Казахстан хочет продавать бензин соседям | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 280,81 Пшеница 465,40
$ 383.98 € 430.63 ₽ 6.11
Погода:
+27Нур-Султан
+25Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 280,81 Пшеница 465,40
Казахстан хочет продавать бензин соседям

Казахстан хочет продавать бензин соседям

10766 09 Март 2017 19:05

Экспорт одного миллиона тонн нефтепродуктов станет возможным после модернизации НПЗ.

Казахстан хочет продавать бензин соседям

Автор: Куралай Абылгазина

После 2019 года по завершении модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) объем переработки нефти вырастет с 14,5 до 17,5 млн тонн, прогнозируют в министерстве энергетики. Таким образом увеличится производство бензина (АИ-92, АИ-95), дизельного топлива (ДТ), авиакеросина, но снизится производство мазута. Согласно планам, Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) будут введены в эксплуатацию в 2017 году, а Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (ШНПЗ) – в 2018 году.

Для сравнения, в 2016 году в Казахстане произведено 14,5 млн тонн нефтепродуктов. В 2017 году объем останется прежним или незначительно превысит прошлогодние результаты. Пока производство топлива не поспевает за ростом автопарка в стране. По данным Информационно-аналитического центра нефти и газа, если в 2001 году в Казахстане на 1000 человек приходилось 70 автомобилей, то в 2016 году на 1000 человек было уже 220 машин.  

«Резкий рост потребления создал дефицит в стране. Его мы наблюдаем по бензину и ДТ примерно с 2011 года. В настоящий момент дефицит по бензину составляет порядка 30%, по ДТ – 15%», - заключил директор департамента аналитики ИАЦНГ Багдат Кадыров.

Как заявляют в профильном ведомстве, после модернизации, во-первых, потребности страны в топливе и ГСМ полностью будут покрываться отечественными НПЗ. Страна избавится от импортозависимости по бензину, ДТ и авиатопливу из России. Во-вторых, глубина переработки на всех трех заводах увеличится в среднем с 63 до 83%. В-третьих, будет налажен выпуск продукции экологического класса К-4 и К-5, что сопоставимо с бензином уровня Евро-4 и Евро-5. В-четвертых, у республики появится возможность экспортировать бензин и другие нефтепродукты.

В частности, производство авиакеросина увеличится за счет ПНХЗ и АНПЗ. По словам вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева, пока Казахстан вынужден импортировать основную часть авиатоплива. Сейчас его ограниченно выпускают на Шымкентском НПЗ и еще меньше в Атырау. Ранее основным производителем авиакеросина был Павлодар. Однако в 2015 году изменилось качество российской нефти, поступающей на Павлодарский НПЗ (в рамках своп-соглашения с РФ), что затруднило этот процесс.  

«Последние годы растет потребление авиакеросина из-за увеличения авиаперевозок. В этом году мы ожидаем еще больший рост, связанный с открытием новых рейсов и выставкой EXPO. Чтобы решить проблему, мы будем устанавливать оборудование гидроочистки в Павлодаре – оборудование, которое изначально не было запланировано в рамках модернизации ПНХЗ. Но в связи с тем, что качество российской нефти изменилось, нам приходится устанавливать дополнительную колонну. Плюс модернизация на Атырау также позволит производить свой авиакеросин. У нас будет в дальнейшем и профицит (по авиакеросину – прим.)», - пояснил Магзум Мирзагалиев в беседе с abctv.kz.  

Что касается бензина марки АИ-80, его производство будет ограничено (только по спецзаказам для военной техники или коммунальных служб). Массовый выпуск прекратится в 2018 году. Пока планируется отменить госрегулирование цен на АИ-80, и сейчас Минэнерго обсуждает это предложение с министерством национальной экономики.

Помимо топлива, Казахстан будет производить нефтехимическую продукцию (на АНПЗ), спрос на которую растет: бензол, параксилол.

«Соответственно, стоимостная корзина нефтепродуктов будет существенно выше и позволит увеличить цену на нефть (на внутреннем рынке - прим.), которую могут наши заводы предлагать», - отметил вице-министр энергетики Асет Магауов на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Примечательно, в министерстве энергетики планируют перейти к рыночному формированию цен на сжиженный газ, нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Для этого будет создана электронная биржа для реализации сырьевых товаров внутри страны. 

Экспорт нефтепродуктов
После модернизации нефтеперерабатывающих заводов у Казахстана появится возможность экспортировать бензин и дизель. Расчет простой: будет произведено около 10 млн тонн бензина и ДТ (из 17,5 млн тонн всех нефтепродуктов в год), потребление внутри страны составит 9 млн тонн, свободных на продажу остается 1 млн тонн.

«Вот эта цифра, порядка 9 млн тонн, наблюдается на протяжении последних четырех лет. Суммарное производство бензина и ДТ (после модернизации – прим.) составит порядка 10 млн тонн. То есть 1 млн тонн нефтепродуктов у нас появляется возможность экспортировать. По нашим оценкам, у нас большой резерв для экспортных операций появляется», - добавил Асет Магауов.

Ранее министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что в 2019 году Казахстан снимет запрет на экспорт светлых нефтепродуктов.  По словам его заместителя Магзума Мирзагалиева, потенциальным экспортным рынком для отечественных нефтепродуктов являются страны Центральной Азии.

«Это в первую очередь Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Я думаю, мы должны экспортировать и будем экспортировать. Понятно, что сегодня эти рынки заняты другими странами, но это все дело конкуренции. Тем более у нас логистика удобная здесь», - подытожил г-н Мирзагалиев в беседе с abctv.kz.  

Куралай Абылгазина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: