/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 448,70 Brent 36,55
Казахскому зерну открывают Иран

Казахскому зерну открывают Иран

Исламская Республика может впустить на свой рынок до 1 млн тонн отечественной пшеницы, что в десятки раз больше прошлогодних поставок.

08:45 03 Апрель 2018 4466

Казахскому зерну открывают Иран

Автор:

Данияр Сериков

Иранский рынок может открыться для казахстанской пшеницы в конце апреля. Такое мнение в комментарии abctv.kz высказал директор департамента экспортных контрактов АО «НК «Продкорпорация» Нуржан Мухамеджанов в кулуарах конференции «Казахстанская ниша 01/2018», организованной исследовательским бюро «Зерновые и масличные. Казахстан» в курортном поселке Бурабай в пятницу.

«Между тремя государствами – Россией, Казахстаном и Ираном был недавно заключен меморандум. Вопрос заключается в том, что Иран согласовал только три варианта ввоза пшеницы. Это своп-операции, транзит и временный ввоз. В любом случае надежды трейдеров, как российских, так и казахстанских, на сегодняшний день существуют по поводу засухи в Иране и все-таки открытия иранского рынка. Конкретно объемы сейчас обозначить пока невозможно, как и сказать, какое количество пшеницы пойдет в Иран. Но я думаю, что в ближайшем будущем, наверное в конце апреля – начале мая, рынок Ирана все-таки откроется», – сказал г-н Мухамеджанов.

Напомним, речь идет о трехстороннем меморандуме о торговле пшеницей, который был подписан 4 марта в Москве. Возможные объемы поставок пшеницы в рамках документа обозначались на уровне 1,5 млн тонн, сообщал «Интерфакс». До этого Иран вел переговоры с российской стороной об импорте пшеницы в объеме до 100 тыс. тонн ежемесячно для переработки с последующей переправкой в Ирак, уточняло Tashim News Agency. Как известно, иранским частным мельницам запрещается использовать отечественное сырье для экспорта муки. В случае ввоза российская и казахстанская пшеница могли бы попадать на рынок Ирана сначала под режимом временного таможенного ввоза. По данным телеканала «Астана», Иран ограничил ввоз пшеницы из-за рубежа в марте прошлого года из-за хорошего урожая дома. В виде исключения импортное сырье с разрешения иранского МСХ могли завозить местные мукомолы для переработки или реэкспорта в завезенном объеме, поясняла СМИ Продкорпорация. В 2017 году, по данным Комитета госдоходов, Казахстан экспортировал в Иран более 11,6 тыс. тонн пшеницы на сумму 2 млн долларов.

«Предварительно можно сказать, что с открытием Ирана объемы поставок туда казахстанской пшеницы могут достигнуть от 0,5 млн до 1 млн тонн в год, но это только наше предварительное мнение», – спрогнозировал Мухамеджанов в комментарии abctv.kz.

Между тем учредитель группы компаний «Северное зерно» Евгений Карабанов считает, что спрос у иранских переработчиков создает не только иракский, но и афганский рынок.

«Северо-восточные провинции Ирана очень активно работали весь сезон на афганский рынок. Это весь западный Афганистан и район Герата. Все зерно, которое там было, иранские мукомолы переработали и поставили в виде муки на афганский рынок, и у них сейчас возник дефицит зерна для дальнейшей переработки. Сейчас в иранском правительстве в процессе решения вопрос о выдаче частным компаниям разрешений на импорт пшеницы для переработки с целью дальнейшего экспорта уже готовой продукции», – заметил он в интервью abctv.kz.

В случае открытия иранского направления туда могут пойти небольшие объемы казахстанской пшеницы, в пределах 100-200 тыс. тонн, предсказывает Карабанов.

Нетарифная Турция

Говоря о конкурентном Ирану турецком направлении через новую железную дорогу Баку – Тбилиси – Карс, которая может вывести казахстанское зерно на рынки ОАЭ и Саудовской Аравии, представитель Продкорпорации отметил, что пока она невыгодна зерновикам.

«На сегодняшний день пока непонятны тарифы, по крайней мере, на зерновозы. Если дочернее предприятие «КТЖ» говорит о контейнерах, то ориентировочно где-то 90 долларов за тонну Костанай – Ахалкалаки. Но пока пшеницу контейнерами невыгодно возить», – констатирует г-н Мухамеджанов.

Отметим, что в прошлом году по новому железнодорожному коридору было отправлено две партии зерна – одна весом 600 тонн, а другая в составе 24 контейнеров (примерно 480 тонн – Ред.).

«Интерес со стороны Турции есть, мы это наблюдали на [отраслевой конференции] KazGrain, но следует отметить, что, помимо пшеницы, турецкие трейдеры неплохо берут наши бобовые, конкретно если говорить, то нашу чечевицу – красную, зеленую. Тут, в принципе, при ставке 90 долларов на тонну в контейнере наша чечевица на рынке Турции может быть конкурентна», – считает директор департамента экспортных контрактов Продкорпорации.

«Что касается пшеницы в турецком направлении, тут следует отметить большую оборачиваемость вагонов, примерно свыше 45 дней. Поэтому туда невыгодно отправлять именно зерновозы. Переговоры дальше ведутся, я так думаю, что если все-таки железные дороги договорятся о какой-то определенной ставке и точных сроках возврата наших вагонов, то, в принципе, перспектива есть в этом направлении», – полагает он.

Обсуждая перспективы поставок зерна по коридору Курык – Баку – Ахалкалаки – Карс, г-н Карабанов посчитал, что доставка туда будет слишком дорогой.

«128 долларов стоит доставка туда одной тонны, и это не Мерсин – турецкий порт на побережье Средиземного моря. До Мерсина еще минимум 30 долларов на тонну. В итоге складывается 158 долларов. Сегодня даже дорогая логистика через территорию России и российские порты на Азовском и Черном морях будет стоить максимум 110 долларов за тонну до Мерсина. Сами посчитайте, смысл какой?» – вопрошает он.

Контейнерные перевозки по стоимости вторые после авиаперевозок, да и возможности отгрузки в контейнерах, контейнерной обработки есть у нас только в Кокшетау и Астане. Кроме того, технические возможности новой железной дороги очень ограничены, указал Карабанов.

«Широкая колея с Ахалкалаки до Карса так и не сделана. Происходит перестановка этих контейнеров с платформы на платформу, ожидание порожних фитинговых платформ. Это, на мой взгляд, на сегодняшний день не рабочий путь. Если там сделают широкую колею до Карса, поставят там терминал, который будет накапливать, переваливать зерно, возможно, это будет более интересно, но пока нет. Пока я думаю, что это неживой путь», – констатирует трейдер.

«Для сравнения, та же поставка зерна вагонами до Новороссийска, с перегрузкой его в контейнеры и с поставкой в Турцию в контейнерах, будет стоить за тонну: до Новороссийска – 55 долларов, перегрузка в контейнер – 25 долларов, и линейные контейнеры можно до Мерсина или Самсуна отправлять. До Самсуна совсем рядом – это порт на Черном море. Если мы говорим про Мерсин в Средиземном море, то там доставка в контейнере будет стоить порядка 30 долларов еще. Вот и посчитайте, итого 110 долларов за тонну, но другим маршрутом в Мерсин», – дает расклад профессиональный участник зернового рынка.

Контейнерные поставки интересны только при наличии дорогой продукции, когда удельная составляющая стоимости перевозки в контейнере относительно низка в сравнении с конечной ценой товара, подчеркивает г-н Карабанов.

Китайский вариант

Отвечая на вопрос abctv.kz о том, действительно ли можно увеличить экспорт зерновых в Китай в этом году до полумиллиона тонн, как об этом недавно заявлял посол КНР Чжан Ханьхуэй, Евгений Карабанов отметил, что такая перспектива существует. Тем более что остатки зерна в Казахстане сохраняются, логистика отлажена, а подвижной состав освободился.

«Можно туда продавать и полмиллиона, можно и больше продавать. Вопрос в том, насколько сам Китай заинтересован и готов брать. Одно дело, когда эти вещи декларируются на всевозможных межправительственных встречах и контактах, а другое – реальный бизнес. Частные китайские компании сейчас по чуть-чуть покупают высококачественную казахстанскую пшеницу с высоким содержанием протеина, даже несмотря на то, что им приходится платить там пошлину более 60% от стоимости. В первую очередь идет такой товар, потому что все остальное в силу пошлин не так интересно. Китай защищает свой внутренний рынок. У них выдается определенное количество квот, 90% этих квот имеют государственные компании: COFCO (крупнейшая продовольственная корпорация Китая. – Ред.) и Oil & Grain Corporation – OGC», – объяснил он.

Между тем сейчас существует вариант экспорта через китайский порт Ляньюньган в страны Юго-Восточной Азии бобовой и масличной продукции, а также продуктов их переработки, считает г-н Карабанов.

«В возвратных контейнерах, которые идут по маршруту Китай – Западная Европа – Китай, в Европу идет в 2,5 раза больше товара, чем обратно. Имеется большое количество возвратных порожних контейнеров, которые китайские транспортные компании готовы загружать от нас и отправлять, предоставив серьезные скидки. Во-первых, не надо организовывать контейнеры – они идут. Во-вторых, интереснее хоть по себестоимости провезти груз, груженый контейнер лучше, чем порожний, заплатить за порожнюю доставку. А когда контейнер идет груженый туда и обратно – это сказка для владельца и транспортника, потому что в таком случае он может очень серьезные скидки давать обеим сторонам. В этом направлении есть перспектива, но опять же мы говорим не о поставках массовой продукции, а о поставках нишевых культур, обработанных бобовых культур, о маслах растительных, о масличном сырье, то, что дорого стоит. Пшеница, ячмень – массовые культуры, я не думаю, что это будет, даже со скидками интересно», – рассуждает он.

Данияр Сериков

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

Пандемия и карантинные мероприятия в Казахстане не повлияли на доходы от перевозки грузов автомобильным транспортом, несмотря на снижение общих объемов перевозок, которые связаны с понижением деловой активности и сокращением географии поставок грузов.

06 Август 2020 11:48 187

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, за шесть месяцев т. г. доход от грузоперевозок автомобильным транспортом составил 80,3 млрд тг, что на 7% больше по сравнению с прошлым годом (74,7 млрд. тг), сообщает сайт премьер-министра РК.

«За шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза, что на 10% меньше по сравнению с прошлым годом (1,57 млрд тонн). За шесть месяцев т. г. грузооборот автомобильным транспортом составил 69,5 млрд тонн, что на 14% меньше по сравнению с прошлым годом (80,5 млрд тонн)», – говорится в сообщении.   

В целях оказания государственной поддержки деятельность грузового и автомобильного транспорта освобождена от налогов и обязательных платежей фонда оплаты труда.

Кроме того, в рамках восстановления экономического роста до конца 2020 года проводится работа по обеспечению освобождения операторов международных автомобильных перевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей.

В частности, в Налоговый кодекс РК внесены поправки в части освобождения от уплаты сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей, задействованных на международных перевозках грузов. Касательно вопроса освобождения от утилизационного сбора ведется работа по обеспечению внесения соответствующих поправок в приказ министра энергетики РК.

За полгода железнодорожным транспортом перевезено 196,6 млн тонн, что больше на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во время пандемии грузоперевозки осуществлялись в штатном режиме. 

Так, в соответствии с решением госкомиссии по обеспечению режима ЧП, а также в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции из 157 пар поездов отменены курсирования 129 пар поездов (28 пар поездов для путевого хозяйства).

13 мая т.г. на заседании межведомственной комиссии принято решение о возобновлении курсирования поездов внутри страны с соблюдением противоэпидемиологических мер. В целом с 1 июня т. г. возобновлено курсирование 93 пар поездов внутри страны. Возобновление 36 межгосударственных поездов будет осуществлено после открытия государственной границы.

При этом в связи с отсутствием спроса на некоторые направления с 1 июля т. г. временно приостановлено курсирование трех коммерческих поездов «Тальго» (Уральск – Нур-Султан, Атырау – Нур-Султан, Алматы – Нур-Султан).

2 июля т. г. на заседании госкомиссии по восстановлению роста экономики принято решение об ограничении пассажирских перевозок ж/д транспортом. В целом временно приостановлено курсирование 35 пар поездов.

Справочно:

  • с 5 июля т.г. временно приостановлено курсирование 25 пригородных поездов и одного межобластного поезда;
  • с 8 июля т. г. по инициативе акимата Атырауской области временно приостановлено курсирование пяти пар поездов (Актобе – Атырау, Атырау – Алматы, Атырау – Мангистау, Атырау – Алматы, Атырау – Нур-Султан);
  • с 10 июля т. г. временно приостановлено курсирование четырех пар поездов назначением/формированием по ст. Мангистау ( Мангистау – Нур-Султан, Мангистау – Алматы, Мангистау – Актобе, Мангистау – Бейнеу).

Также сокращена периодичность курсирования четырех пар поездов «Тулпар Тальго» (Алматы – Нур-Султан, Алматы – Павлодар, Нур-Султан – Оскемен, Нур-Султан – Достык).

В настоящее время внутри республики с соблюдением эпидемиологических мер курсируют 55 пар поездов. Возобновление курсирования временно приостановленных поездов будет осуществлено по мере улучшения эпидемиологической ситуации в соответствии с решением межведомственной комиссии по согласованию с местными исполнительными органами.

В частности, в настоящее время временно закрыты 12 автомобильных пунктов пропуска (РФ – 10, Узбекистан – 2) до улучшения санитарно эпидемиологической ситуации.

Также, согласно порядку пересечения государственной границы РК на период карантинных ограничений допускается пересечение не более двух водителей на одно грузовое транспортное средство, осуществляющее международные грузовые перевозки, а также владельцев грузов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, при представлении документов, подтверждающих сельскохозяйственную деятельность. 

Вместе с тем за шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 6,5 млрд пассажиров, что на 43% меньше по сравнению с прошлым годом (11,4 млрд чел.). Железнодорожным транспортом за полгода перевезено 5877 тыс. человек, показатель снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доход от перевозок пассажиров автомобильным транспортом составил 34 млрд тг, что на 33% меньше по сравнению с прошлым годом (50,9 млрд тг). Снижение доходов от перевозки пассажиров связано с приостановлением международных и междугородных сообщений из-за мировой пандемии и карантинных мероприятий. 

Что касается погрузки и перевозки угля, то в III квартале т. г. планируется погрузить 25 582 тыс. тонн угля, из них межобластные – 17 177 тыс. тонн и экспорт – 8404 тыс. тонн.

В IV квартале т.г. планируется погрузить 29 222 тыс. тонн угля, из них межобластные – 20 443 тыс. тонн и экспорт – 8780 тыс. тонн.

В общем с июля до конца декабря т. г. планируется погрузить 50 804 тыс. тонн угля, из них межобластные – 37 620 тыс. тонн и экспорт – 17 184 тыс. тонн.

За шесть месяцев т. г. объем погрузки угля составил 49 500 тыс. тонн, из них внутри РК погружено 33 568 тыс. тонн, экспорт – 15 932 тыс. тонн. Данный показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 3% (I квартал 2019 года – 47 999 тыс. тонн).

В настоящее время на территории Казахстана задействовано более 58 тыс. полувагонов, из них 32 тыс. (55%) задействованы в перевозке угля.

Справочно: АО «Казтемиртранс» – 28 379 полувагонов; ТОО «ИстКомТранс» – 3698 полувагонов; ТОО RailLeasing – 3665 полувагонов; ТОО «Транс Ком» – 7093 полувагона; ТОО «Богатырь Транс» – 1447 полувагонов. 


Подпишитесь на наш канал Telegram!

За невозврат авиабилета можно оформить ваучер

Использовать документ можно для покупки нового билета или получения дополнительных услуг. 

13 Июль 2020 10:09 2713

За невозврат авиабилета можно оформить ваучер

Из-за большого количества заявок на возврат стоимости авиабилетов за отмененные в период ЧП авиарейсы авиакомпании испытывают сложности по их своевременной обработке. У несостоявшихся пассажиров есть возможность оформления ваучера в равнозначной сумме приобретенного авиабилета. Об этом в ответе на запрос сообщили в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Возврат авиабилетов проводится в порядке очередности, отметили в ведомстве.

«Следует направить заявку на возврат по месту приобретения (сайт авиакомпании, офисы авиакомпании, посредники, туристические агентства) и ожидать оформления возврата или подать запрос на перебронирование на более поздние даты, также есть возможность оформления ваучера в равнозначной сумме приобретенного авиабилета в связи с полным возобновлением внутренних рейсов по Республике Казахстан», – рекомендуют в министерстве.

Стоит уточнить, что использовать ваучер можно для покупки нового билета или дополнительных услуг (багажа, питания и др.). При этом в каждой авиакомпании свои условия действия ваучера.

По информации казахстанских авиакомпаний, в период действия режима ЧП в РК, с 16 марта по 11 мая текущего года, оформлено порядка 80 000 возвратов стоимости авиабилетов на отмененные рейсы на сумму более 6,4 млрд тенге.

Как отмечают в МИИР РК, по протоколу заседания комиссии № 1 от 16 марта 2020 года авиакомпаниям было поручено оформлять возврат авиабилетов без штрафов и в полном объеме на период действия режима ЧП.

В ведомство продолжают поступать жалобы о том, что люди не могут получить возврат за отмененные авиаперелеты. На конец июня в министерство по данному вопросу обратились более 300 человек.

Напомним, из-за режима ЧП, введенного для борьбы с распространением коронавирусной инфекции в Казахстане, с 16 марта по 11 мая были приостановлены движение поездов, внутренние и внешние авиаперелеты. В апреле сообщалось об отмене 4,3 тысячи авиа- и железнодорожных рейсов.

В июне во время отчетной встречи в онлайн-режиме министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заявил, что все авиакомпании должны осуществить возврат за несостоявшийся авиаперелет.  

«Мы отменили 99 маршрутов, более 450 рейсов. Авиакомпании со своим штатом, людьми, заработной платой, содержанием при оплате стоянки самолетов понесли колоссальные финансовые убытки. Это не только в Казахстане, но и во многих странах. Это тоже надо понимать. На возврат огромного количества билетов, которые были проданы в этот период, идут тысячи запросов», – констатировал министр

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новости

Сегодня
18:03

Более 2 млн казахстанцев бесплатно получат вакцины от COVID-19

Сегодня
17:49

Более 21 млрд тенге возвращено в доход государства по итогам расследования экономических преступлений

Сегодня
17:34

Конфликты на киргизско-таджикской границе не будут урегулированы без участия Казахстана – эксперт

Сегодня
17:19

Доступ к образовательным ресурсам в Казахстане будет обеспечен по льготному тарифу

Сегодня
17:08

Ливанская армия разбирает завалы в порту Бейрута

Сегодня
16:54

170 больных коронавирусом находятся в тяжелом состоянии

Сегодня
16:45

НПП «Атамекен» приняла участие в разработке комплексного плана по привлечению инвестиций на 2020-2024 годы

Сегодня
16:29

Ушел из жизни известный журналист, ветеран Великой Отечественной войны Бисултан Амангалиев

Сегодня
16:21

В Казахстане из незаконного оборота изъяли более 9,6 млн медицинских масок

Все новости