Создавать условия для развития в стране караванинга предложила на экспертной площадке корпоративного фонда "Академия Елбасы" президент Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга Баян Шапагатова.
"Лучше сделать много туристических проектов, чем один большой. Мы тратим деньги на какие-то очень дорогостоящие проекты, но за эту же сумму мы можем создать целую сеть стоянок для каравайнеров. Караванинг – это исторически номадический туризм. В мире мы считаемся номадами. Но мы видим, как туризм развивается в США, в Канаде, в Европе, в России, в последнее время в Китае, где уже четыре завода по производству автодомов открылось. И мы видим, что в период пандемии произошел бум. Продажи автодомов в Европе поднялись на 35%, в США – на 500-300%. В мире порядка 70-80 клубов каравайнеров, в которых от 5 млн членов – это в Китае. Это большой потенциал. Имея такую большую территорию, как у нас, в Казахстане, имея исторический Шелковый путь, мы просто обязаны развивать этот вид туризма", – считает Баян Шапагатова.
Чтобы развивать автомобильный туризм, отмечает она, нужна простая, не требующая больших затрат инфраструктура. Например, сеть для каравайнинга можно создать вдоль дороги "Западная Европа – Западный Китай".
"То есть мы могли бы запустить этот поток. Причем при таком виде туризма требования социального дистанцирования соблюдаются. То есть турист всей семьей живет в автодоме. Ему не нужно посещать отели, не нужно контактировать с большим количеством людей. Достаточно площадки где-нибудь в красивом месте, и до этой площадки нужен ряд стоянок. В ходе этого маршрута он может покупать товары, сувениры. Турция начинала с трейлерного туризма. И сейчас они видят, какой поток пошел на покупку автодомов в Евросоюзе. Они предложили европейским туристам приезжать на автодомах в Турцию", – отметила президент Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга.
Во время дискуссии о возможности и перспективах развития казахстанского туризма директор КФ "Академия Елбасы" Фархад Куанганов отметил, что в действующей государственной программе по развитию туризма в республике поставлена задача увеличить долю отрасли в ВВП до 8%.
"Это очень амбициозная задача, учитывая ситуацию, в которой сейчас она находится. Вместе с тем механизмы развития туризма, предлагаемые программой, остаются в большей степени традиционными, необходимо обратить больше внимания на системную работу в виде партнерства государства и бизнеса", – заключил он.
Ментор отрасли, директор ТОО "Компания Жибек Жолы" Тимур Дуйсенгалиев отметил, что на развитие туриндустрии в Казахстане в какой-то степени повлияла бы автономия, так как сфера туризма не является самостоятельной структурой. В своей презентации он подчеркнул важность создания межведомственного совета по туризму, который имел бы прямой выход на правительство. Образцовой моделью структуры ведомства по туризму он считает опыт Франции. Одновременно отрасль, полагает Тимур Дуйсенгалиев, сегодня недостаточно финансируется.
Международные эксперты в области образования и управления гостиничным бизнесом подняли вопрос отсутствия квалифицированных кадров в казахстанском туризме. Это несет свои риски для отрасли.
"Согласно их данным, в Казахстане насчитывается свыше 300 вузов, готовящих специалистов гостиничного бизнеса, но никто не ходит в отели на практику. По причине нехватки квалифицированных кадров в туризме и гостиничном бизнесе доля в Казахстане составляет около 1,9%", – отметил директор по развитию бизнеса компании Capital Partners, ментор программы подготовки отраслевых менеджеров Тарык Волкан Оскай.
Одним из путей решения данного вопроса он предложил рассмотреть популярную модель обмена студентами, которая в условиях пандемии запущена в режиме онлайн.
Карина Алимова
Подпишитесь на наш канал Telegram!