Речь, в частности, идет о газовых проектах, которые, по мнению политолога и эксперта по Центральной Азии, нельзя оценивать однозначно и в моменте, поскольку много конъюнктурного.
Inbusiness.kz приводит текстовую версию одного из фрагментов интервью, которое Аркадий Дубнов дал программе "Итоги Brief".
– Хотелось бы узнать, в каком положении находится Казахстан, по Вашему мнению? И насколько сильно зависит от действий Кремля?
– Казахстан не может не зависеть от России в ситуации, когда Россия ведет военные действия в Украине. Но здесь есть факторы, которые могут говорить за некоторые преимущества, которые дают Казахстану нынешние отношения. Но и, естественно, и отрицательные моменты. Начнем с отрицательного. Трудно выстраивать какие-то ровные, доверительные отношения с, казалось бы, близкой страной – я говорю как бы от имени Казахстана – со страной, которая ведет войну, причем будучи очень близкой союзной страной. Они же в ОДКБ находятся. Ведет войну, цели которой не имеют ничего общего с приоритетами Казахстана... За этот год с небольшим Казахстан испытал известного рода давление, связанное с санкциями, наложенными на Россию. И очень жестким стремлением США, в первую очередь, и вообще Запада отследить любые попытки России увернуться от санкций, используя соседние страны. Казахстан в этом отношении – одна из главных стран, которая подвергается досмотру со стороны Запада. С другой стороны, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло: я смотрю цифры, согласно которым, приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан за прошлый год вырос на 17%. Это явное следствие значительной релокации российского бизнеса и российских специалистов в Казахстан.
– А есть ли у Казахстана рычаги давления на Кремль? К примеру, появилась новость, что Россия готова продавать Казахстану газ с рекордной скидкой среди всех клиентов "Газпрома", чтобы склонить Казахстан на участие в новом трубопроводе в Китай. Как Вы оцениваете эту новость?
– Я ничего не знаю про эту новость. Она появилась буквально несколько часов назад. Но это достаточно дешевая покупка, чтобы решать важный стратегический вопрос. Вы помните идею создания трехстороннего газового союза между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Первоначально она была достаточно категорично отвергнута, как в Ташкенте, так и в Астане. Но вот в России, в частности, Сергей Лавров утверждает, что процесс идет в двухстороннем порядке. То есть речь идет о том, что там тоже, главным образом, на кону стоит транзит российского газа в Китай. Это одна из главных целей этого союза с точки зрения интересов России. То, о чем вы говорите, это попытка на двустороннем уровне решить проблему, которая пока завязла на трехстороннем уровне. Я думаю, что казахи знают цену своим возможностям, умеют торговаться. В первую очередь, не допустят политизации вот такого рода договоренностей. Сейчас оценивать очень сложно. Здесь очень много конъюнктурного, связанного с падением цен на газ, с падением вообще интереса к газу. Смотрите, что происходит в Европе с точки зрения энергопотребления: там стала отрицательной цена на электричество. То есть компании готовы платить потребителю, чтобы он увеличивал потребление. Заработала "зеленая" энергетика. Я это веду к тому, что не все так однозначно и в моменте. Говорить о каких-то выводах такого рода проектов я бы поостерегся.
– Хотелось бы узнать еще, как российско-украинский конфликт изменил баланс сил в Евразии и на постсоветском пространстве?
– Он серьезно изменил. Смотрите, России не удалось добиться ни от одной страны Евразии откровенной поддержки своих военных действий в Украине. Обратите внимание, что на днях закончившийся саммит СМИД СНГ в Самарканде не продемонстрировал готовности стран Центральной Азии – стран СНГ, по большому счету, готовности одобрить, поддержать политику России. Даже если взять официальные итоги, то там сказано (в российской интерпретации), что "Сергей Лавров проинформировал коллег о политике вокруг Украины". И что? И эта информация каким образом получила реакцию? Никакой реакции мы не знаем. Это значит, что коллеги молчали. А в этой ситуации молчание, так сказать, есть деликатная форма недообрения.
В интервью также были затронуты тема ОДКБ и вопрос решения конфликта между Арменией и Азербайджаном. Полную версию "Итоги Brief" можно посмотреть по ссылке.
Читайте по теме:
Китай удалил скандальное интервью своего посла во Франции о суверенитете постсоветских стран
Каким был для Казахстана год военного противостояния России и Украины
Тюркский мир: на чем странам строить экономический базис