ анализ записей видеонаблюдения будет проводиться до 25 августа календарного года. Если будет установлено, что участник использовал запрещенные предметы, то его результаты ЕНТ и участие в конкурсе на получение образовательного гранта будут отменены. Также в этом году бумажный сертификат ЕНТ заменен на электронный», – отметил он.

Зачисление в СШИ

Прием заявлений для участия в конкурсе по поступлению в специализированные организации образования будет проходить с 15 мая по 1 июня, а вступительные экзамены пройдут в конце следующего месяца. Прием заявлений в лицеи-интернаты «Білім-инновация» будет осуществляться с 15 мая по 15 июня. Информация о правилах приема размещена на официальных сайтах школ и управления образования. Итоги конкурсного отбора будут размещены на интернет-ресурсах этих организаций образования на следующий день после проведения конкурса. Зачисление учащихся – до 1 июля.

Прием в ТиПО

В текущем году прием документов в колледжи автоматизирован и будет осуществляться через портал egov.kz (согласно типовым правилам приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального образования, утвержденные приказом МОН РК от 18.10.2018 года за № 578).

Фото с брифинга

«На портале абитуриенты, родители или законные представители могут подать заявление в электронной форме с приложением необходимых документов: электронные копии документа об образовании и фотографии, а необходимые медицинские справки будут получены из информационной системы министерства здравоохранения, за исключением сельских населенных пунктов.

При сдаче документов через портал абитуриент имеет возможность получить место в общежитии и бесплатное питание, так как по ИИН абитуриента определяется его социальный статус. В целях обеспечения доступа к данным абитуриентов, подавших документы в колледжи, за каждым колледжем закреплено ответственное лицо для выгрузки данных из информационной системы egov.kz. Приемные комиссии по итогам рассмотрения документов будут направлять абитуриентам уведомление о приеме документов, дату проведения конкурса и специального экзамена», – пояснил руководитель управления образования.

По вопросу автоматизированного приема управлением образования будет проведена соответствующая информационно-разъяснительная работа среди родителей и абитуриентов.

Защита дипломов в колледжах

Дистанционный опыт обучения применяется и в колледжах области: на базе 70 колледжей им охвачено 37 530 студентов, а педагоги колледжей, так же как и учителя школ, работают в удаленном доступе.

«Итоговая аттестация студентов будет осуществлена в онлайн-режиме, для чего в колледжах создается итоговая аттестационная комиссия. Порядок проведения экзамена или защиты дипломных проектов отправляется на электронную почту выпускников за 20 рабочих дней, а на сайтах колледжей размещается график онлайн-консультаций, предварительной защиты и защиты дипломного проекта.

За три-пять рабочих дней до начала проведения итоговой аттестации будет проведен вебинар для разъяснения процедуры прохождения экзамена или защиты. Дипломный проект готовится в электронном формате. Защита дипломного проекта проходит в виде презентации в течение 15 минут, включая ответы на дополнительные вопросы. Вся процедура итоговой аттестации записывается на видео», – рассказал о новых правилах защиты дипломов Есенгазы Имангалиев.

Интересно, что, перед тем как ответить, студент должен показать лист с ответом, а секретарь комиссии сделает скриншот экрана. Итоговые оценки размещаются на сайте колледжа.

Эпилог

В общем, в сфере технического и профессионального образования нас ждут такие же интересные времена, что и при внедрении электронного зачисления в учреждения дошкольного воспитания.

Напомним, жительница Темиртау Татьяна Калинина так описывала свои впечатления от работы электронной очереди в детский сад:

«Сколько я пытаюсь, с пяти часов утра просыпаюсь, чтобы нажать и высветилось зеленым цветом, как они говорят! Свободное место у меня не открывается. В семь часов утра сайт постоянно зависает, только я перезагружу, открываю – этого места уже нет. Сейчас на завтра в «Дельфинчик» стоит два места, завтра в семь часов утра эти два места будут открыты, и с пяти часов утра я должна опять не спать и ждать, когда фортуна повернется. Как сказали наладчики: «Если вам фортанет, как рулетка, если вы выиграете, нажмете и победите». Это что такое? Это же все-таки дети. Мы свой долг выполнили, мы родили и поставили на очередь, почему к нам так относятся?»

А дистанционная защита дипломов с нынешним качеством казахстанского Интернета, наряду с уже внедренными СОРами и СОЧами, станет причиной появления «желания убивать» уже не только у родителей школьников, но и у «предков пэтэушников».

Вся эта «реформа» нашего образования выполняет главную задачу ее идеолога, вернувшегося в родные ему Соединенные Штаты: начисто отбить у большинства населения Казахстана желание получать знания.

В итоге через десять лет такое редкое явление, как «хорошо образованный казахстанский выпускник», будет существовать не благодаря, а вопреки действиям министерства образования РК.

Олег И. Гусев

Олжас Ордабаев: Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев высказал свое мнение относительно решения МОН РК о лишении генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева». По его словам, в рейтинге вузов показатели университета были устойчивыми.

07 Октябрь 2020 11:13 1604

Веских причин для лишения генеральной лицензии АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева» не было, считает заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

В рейтинге вузов, проводимом Национальной палатой предпринимателей, показатели данного университета были устойчивыми.

«Судя по публикациям в СМИ, в качестве основания был указан рейтинг НПП «Атамекен». Поэтому считаю нужным дать разъяснение. В академическом «компоненте» показатели КазАТК явно покрепче аналогичных учебных заведений. Рейтинговалась КазАТК у нас по 14 специальностям: шесть из них соответствуют ожиданиям работодателей, семь требуют доработок, одна не соответствует. Для примера, у схожего по профилю университета из 14 образовательных программ: две соответствуют ожиданиям, восемь требуют доработки, четыре не соответствуют», – отметил Олжас Ордабаев.

Представитель Нацпалаты считает, что не было веских причин для отзыва лицензии у данного вуза, который имеет богатую историю и соответствующую учебную базу.

По результатам исследования Нацпалаты, средний уровень трудоустройства выпускников по учебному заведению составляет 75%. Данный показатель варьируется в разрезе специальностей: «Транспортное строительство» – 90,9%, «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» – 87,5%, «Транспорт, транспортная техника и технологии» – 88,1%.

«Возможно, есть процедурные нарушения, но их же можно исправлять. Зачем оставлять транспортников и логистов без основной кузницы кадров?» – написал Олжас Ордабаев на своей странице в сети «Фейсбук».

Напомним, ранее МОН РК сообщал о проводимых в течение года в академии плановых и внеплановых проверок, в рамках которых были выявлены грубые нарушения в учебном процессе. В частности, по данным профильного министерства, учебное заведение не обеспечено соответствующим профессорско-преподавательским составом, базами производственной практики, учебной, учебно-методической и научной литературой в нужном объеме. Образовательные программы не в полной мере соответствуют потребностям работодателей, что повлияло на уровень трудоустройства выпускников.

Карина Алимова​


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

«Плагиатить стало легче. Контроль за качеством снизился» – интервью с борцом с плагиатом

О том, как пандемия способствует плагиату, почему уважаемые профессора становятся пишущими духами и что со всем этим делает МОН РК.

07 Октябрь 2020 07:27 8757

О борьбе с плагиатом по-казахстански и о том, как это делают во всем мире, в интервью inbusiness.kz рассказал исполнительный директор польской компании Plagiat.pl Али Тахмазов.

Али, скажите, какая ситуация сложилась с борьбой с плагиатом во время пандемии и переходом большинства вузов на дистанционное обучение?

От пандемии пострадали все. Она затронула всех без исключения. Но пандемия также создала новые возможности, университеты еще шире открыли свои двери для информационных технологий. Многие страны, в том числе Польша, сняли законодательные ограничения для дистанционного образования. Преподавание буквально ушло в Интернет. Но при этом старые проблемы приобрели просто огромные масштабы. Плагиатить стало легче. Контроль за качеством образования снизился. Понятно, что приоритеты были другие, но способ использования технологий не позволял добиться качественного контроля. К примеру, ранее студенты приносили готовые работы на проверку на кафедру или в деканат. Так как университет был закрыт, организовать проверку работ было очень сложно. Многие университеты по завершении карантина серьезно задумались над приобретением LMS-систем (learning management system), то есть систем управления образованием. Такие технологии помогают организовать документооборот академического процесса. Я уже не говорю про Zoom и подобные системы. Мы были очень рады использованию видеоконференций университетами. Университеты по всему миру очень сильно отстают от бизнес-среды, где видеоконференции уже лет 10 являются нормой. Поэтому нет худа без добра.

В Казахстане как развивается ситуация с плагиатом?

Я думаю, в целом шаги, которые предпринимают министр Аймагамбетов (Асхат Аймагамбетов. – Прим. ред.) и вице-министр Дауленов (Мирас Дауленов. – Прим. ред.), достаточно продуманы. Например, приняты поправки к приказу № 595, где написано, что нарушение академической честности является основанием для исключения из университета. Что вузы должны проверять на плагиат все типы работ. И это нормально. Как еще развить в студенте умение работать с информацией, материалами, правильно цитировать чужой авторский труд, научить своими словами описывать процессы, о которых изложено в какой-либо книге, и наконец отучить от вредного навыка, а именно – навыка «копировать-вставить». 

Далее Аймагамбетов принял меня в экспертную комиссию при МОН РК, что позволило нам консультировать министерство и делиться опытом стран ЕС в вопросе реформ высшего образования, точнее, части, связанной с академической этикой, борьбой с плагиатом. Также МОН РК не на словах, а на деле реализует политику очищения академической среды, отбирает лицензии у университетов за несоответствие стандартам страны. В Польше, например, очень много частных университетов, в большей части частных вузов уровень образования очень слабый, есть также факты приобретения студентами дипломных работ со стороны мельниц диссертаций. Но поскольку МВОН Польши не может закрыть вузы, у них очень высокая автономия, то реализует другой механизм – лишает аккредитацию образовательных программ. В Казахстане, как я слышал, в некоторых вузах преподаватели пишут дипломные работы для студентов на заказ, открыто действуют мельницы диссертаций. 

Мельница диссертаций прямо при вузе? И как это работает?

Уточню, мельница диссертаций – это термин, который появился совсем недавно, английский вариант – Essay Mill, Contract cheating company. Это компании, которые пишут работы на заказ, то есть за деньги.

Если студент пишет дипломную работу, у него два пути – поработать с материалом, проанализировать, прийти к своему мнению либо пойти по незаконному пути. Скачать работу, скажем, из Интернета и подтасовать текст или заказать работу, чтобы ее кто-то написал. Объявления мельниц диссертаций пестрят в Интернете, иногда даже расклеены перед зданиями университетов. Я видел в Польше объявления в газете в виде «помогу написать дипломную работу». Далее студент выдает работу за свою. Законно продать право владения, но незаконно вместо имени настоящего автора ставить свое. Это уже криминал. 

А что предпринимается в Казахстане?

К большому сожалению, очень мало чего делается для борьбы с мельницами диссертаций не только в Казахстане, но и по всему миру. В казахстанском законе о высшем образовании о плагиате ничего не сказано, не отражена ответственность за плагиат. В Казахстане два документа регулируют вопрос академической этики – это приказ министра МОН РК № 595, который уточняет, что за нарушение академической этики университет обязан исключить студента, и второй документ – это закон об авторских и смежных правах, который регулирует вопрос нарушения интеллектуальной собственности и предполагает привлечение к ответственности вплоть до уголовного наказания.

Как другие страны борются с мельницами диссертаций?

По-разному, начинают, конечно, с регуляционных мер, к примеру, в США и в Новой Зеландии они официально запрещены, а вот в Англии законодательство не позволяет с ними эффективно бороться. К примеру, два штата, Калифорния и Флорида, добавили в свои законы (California Code, Education Code – EDC § 66400) пункты, где сказано, что продажа студенческих работ и диссертаций, а также передача их другому автору с дальнейшим опубликованием от своего имени запрещена, а закон Флориды уточняет ( The 2011 Florida Statutes Section 877.17), что за нарушение полагается 60 дней тюремного заключения.

Кстати, агентство по обеспечению качества образования Великобритании (QAA) решило приравнять продукт и деятельность мельниц диссертаций к плагиату, тем самым расширив закон и ответственность за плагиат на мельницы диссертаций, а также на тех, кто пользуется их сервисом. 

В Польше же продажа студенческих и научных работ, а также подмену автора трактуют как мошенничество. УК предполагает до 10 лет тюрьмы. Кстати, поэтому многие «копирайтеры», их так называют, теперь предлагают в своей немногочисленной рекламе «помогу» написать работу вместо «купить» или «заказать» работу.

В Казахстане копирайтеры пишут рекламные тексты, а не дипломные.

Я помню, как к нам несколько лет назад устраивалась на работу сотрудница во Львовском офисе. У нее в CV было написано «копирайтер», я поинтересовался у нее о значении этого слова. Она объяснила, что пишет студенческие и научные работы на заказ, на продажу и что, мол, у них все легально и законно, продают и выписывают чек. 

Почему-то с 2018 года их деятельность пошла на спад – из 300 сотрудников осталось половина. Услышав количество сотрудников, я ощутил шок. Какое количество работ нужно писать, чтобы покрыть зарплату этой армии? От нее я узнал, что у них клиентами были главным образом студенты почти всех университетов страны.

Конечно, есть «копирайтеры», пишущие рекламные тексты, стоит отличать копирайтеров-мошенников от копирайтеров – создателей рекламного контента.

Недавно краковская прокуратура задержала группу лиц, которые писали работы на заказ для студентов. Написали несколько тысяч работ за два года. В результате заработали 2 млн долларов и большую вероятность сесть на 10 лет. На Украине, в России, Азербайджане и странах Центральной Азии ситуация с мельницами диссертаций такая же, как в Казахстане. Сделав небольшой анализ, мы насчитали более 20 мельниц диссертаций в Казахстане и чуть больше на Украине, я думаю, это вершина айсберга.

Почему вершина? 

Потому что многие преподаватели стали теми самыми мельницами, их еще называют ghost writer, то есть пишущий дух. Они пишут работу студентам за деньги, точнее, не пишут, а немного видоизменяют старые работы, так как на одни и те же темы писать запрещено и за этим следят. Складывается печальная картина. 

Какой масштаб имеет проблема написания работ преподавателями?

Трудно сказать. Я думаю, что огромный. Что их толкает на это? Скорее всего, низкая зарплата. В Польше преподаватель университета получает 1500 евро и выше. А сколько в Казахстане? На Украине? Поднимите зарплату, создайте конкуренцию, преподаватели со слабой компетенцией уйдут, на их место придут лучшие. Я считаю, что проблему нужно решить в корне. 

Очень сложно бороться с пишущими духами, только подняв зарплату или увольняя, нужны технические средства, максимально прозрачный и автоматизированный процесс обучения. Особенно сейчас это очень актуально. Академический процесс должен быть удобным, все системы университета совмещены.

В науке Казахстана как обстоят дела с плагиатом?

Если сравнивать с 2015 годом, налицо большой сдвиг. Главная разница – это реакция общественности на плагиат. Я помню, как в одном из алматинских вузов преподаватели атаковали нас, мол, мы мешаем им работать. Сейчас же при проведении вебинаров мы слышим очень конструктивные вопросы, связанные с методологией оценки, что говорит о том, что проделанная за столько лет работа наконец дала результаты. Экс-вице-министр Жакыпова, сама не осознавая, ускорила процессы и помогла обратить внимание широкой общественности на эту проблему, мобилизовать честных, ответственных ученых, профессоров, активистов и политиков, принять новые правила игры. 

На Украине депутат Инна Совсун предложила законопроект, запрещающий плагиаторам руководить государственными учреждениями. Казахстану нужно обязательно взять на вооружение этот опыт и также принять соответствующий закон. Я уверен, казахстанские депутаты его примут, уверен, что они желают добра своим родным, которые могут попасть на лечение к докторам, за которых диплом писали так называемые пишущие духи, дом которых могут строить такие же псевдоинженеры.  

Еще одна серьезная проблема – это научные проекты, на которые государство выделяет средства. Активисты утверждают, что многие из этих проектов не актуальны, не должны быть профинансированы, попадаются также проекты, которые копировались из года в год. Их обязательно нужно проверять на наличие плагиата.

Но этих научных проектов ведь нет в открытом доступе?

По полученной информации – нет. Думаю, публикация всего проекта или его части снизит желание протаскивать сплагиатированные проекты. Также диссертации, которые публикуются, должны быть в читаемом формате, чтобы активисты могли проверить их с помощью автоматизированных систем нахождения плагиата и тем самым помочь университетам снизить репутационные риски. Будет хуже, если плагиат найдут после получения научной степени.

Сергей Миронович Квит в 2015 году, будучи министром образования и науки Украины издал приказ о необходимой публикации диссертаций перед сдачей, что привело к снижению количества защищенных диссертаций в следующие пару лет на 30%. Плагиаторы боятся открытости, публичности. Кстати, на недавней встрече с руководством ККСОН РК мы озвучили эти идеи, я думаю, они могут быть интересны всем странам региона.

В начале 2020 года между нами и МОН РК начались консультации по вопросу создания Центрального репозитария при НЦГНТЭ (Национальный центр государственной научно-технической экспертизы). Я выходил с этим предложением к МОН еще в 2016 году. Правда, тогда, вероятно, было не до такого масштабного проекта. Мы написали проект и передали его г-ну Аймагамбетову. На последней встрече в МОН РК в Нур-Султане в феврале нам заявили, что проект очень заинтересовал министерство и что соответствующий правовой фундамент скоро будет заложен. Позже мне сообщили, что теперь студенческие работы и диссертации необходимо отправлять в НЦГНТЭ. Правда, базы еще нет, механизма тоже. Моя идея заключается в отправке в Центральный репозитарий только проверенных на плагиат работ, а не всех подряд. 

Зачем нужен репозитарий?

Для разных целей, например для поиска информации со стороны соискателей. Все документы, проверяемые в антиплагиатных системах, находятся в облачных хранилищах систем. Большинство вузов документы не держат на серверах, а если и держат, то не все их организуют в формате, возможном для поиска данных, либо держат в закрытом виде, что также естественно. А так, Казахстан бы получил мощный инструмент сбора научного потенциала страны…

Венера Смаилова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!