DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
«Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики»

«Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики»

Инвестиции в систему обучения растут, повышая ее технологичность. Однако по мнению специалистов, общий уровень образованности падает.

25 Август 2018 12:54 4162

«Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики»

Автор:

Олег И. Гусев

Четвертая промышленная революция приводит к тому, что в производстве возрастает доля умственного труда, уменьшается потребность в малоквалифицированном и, как следствие – изменяется структура занятости населения. Соответственно, остро встает вопрос о поиске дополнительных, внутренних резервов экономического роста страны.

Одним из таких источников является уровень образования населения.

Тот факт, что образование из социального блока перешло в один из секторов экономики, прекрасно понимают в шахтерско-металлургическом регионе Казахстана, в котором квалифицированные кадры всегда были на вес золота.

И прошедшее в Караганде ежегодное совещание педагогов «Человеческий капитал в условиях четвёртой промышленной революции» лишний раз это подтвердило.

Бюджет областного образования по сравнению с прошлым годом вырос на семь миллиардов: с 93 до 100 млрд тенге. Причем, по словам акима области Ерлана Кошанова, рост произошёл не только за счёт увеличения текущих расходов, но и капитальных:

«В этом году из бюджета выделено на ремонт школ в полтора раза больше средств, чем в прошлом. Это позволило отремонтировать к началу нового учебного года 230 организаций образования. Расходы на образование уже рассматриваются не как социальные затраты, а как инвестиции, самые важные и перспективные. Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики, – отметил глава региона.

На сегодняшний день лаборатории робототехники действуют в 230 школах области, а до конца текущего года оборудуют ещё 10.

40 IT-классов откроется в этом году при поддержке партии «Нур Отан». В настоящее время их пока только десять.

Кроме того, на базе организаций дополнительного образования в этом году планируется открыть технопарки в трех городах: Жезказгане, Балхаше и Шахтинске.

Инвестиции идут не только в учреждения среднего, но и профессионального образования.

«В этом году в Бухар-Жырауском и Жанааркинском районах приступили к реализации нового проекта – создание комплекса «Школа – интернат – колледж». Это позволит объединить кадровые, материально-технические, учебно-методические ресурсы школы и колледжа, – сообщил руководитель Управления образования Есенгазы Имангалиев.

По его мнению, это позволит сэкономить бюджетные деньги, выделяемые ранее на содержание зданий и оплату управленцев.

«Кроме того, в целях повышения престижности обучения на сельскохозяйственные специальности двум агротехническим колледжам в Актогайском и Улытауском районах планируется выделение более 250 млн тенге для приобретения современной сельхозтехники для выращивания зерновых, кормовых и овощных культур», – заявил Есенгазы Имангалиев.

Руководитель управления образования считает, что реализация выращенной продукции и сдача в аренду техники, позволит колледжам за счёт этих дополнительных собственных средств «установить круглогодичные теплицы с альтернативными источниками питания, внедрять «зелёные технологии», развивать животноводство и растениеводство».

Продолжая тему инвестиций в систему образования, Есенгазы Имангалиев заявил:

«Автоматизированная система постановки в очередь в детские сады полностью внедрена в 7 городах. До конца года эта программа будет установлена во всех регионах. В школах области идёт внедрение автоматизированной государственной услуги «Приём документов и зачисление детей в 1-й класс». В колледжах области реализуются проекты «Электронная очередь» и «Электронная приёмная кампания».

Однако начальник областного образования деликатно умолчал, что в начале июня сотни разгневанных родителей брали штурмом темиртауский отдел образования с требованием предоставить места в детских садах.

Электронная очередь зачисления в детсады и школы в городе-спутнике была введена впервые 1 июня текущего года, сама программа была весьма «сырой», постоянно «сбоила» и зависала.

Жительница Темиртау Татьяна Калинина так описывала тогда свои впечатления от работы электронной очереди:

«Сколько я пытаюсь, с пяти часов утра просыпаюсь, чтобы нажать и высветилось зеленым цветом, как они говорят! Свободное место у меня не открывается. В семь часов утра сайт постоянно зависает, только я перезагружу, открываю – этого места уже нет. Сейчас на завтра в «Дельфинчик» стоит два места, завтра в семь часов утра эти два места будут открыты, и с пяти часов утра я должна опять не спать и ждать, когда фортуна повернется. Как сказали наладчики: «Если вам фортанет, как рулетка, если вы выиграете, нажмете и победите». Это что такое? Это же все-таки дети. Мы свой долг выполнили, мы родили и поставили на очередь, почему к нам так относятся?».

Показателен тот факт, что начальник отдела образования Темиртау Есентай Әшім не стал лично заниматься продвижением программы электронной очереди. Внедрению системы он предпочел командировку в Финляндию – перенимать передовой опыт скандинавских педагогов.

Вместо него проблему решал аким Темиртау Галым Ашимов, потребовавший привлечь к ответственности разработчиков государственного сайта:

«Вы мне скажите, такую работу нельзя было сделать месяц назад? Если сбой системы у вас был, за эту систему мы платим бюджетные деньги, компанию эту наказать надо». Его тогда цитировал региональный ресурс е-Темиртау.

Вообще, «сбой системы» в нашем образовании требует отдельного анализа. Но не замечать «глюки» становится все сложней.

Вот, например, слайд из отчета министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева на заседании кабинета министров 22 августа 2018 года.

Причем проблемы в министерстве образования имеются не только с языком, но и с математикой.

Специалисты с большим педагогическим стажем и опытом работы в школе отмечают общий уровень падения образованности, прежде всего, у чиновников от образования. Это выражается как в безграмотно составленных приказах местных отделов образования, так и в наличии большого количества фактических, юридических, логических ошибок в спускаемых «сверху» циркулярах.

«С тезисом «Сегодня образование – это уже не социальный блок, а сектор экономики» мы согласны. Но тогда и вам придется согласиться с тем, что в погоне за инвестициями и технологичностью в образовании, мы теряем саму образованность», – говорят педагоги.

Олег И. Гусев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Куда после карантина пойдут дошколята?

27 Май 2020 09:14 495

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Этот вопрос может стать острым, частный сектор дошкольного образования сейчас переживает не лучшие времена.

И даже открытие дежурных групп не спасает их, поскольку многие родители еще побаиваются водить в сады своих детей. По словам предпринимателя из Кызылорды Натальи Мишуковой, в дежурных группах по двое-трое детей и содержать учреждение ради такого числа детей невыгодно.

«Если не будет поддержки от государства, с той же самой дотацией, вы понимаете, сколько народу реально может выйти на забастовку», – говорит она на онлайн-совещании с участием НПП «Атамекен».

Практически у всех дошкольных организаций в разных регионах страны аналогичная ситуация. Есть проблемы с арендой помещений либо с банковскими платежами, с выплатой зарплаты воспитателям.

По словам директора детсадов в столице Айшат Вагаповой, они готовились к открытию к 1 июня, вызвали на работу своих сотрудников, подготовили запас дезсредств, масок, ковриков. Но после снятия режима ЧП прекратилось и госфинансирование.

«У меня почти 100 человек сотрудников, я им должна выплатить зарплату. А сегодня выясняется, что нет документа после ЧП, на основании которого будут выплачивать (госзаказ). Все руководители частных дошкольных организаций в панике. 70% в городе частных детсадов в столице в арендуемых помещениях, и нам никто не делает скидок! В трех садах у меня аренда, выставляют счета, хотя в мае мы не работали. Мы на грани закрытия! Как мы будем выживать, если нам не будут выплачивать в полном объеме госзаказ?!» – говорит она

Ее, как и других представителей МСБ, волнует будущее, которое становится весьма туманным с учетом прогнозов о второй волне коронавируса этой осенью и отсутствием госпомощи.

«Это крик души», – говорит женщина, ведь в детсады было столько вложено, в инфраструктуру, в людей, и закрыть их одним махом – решить судьбу многих работников, детей и их родных.

Как отметила предприниматель Кулянда Батырбекова из Алматинской области, у них в регионе более 600 детсадов получали госзаказ, а это значит, что более 50 тысяч детей могут остаться без должного присмотра, а 8 тыс. работников – пополнить ряды безработных.

По данным зампредседателя НПП «Атамекен» Олжаса Ордабаева, в Казахстане работают 4428 частных детских дошкольных учреждений, которые посещают 339 тысяч детей. 70 тысяч человек – это обслуживающий персонал.

«Сады могут просто закрыться, и непонятно, куда после окончания карантина пойдут наши дети», – говорит он.

Ордабаев предложил участникам совещания написать коллективное письмо для решения проблемы на уровне межведомственной комиссии, поскольку одно минобразования не все может решить.

«Вопрос стоит достаточно жестко, большое высвобождение на рынок пойдет. Говорили про дорожную карту бизнеса, но нужно понимать, что это в основном строительные проекты. Нянечек и воспитателей не отправишь на строительство зданий и дорог. Единственным вариантом является то, чтобы сохранить им рабочие места. Для этого нужна поддержка детсадов. Насколько я знаю, МОН прорабатывает совместно с минфином этот вопрос, но не все так просто, не все в их руках. Однозначно нужно стоять на том, чтобы сохранить госзаказ, чтобы выплачивать хотя бы минимальную зарплату работникам», – говорит он.

По мнению Олжаса Ордабаева, ситуацию можно было бы выправить, если бы государство продолжило бы выплачивать 42 500 тенге тем предпринимателям, чья деятельность не разрешена в карантинный период.

К работе совещания подключился и председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП «Атамекен» Талгат Доскенов.

Он поделился видением ситуации на дальнейшую перспективу. Представитель НПП предлагает параллельно вносить предложение, чтобы в будущем подушевое госфинансирование было трехлетним, как и бюджет страны.

«То есть заключается контракт на три года, а с теми, кто только начинает, – на год. По родительской плате ограничений (со стороны госорганов) не должно быть. Ведь это риск предпринимателя. Если он завышает цену, никто в сады отдавать детей не будет. А если будет плата минимальной, то рентабельность будет падать», – говорит он.

Также он считает необходимым пересмотреть бизнес-модель детсадов.

«Все-таки частные детсады – это коммерческое предприятие, хотим мы этого или нет. По всей видимости, в дальнейшем, после коронавируса, нам нужно думать о том, чтобы коммерциализировать деятельность детсадов. Это будут дополнительные кружки английского или подготовка к школе, или сдача помещений в субаренду», – говорит он.

К сожалению, не удалось присоединиться к дискуссии представителям минобразования.

Но уже сейчас становится понятно, что данная сфера – дошкольное воспитание детей – затрагивает не только их участок ответственности, ведь дети и их воспитание, возможность родителям работать – это, по сути, тот вопрос, который касается развития общества в целом, экономики страны. Одно государство справиться с этим и обеспечить всех местами в детсадах в одиночку не сможет. В НПП намерены провести массовое анкетирование предпринимателей частного дошкольного сектора образования, чтобы отстаивать интересы этого бизнеса с цифрами на руках.

Айгуль Тулекбаева

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Заказ распределен на подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD.

25 Май 2020 13:25 6698

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Комиссия по распределению государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием на 2020/21 учебный год в разрезе групп образовательных программ от 30 апреля 2020 года распределила государственный образовательный заказ.

Подготовка педагогических специальностей осталась на уровне прошлого года – чуть более 8200 бюджетных мест, так же как и искусство – 1615 мест, социальные науки уменьшились на 10 мест до 867. Количество грантов на информационно-коммуникационные технологии уменьшилось на 500 мест, до 3800 грантов. Заказ на инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли остался на прежнем уровне – более 14 600 мест, на сельское хозяйство и биоресурсы сохранился также на прежнем уровне – 1565, здравоохранение – 2700 (как и в 2019 году). Гранты на услуги (туризм, досуг, ресторанное дело) также не изменились – 2200 мест. Напомним, ранее мы писали о том, на какие специальности в Казахстане наблюдается дефицит кадров.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: