После 2019 года по завершении модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) объем переработки нефти вырастет с 14,5 до 17,5 млн тонн, прогнозируют в министерстве энергетики. Таким образом увеличится производство бензина (АИ-92, АИ-95), дизельного топлива (ДТ), авиакеросина, но снизится производство мазута. Согласно планам, Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) будут введены в эксплуатацию в 2017 году, а Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (ШНПЗ) – в 2018 году.
Для сравнения, в 2016 году в Казахстане произведено 14,5 млн тонн нефтепродуктов. В 2017 году объем останется прежним или незначительно превысит прошлогодние результаты. Пока производство топлива не поспевает за ростом автопарка в стране. По данным Информационно-аналитического центра нефти и газа, если в 2001 году в Казахстане на 1000 человек приходилось 70 автомобилей, то в 2016 году на 1000 человек было уже 220 машин.
"Резкий рост потребления создал дефицит в стране. Его мы наблюдаем по бензину и ДТ примерно с 2011 года. В настоящий момент дефицит по бензину составляет порядка 30%, по ДТ – 15%", - заключил директор департамента аналитики ИАЦНГ Багдат Кадыров.
Как заявляют в профильном ведомстве, после модернизации, во-первых, потребности страны в топливе и ГСМ полностью будут покрываться отечественными НПЗ. Страна избавится от импортозависимости по бензину, ДТ и авиатопливу из России. Во-вторых, глубина переработки на всех трех заводах увеличится в среднем с 63 до 83%. В-третьих, будет налажен выпуск продукции экологического класса К-4 и К-5, что сопоставимо с бензином уровня Евро-4 и Евро-5. В-четвертых, у республики появится возможность экспортировать бензин и другие нефтепродукты.
В частности, производство авиакеросина увеличится за счет ПНХЗ и АНПЗ. По словам вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева, пока Казахстан вынужден импортировать основную часть авиатоплива. Сейчас его ограниченно выпускают на Шымкентском НПЗ и еще меньше в Атырау. Ранее основным производителем авиакеросина был Павлодар. Однако в 2015 году изменилось качество российской нефти, поступающей на Павлодарский НПЗ (в рамках своп-соглашения с РФ), что затруднило этот процесс.
"Последние годы растет потребление авиакеросина из-за увеличения авиаперевозок. В этом году мы ожидаем еще больший рост, связанный с открытием новых рейсов и выставкой EXPO. Чтобы решить проблему, мы будем устанавливать оборудование гидроочистки в Павлодаре – оборудование, которое изначально не было запланировано в рамках модернизации ПНХЗ. Но в связи с тем, что качество российской нефти изменилось, нам приходится устанавливать дополнительную колонну. Плюс модернизация на Атырау также позволит производить свой авиакеросин. У нас будет в дальнейшем и профицит (по авиакеросину – прим.)", - пояснил Магзум Мирзагалиев в беседе с abctv.kz.
Что касается бензина марки АИ-80, его производство будет ограничено (только по спецзаказам для военной техники или коммунальных служб). Массовый выпуск прекратится в 2018 году. Пока планируется отменить госрегулирование цен на АИ-80, и сейчас Минэнерго обсуждает это предложение с министерством национальной экономики.
Помимо топлива, Казахстан будет производить нефтехимическую продукцию (на АНПЗ), спрос на которую растет: бензол, параксилол.
"Соответственно, стоимостная корзина нефтепродуктов будет существенно выше и позволит увеличить цену на нефть (на внутреннем рынке - прим.), которую могут наши заводы предлагать", - отметил вице-министр энергетики Асет Магауов на брифинге в Службе центральных коммуникаций.
Примечательно, в министерстве энергетики планируют перейти к рыночному формированию цен на сжиженный газ, нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке. Для этого будет создана электронная биржа для реализации сырьевых товаров внутри страны.
Экспорт нефтепродуктов
После модернизации нефтеперерабатывающих заводов у Казахстана появится возможность экспортировать бензин и дизель. Расчет простой: будет произведено около 10 млн тонн бензина и ДТ (из 17,5 млн тонн всех нефтепродуктов в год), потребление внутри страны составит 9 млн тонн, свободных на продажу остается 1 млн тонн.
"Вот эта цифра, порядка 9 млн тонн, наблюдается на протяжении последних четырех лет. Суммарное производство бензина и ДТ (после модернизации – прим.) составит порядка 10 млн тонн. То есть 1 млн тонн нефтепродуктов у нас появляется возможность экспортировать. По нашим оценкам, у нас большой резерв для экспортных операций появляется", - добавил Асет Магауов.
Ранее министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что в 2019 году Казахстан снимет запрет на экспорт светлых нефтепродуктов. По словам его заместителя Магзума Мирзагалиева, потенциальным экспортным рынком для отечественных нефтепродуктов являются страны Центральной Азии.
"Это в первую очередь Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Я думаю, мы должны экспортировать и будем экспортировать. Понятно, что сегодня эти рынки заняты другими странами, но это все дело конкуренции. Тем более у нас логистика удобная здесь", - подытожил г-н Мирзагалиев в беседе с abctv.kz.
Куралай Абылгазина