Рынок онлайн-курсов казахского языка находится сегодня в зачаточном состоянии. А большая часть казахстанцев предпочитает изучать казахский язык традиционным методом – непосредственно присутствуя на курсах. Данным наблюдением поделился директор образовательного центра Qazaq Study Константин Орлов. Однако, несмотря на складывающуюся тенденцию, его компания, совместно с стартап-центром программирования Intellection запустила мобильное приложение по изучению казахского языка – QazaqApp.
Казахский Duolingo
К основным его преимуществам директор Qazaq Study относит методику, которая была позаимствована у популярного ресурса для изучения иностранных языков Duolingo, занимающего первые в мире позиции по скачиванию среди языковых приложений. "Наше приложение обучает в первую очередь разговорному казахскому языку, правильному произношению и правильному написанию. Оно учитывает все ошибки людей, которые они делают во время прохождения уроков, и, в дальнейшем упор делается на устранение этих ошибок", - рассказывает г-н Орлов.
По его словам, проведя анализ мобильных приложений по изучению казахского языка, в его компании пришли к выводу, что на рынке сегодня мало приложений нацеленных на то, чтобы человек от и до выучил казахский язык. Большая часть приложений направлена на изучение слов, но общие знания, по его убеждению, данные приложения человеку не прививают. "Мы усердно работали над тем, чтобы исправить эту ситуацию, и, на наш взгляд, это позволило нам создать достаточно неплохое приложение, которое даст возможность многим казахстанцам выучить государственный язык", - говорит г-н Орлов.
Интерактивный формат
После того, как пользователь скачает приложение и зарегистрируется, он начинает проходить уроки в необычной форме. Выступая в роли батыра, человек с каждым пройденным уроком завоевывает разные города Казахстана. Основная цель – завоевать как можно больше городов, пройдя при этом все уроки. "Интерактивная форма обучения вызывает у пользователя дополнительный интерес и азарт, и процесс выглядит уже не просто как заучивание слов и правил, а как игра", - рассказывает Константин Орлов. Кроме этого, в приложение включена и соревновательная составляющая: пользователь может найти в нем своих друзей и наблюдать, кто и сколько очков заработал. И это, по словам г-на Орлова, придает дополнительную мотивацию. Что касается слов, то, как он отмечает, они были подобраны с учетом востребованности. "Мы добавили в приложение в основном те слова, которые используются в повседневной жизни. К примеру, первый урок обучает тому, как здороваться, второй урок показывает нам, как обращаться к членам семьи и родственникам, а в третьем уроке пользователь уже изучает офисную тематику. Мы выбрали основные темы, которые ежедневно окружают каждого из нас", - утверждает г-н Орлов.
По его словам, у приложения нет возрастных ограничений. Но среди желающих изучать казахский язык основную долю составляют женщины от 20 до 60 лет. "Многие мужчины не так часто задумываются об изучении языка, в виду того, что озабочены рабочими делами. Но, при этом, многим людям, работающим в госсекторе, это приложение будет полезно, так как оно позволит узнать много новых слов, изучить язык и впоследствии продвинуться в карьере", - уверен г-н Орлов.
Нацелены на монетизацию
Константин Орлов утверждает, что в течении года приложение будет бесплатным, а в дальнейшем, после проведения аналитики, планируется внедрение платных опций: для этого количество пользователей должно составить 1 млн человек. И если из них 3% пользователей будут покупать платную подписку, это позволит компании зарабатывать порядка 9 тыс. долларов ежемесячно. "На основе данного приложения мы планируем наращивать онлайн-занятия по казахскому языку. Стоимость платных опций будет от 3 до 10 долларов, - утверждает Константин Орлов. - В Казахстане, к сожалению, рынок языковых мобильных приложений пока не так развит, как во всем мире. И наша цель на ближайшие несколько лет – выйти на онлайн-рынок обучения казахскому языку. И мобильное приложение станет для нас первым шагом в данном направлении".
По словам руководителя страртап-центра программирования Intellection и разработчика приложения QazaqApp Бахытжана Байжикенова, количество платных скачиваний приложений в Казахстане находится сегодня на минимальном уровне, в отличии, к примеру, от Южной Кореи, в которой население покупает большинство услуг и товаров посредством смартфона. В Казахстане, по его словам, люди пока не настолько активны.
С ним солидарна и директор "ЕШКО" Ауия Бахтыбекова. Она отмечает, что, несмотря на развитие технологии онлайн-платежей, казахстанцы пока редко оплачивают покупки онлайн. К примеру, только 10-15% студентов "ЕШКО" оплачивают за обучение платежными картами на сайте. Большинство предпочитает традиционные способы оплаты, среди которых оплата через отделение Казпочты и банки, а также через терминалы оплаты.
Бесплатный онлайн-вариант
На сегодняшний день в Казахстане существует порядка пяти сервисов по онлайн-изучению казахского языка и четыре мобильных приложения. Эти данные озвучил автор идеи и концепции онлайн-курса казахского языка "Soyle.kz" и директор Фонда развития государственного языка Азат Шауеев. По его мнению, большинство из этих сервисов платные и к тому же малоэффективные.
После исследования рынка и проведения соцопроса среди молодежи, директор Фонда развития государственного языка решил создать собственный бесплатный сайт для изучения казахского языка - "Soyle.kz", который был запущен в конце 2013 года. Спустя год было также создано и бесплатное мобильное приложение для Android, а в этом году – для IOS. Для реализации проекта были привлечены спонсоры в лице Фонда Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации, компании Samsung и АО "ФНБ "Самрук-Казына". При этом, как отмечает г-н Шауеев, общий объем инвестиций составил порядка 20 млн тенге.
"У нас современный подход к изучению языка. Наш проект ежедневно обновляется, добавляются новые уроки, что позволяет достичь результатов быстро и эффективно", - утверждает он, отмечая, что акцент в их методике делается на глаголы. А каждый урок построен по принципу отдельно взятой ситуации, к примеру: "поход в магазин" или "прием у врача". Кроме того, курс включает уроки по Skype с преподавателем.
Для тех, кто ценит время
По данным Азата Шауеева, за три года количество людей, посетивших сайт Soyle.kz составило порядка 1,5 млн человек из более чем 140 стран мира. Из них более 50 тыс. человек зарегистрировались для прохождения обучения. При этом, 27% составили люди в возрасте от 18 до 24 лет; 33% - пользователи от 25 до 34 лет; 15% составили ученики от 35 до 44 лет; 12% - люди от 45 до 54 лет; остальные 13% - это люди в группе от 55 лет и выше. Что касается мобильного приложения, то количество скачиваний, по словам г-на Шауеева, составило порядка 20000, из них 15000 было произведено пользователями системы Android и 5000 – пользователями IOS.
В целом, порядка 80% зарегистрированных на сайте "Soyle.kz" пользователей, по его словам, являются гражданами Казахстана.
По прогнозам Азата Шауеева, онлайн-обучение казахскому языку в Казахстане продолжит развиваться. "Технологии не стоят на месте, к тому же в нынешнем ритме жизни время ценится дороже всего. А онлайн-обучение позволяет позаниматься, имея ноутбук, планшет или смартфон, в удобном месте и в удобное время, в этом и заключается преимущество. Это весьма эффективный на сегодняшний день способ для всестороннего изучения казахского языка", - уверен он.
По его подсчетам, на сегодняшний день число желающих изучать казахский язык растет с каждым днем. "Летом мы проводили соцопрос среди молодежи от 18 до 30 лет. В нем приняло участие десять тысяч человек из разных регионов Казахстана. В результате оказалось, что 60% из них в совершенстве владеет казахским языком, около 10% знают его на разговорном уровне. Оставшиеся 20% не владеют казахским языком, но половина из них изъявила желание его изучать", - рассказывает он.
Однако, по мнению Азата Шауеева, создателям курсов казахского языка сегодня не так просто привлечь инвесторов в подобные проекты. К тому же одной из проблем, препятствующих созданию успешных проектов в этом направлении, по его убеждению, является то, что многие талантливые казахоязычные филологи и лингвисты старшего поколения не владеют новыми технологиями. "Они по старинке пишут диссертации и монографии и все эти книги лежат в библиотеках. А молодежь сейчас в библиотеки не ходит, черпая, в основном, информацию через Интернет", - делится мнением г-н Шауеев. Он подчеркивает, что надежда на развитие новых методов обучения казахскому языку возлагается на молодое поколение филологов и лингвистов. И уже к 2020 году число таких специалистов, по его мнению, заметно возрастет.
Люди не хотят платить
Появление бесплатных сервисов негативно отражается на коммерческих онлайн-курсах казахского языка. В частности, по данным директора "ЕШКО", наблюдается заметное сокращение спроса на обучение казахскому языку в их компании. При этом, по словам Ауии Бахтыбековой, этому также поспособствовала прошлогодняя девальвация: спрос на изучение языков в "ЕШКО" заметно сократился. А количество студентов, изучающих казахский язык, по ее данным, снизилось на 25%. "Я не могу сказать, что потребность в языке упала, нет - количество людей, желающих изучать казахский язык, не уменьшилось. Изменились их финансовые возможности. Люди все так же звонят нам, записываются, регистрируются на сайте. Но, к сожалению, они сейчас чаще, чем раньше, откладывают обучение на "лучшие времена", и это несмотря на то, что обучение в "ЕШКО" недорого и доступно для любого уровня доходов, - рассказывает директор "ЕШКО".
При этом, она отмечает, что спрос на другие курсы в "ЕШКО" остался на прежнем уровне.
Г-жа Бахтыбекова считает, что появляющиеся бесплатные курсы не позволяют людям достичь желаемого уровня владения языком. В частности, в ее практике были случаи, когда в "ЕШКО" студенты обращались и после их прохождения.
По ее данным, на сегодняшний день, из 15 тыс. студентов центра, 3800 человек изучают курс "Казахский язык". При этом директор "ЕШКО" подчеркивает, что некоторые студенты сразу приобретают полный комплект обучающих материалов, они попадают в статистику только в том месяце, когда непосредственно совершили покупку. В дальнейшем эти студенты не фиксируются как активные, в отличии от тех, кто ежемесячно платит за определенный объем материалов. В связи с этим, г-жа Бахтыбекова уверена, что число людей, изучающих казахский язык в "ЕШКО" на порядок больше, чем показывает статистика.
Татьяна Киселёва