DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Казахстан и Россия используют до 5% от числа взаимных авиарейсов

Казахстан и Россия используют до 5% от числа взаимных авиарейсов

Казахстан намерен многократно нарастить транзит грузов и пассажиров к 2020 году.

14 Февраль 2017 11:33 41763

Казахстан и Россия используют до 5% от числа взаимных авиарейсов

Автор:

Жанболат Мамышев

Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек ответил на вопросы abctv.kz.

– В конце прошлого года вы сообщали, что перевозка грузовых контейнеров по направлению Китай – Европа - Китай возрастет к 2020 году до 800 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ). Глава государства в очередном послании поставил задачу увеличить транзит до 2 млн контейнеров. Что изменилось?

– По сравнению с 2011 годом у нас количество контейнеров выросло в 11 раз. Ежегодно рост в два раза происходит, хотя уже база другая – большая. Поэтому мы для себя ставим амбициозные задачи. Президент обозначил планку в 2 млн контейнеров. 2 млн контейнеров с учетом той динамики, которая сегодня показывается. В первую очередь, это направление Китай – Европа – Китай, мы считаем, что это очень серьезная, амбициозная, большая задача, и мы приложим все усилия, чтобы это поручение исполнить. Почему появляется эта цифра? В последние годы появилась обратная загрузка с Европы. Если раньше мы в основном везли из Китая через Казахстан в Европу, то сейчас уже наша транспортная инфраструктура внушает доверие. Сроки доставки буквально не более двух недель – от 10 до 13 дней, и многих грузоотправителей и грузополучателей эта ситуация устраивает. Морским путем это длиннее и по расстоянию, и по срокам в разы – и северный морской путь, и южный морской путь. Есть грузы, которые необходимо перевезти срочно. Самолетом очень дорого, поэтому этот вариант через Казахстан становится очень конкурентоспособным. Основной тренд перевозки грузов в последнее время – это контейнерные перевозки. У нас в структуре перевозок преобладают массовые грузы: уголь, зерно и так далее. Сегодня мы видим, что транзит – это контейнерные перевозки. Контейнерные перевозки экономически очень выгодные. Сегодня объем транзита, который мы привлекаем, позволяет решать многие другие вопросы, связанные с развитием железной дороги, инфраструктуры, подвижным парком и так далее. То есть для нас транзит является очень мощным вызовом, и в тоже время это приоритет в нашей работе именно в логистике. Кроме того, мы поставили для себя задачу, что до 2020 года доходы Казахстана от транзита были порядка 4 млрд долларов. Будем стараться выполнить эту политику.

– Сколько сейчас они составляют, учитывая, что сообщалось о 87 тыс. транзитных контейнерах, перевезенных в 2016 году?

– Это имеется в виду всеми видами транспорта: аэронавигация, доходы аэропортов, порт Актау и так далее. Сегодня доходы составляют около 300 млрд тенге, то есть мы должны увеличить более чем в 4 раза. Это возможно с учетом того, что растет привлекательность нашего маршрута.

– Какова будет общая пропускная способность Казахстан – Китай?

– Пропускная способность должна быть обеспечена. Буквально 2–3 года назад мы запустили новый погранпереход Хоргос. Сегодня мы продолжаем обустройство пяти пограничных автомобильных переходов, плюс увеличивается транзитный пассажиропоток авиационным транспортом из Европы через Казахстан в Китай. Железнодорожные, автомобильные и аэропортовые пропускные способности позволяют достичь поставленных целей.

– По грузовому авиационному транзиту. На последнем заседании рабочей группы по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации» обсуждался вопрос по взлетно-посадочной полосе столичного аэропорта, что ее надо срочно ремонтировать и что отсутствие дополнительной ВПП стало причиной ухода Lufthansa Cargo…

– Нет, Lufthansa Cargo ушла по другим причинам – это жесткая конкурентная борьба с соседними государствами. Они ушли на российский аэропорт, по-моему, на Красноярск. Там роль сыграла в первую очередь цена авиатоплива. Плюс один из основных факторов транзита: когда самолет летит из Европы в Корею или Японию через территорию России, они имели возможность за счет тарифных условий по Роснавигации влиять. Плюс есть определенная конкурентная борьба. Сегодня мы, например, начинаем доминировать на рынке транзита пассажиров из Европы. Если, например, буквально пять лет назад транзитных пассажиров через Казахстан было 25–30 тыс., сегодня мы видим 400 тыс. транзитных пассажиров через Казахстан за 2016 год. Астана из них 250–300 тыс. Мы видим, что в этом году мы можем перевезти уже 600 тыс. транзитных пассажиров через два аэропорта Астаны и Алматы. Ставим задачу до 2020 года 1,6 млн транзитных авиапассажиров обслужить в казахстанских аэропортах.

– Там озвучивался прогноз от Air Astana, что в 2020 году будет перевезено 1,2 млн транзитных авиапассажиров…

– Кроме Air Astana ,и другие авиакомпании есть.

– Получается, львиную долю транзитных пассажиров Air Astana перевезет?

– Это ее задача – привлекать транзит. Но эти пассажиры могут долетать сюда другими авиакомпаниями. Например, из Москвы «Аэрофлотом», а отсюда улетели в Пекин «Китайскими авиалиниями».

– Этот транзит прогнозируется с учетом новых рейсов?

– Это мы прогнозируем с учетом дополнительных частот, новых маршрутов, увеличения количества воздушных судов. Транзит ежегодно у нас растет – за последние 10 лет он вырос в 10 раз. Мы считаем, что он достаточно важный для нас, и мы будем за него бороться.

– Есть новости по переговорам по «открытому небу» с Россией?

– У нас двусторонняя разрешительная система со всеми странами мира, и в России тоже. Поэтому сейчас у нас  планов ввести безразрешительную систему для полетов между двумя государствами нет. У нас такие же условия полетов и с Кореей, Малайзией, Узбекистаном, странами Евросоюза, Таможенного союза, ОАЭ – всеми странами. В основном во всем мире существует практика двусторонних отношений, которая подразумевает разрешительную систему. С Россией у нас есть условие, что Москва – Алматы, Москва – Астана – по одному перевозчику. На другие города могут быть и два, и больше российских и казахстанских перевозчиков. Мы сегодня, например, между Казахстаном и Россией используем всего от 1 до 5% от общего количества разрешенных рейсов.

-То есть авиакомпании не идут или в чем проблема?

-Нет. Рынок достаточен. Просто у нас с других точек Казахстана в другие точки России абсолютно нет ограничения по количеству, по частотам и так далее. Алматы-Астана сегодня заполняемость по рейсам примерно 60-65%, поэтому мы не видим условий для того, чтобы увеличивать количество частот.

– А между Казахстаном и Россией тоже нет? В Сибирь и на Урал, говорят, есть потребность…

– Например, есть потребность из Тараза или Кызылорды летать в Новосибирск? Пожалуйста, все открыто! Ограничения только между Астаной, Алматы и Москвой, и то говорим, что там сегодня рынок достаточно насыщен, количества рейсов достаточно, степень загрузки 60-65%.

– С февраля из Астаны в аэропорт «Жуковский» начинают летать «Уральские авиалинии». С казахстанской стороны пока не назначен перевозчик, хотя ранее сообщалось, что SCAT планировал…

– Россия нам подтверждает, что «Жуковский» – это областной аэропорт, а не московский, поэтому мы не имеем никаких условий или требований как-то ограничивать эти полеты, и дали российской стороне летать. Если казахстанские перевозчики будут заинтересованы…

– SCAT…

– SCAT мы дали эти разрешения. Но вопрос сегодня, видимо, в том, что экономика не бьется. Рядом есть Шереметьево, «Домодедово» – 60% загрузки. Поэтому если Россия имеет возможность эти авиакомпании поддерживать, то SCAT это абсолютно коммерческая частная компания.

– То есть SCAT может летать через «Жуковский»?

– Да, ограничений нет.

– По 6 китайским проектам в Казахстане. Какие проекты планируется начать в этом году? Есть суммы по ним?

–Я вам не называю суммы, но есть проект по полипропилену, проект в Алматы по трубам для нефтегазового сектора, проект по мелкоузловой сборке автомобилей JAC, есть проект по электромобилям JAC, есть проекты в агросекторе, «пищевке»: на севере и юге Казахстана. В прошлом году мы два запустили. Шесть – это новые проекты, которые будут запущены в 2017 году.

– По JAC, это по бензиновым отдельно и по электромобилям получается?

– Есть крупноузловая сборка. В этом году начинается проект и до конца года будет завершен – мелкоузловая сборка по существующим моделям. Это разные степени локализации. Плюс запускается новый проект – электромобиль. Это начало проекта.

– Они прошли тестирование? Планировалось протестировать электромобили в зимних условиях…

– Тестирование проходит еще.

– Планируются ли какие-то субсидии для них, как в Китае? Потому что электромобили гораздо дороже…

– Он дороже, но в период эксплуатации через определенное время он становится дешевле, потому что стоимость бензина дорогая. Мы знаем, что в Китае стимулируют именно этот вид транспорта, потому что он экологичный. Китай имеет определенные проблемы: и в крупных городах с населением более 10 млн человек есть проблема загазованности и так далее. Мы на сегодняшний день каких-то субсидий из бюджета не предполагаем.

– Какие платные дороги в этом году могут быть запущены?

– Более 600 км будет сдано в эксплуатацию, и поэтапно будет вводиться платность на 7 тыс. км. В этом году мы планируем от 600 до 700 км ввести платность. Это Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос.

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Жители региона купили в Интернете товаров на 5,8 млрд тенге.  

18 Февраль 2020 11:10 5513

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Покупки в Интернете в общем объеме розничной торговли пока составляют только 0,6%, но к 2022 году этот показатель необходимо довести до 2,6%, чтобы приблизиться к общереспубликанскому показателю. Об этом говорили на аппаратном совещании в акимате Карагандинской области.

По мнению ассоциации «Цифровой Казахстан», к 2020 году объем мировых  электронных продаж B2C-сегмента (бизнес для клиента) может составить 3,2 трлн долларов, а рынок Е-торговли между компаниями (B2B) съест вдвое больше – 6,7 трлн долларов. Причем Китай и США наложили лапы на более чем половину мирового рынка цифровой торговли. А вот страны Евразийского союза, выражаясь языком классиков, чужие на этом празднике электронной жизни: их лоток занимает менее 1% мирового Е-базара.

Правила движения

В августе прошлого года тогда еще замакима Карагандинской области, а ныне уже замминистра иностранных дел РК Алмас Айдаров в интервью inbusiness.kz завил, что на базе оптово-распределительного центра Аль-Фарух «создает движняк»:

«Все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин, что едет к нам, видит эту заявку – и сделка состоялась. Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

Работа по развитию электронной торговли в Карагандинской области проводится в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы. А дорожной картой по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на повышение защиты прав потребителей в электронной торговле, создание инфраструктуры по поддержке и содействию доступа к льготному финансированию, сообщила руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева:

«В 2019 году в Караганде АО «Казпочта» совместно с компанией «1Е.KZ» запущен E-commerce-центр по обслуживанию интернет-магазинов, в котором в течение года желающим оказано 530 консультаций. С 1 января 2018 года по 1 января 2023 года предусмотрены преференции для предпринимателей: при оформлении сделок в электронном виде и оплате безналичным платежом не менее 90% они освобождаются от уплаты ИПН и КПН. В этому году запланировано открытие еще не менее 30 новых интернет-магазинов. С начала года реализуется пилотный проект мобильного приложения Price Scanner, где фиксируются цены по 19 наименованиям социально значимых продуктовых товаров. Такое приложение позволит объектам торговли предоставлять информацию об акциях и скидках, ценах на товары, а потребителям – выбрать в онлайн-режиме наиболее оптимальный торговый объект для покупок».

В начале 1970-х годов в Казахской ССР, как и по всей стране, стали открывать универсамы, где покупатели сами, без продавцов выбирали товар, а затем рассчитывались за них на выходе у кассиров.

Сейчас же мы приходим к тому, чтобы из процедуры покупки исключить и живого кассира:

«В супермаркетах сети «Южный» еще в прошлом году были установлены онлайн-кассы, которые предлагают покупателям самим [отсканировать штрих-коды товаров и] оплатить покупку картой. Эту технологию в текущем году хотят внедрить в сеть супермаркетов «Аян», – пояснила Татьяна Аблаева.

Еще одно из направлений дорожной карты по развитию электронной торговли – это повышение цифровой грамотности населения и предпринимателей. Как заявил руководитель управления цифровизации Рустам Байжанов, охват цифровой грамотностью населения региона сейчас составляет 70%, а к 2022 году его планируется довести до 83%.

«В прошлом году мы обучили 128 тысяч человек – это больше, чем было обозначено в плане. Уровень цифровой грамотности мы ожидаем в этом году 80%», – уверенно отчитался «главный по цифровизации».

Праздник Нептуна

В начале 2010-х годов город Темиртау из 18 городов и районов области странным образом оказался на последнем месте по числу людей, занимающихся физической культурой и спортом. Когда же начальник городского отдела спорта, получив нагоняй от акима, стал разбираться со сложившейся ситуацией, выяснилось, что отдельные «передовые» сельские районы записали в физкультурники практически все свое население.

В художественном фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» директор сельского Дворца культуры написал в отчете, что ежегодно 1 января в селе проводится вышеозначенный праздник с одновременным купанием в проруби сразу 150 человек. Кульмассовик здраво рассудил, что проверять наличие 150 моржей в первый день нового года все равно никто не приедет. Однако люди из области приехали, да еще и со шведскими моржами.

Согласно данным департамента статистики, численность населения Карагандинской области на 1 июля 2019 года составила 1377,8 тыс. человек. Более поздних данных еще нет, как нет и данных по отдельным возрастным группам. Поэтому воспользуемся цифрами на начало 2015 года, благо они не сильно отличаются.

По данным комитета по статистике МНЭ РК. 

Итак, при количестве жителей региона в 1 378 298 человек:

  • дети от 0 до 15 лет составляют 23,5%;
  • трудоспособные граждане от 16 до 62 лет – 62,8%;
  • старше 63 лет – 13,7%.

Согласно данным официального интернет-ресурса Государственной программы «Цифровой Казахстан», цифровой грамотностью считается следующее.

Если принять во внимание информацию руководителя управления цифровизации Рустама Байжанова, что охват цифровой грамотностью населения региона в 2020 году составит 80%, то получается, что и 16-летние подростки, и 80-летние апашки Карагандинской области умеют продвигать товары и услуги онлайн, а также прекрасно защищают свои персональные данные при проведении финансовых операций.

И если к 2022 году количество обладающих «сакральным цифровым знанием» в регионе увеличится до 83%, то значит туда войдут еще 90 000 человек из возрастной группы от 0 до 15 лет.

Честно говоря, это не смешно. И вот почему.

Здесь сразу вспоминаются слова сенатора Бырганым Айтимовой и ее памятная речь на III Международной конференции программы «Болашак»:

«Мы читать и писать уже с рождения можем. Поэтому мы, конечно, будем двигаться вперед именно в образовательной системе. И мы, конечно, должны поддерживать образовательный интеллектуальный потенциал».

Наведение порядка в таком вот учете нам еще предстоит в будущем, а мы вернемся в настоящее – к аппаратному совещанию.

Увеличение доли безналичных платежей также входит в сферу развития электронной торговли, о чем коротко доложил руководитель департамента госдоходов Канат Ахметбеков. Он рассказал, что его ведомство постоянно проводит массовую разъяснительную работу: за последний год его ведомством проведено 1194 семинара.

Судя по прозвучавшим докладам, Карагандинские чиновники настолько увлеклись самой кампанией по цифровизации, что за лесом своих цифр и бодрых отчетов так и не увидели настоящих деревьев – самой ее сути. Что им и разъяснил Женис Касымбек:

«На последнем расширенном заседании правительства глава государства отметил важность цифровизации, необходимость ускорения этих процессов. Электронная торговля сводит на нет теневую экономику – это один из мощнейших рычагов борьбы с ней. Карагандинская область будет и дальше активно внедрять все новшества», – отметил аким Карагандинской области.

Олег И. Гусев

Как скажутся полеты в Эмираты в обход Ирана на стоимости путевок

Этот вопрос мы адресовали директору Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашиде Шайкеновой.  

09 Январь 2020 15:25 1177

Как скажутся полеты в Эмираты в обход Ирана на стоимости путевок

По словам Рашиды Шайкеновой, массовых отказов от путевок в эти страны нет.

«Вы уже знаете, что «Эйр Астана», которая осуществляет основное количество рейсов в Эмираты, меняет рейсы, что естественно, будут делать и арабские компании. У SCAT малое количество рейсов. Что может измениться? Только одно – увеличится количество часов, проводимое в полете, на цены это не повлияет. Пока. Мы рассчитываем на то, что это явление временное», – сказала она по телефону, комментируя inbusiness.kz ситуацию.

Она сообщила, что авиакомпании не заявляли о повышении цен. «Комитет гражданской авиации обратился к авиаперевозчикам с просьбой скорректировать свои полеты, поэтому отказов массовых от Эмиратов нет, а вообще это время – одно из самых популярных, особенно Эмираты», – говорит директор КТА.

При этом она прогнозирует, что если же конфликт между странами – Америкой и Ираном – усилится и затронет вопросы безопасности, то ситуация с ценами на путевки, а также потоком туристов может кардинально измениться.

По данным КТА, ежегодно ОАЭ посещает более 160 тыс. наших граждан, Египет – 120 тыс казахстанцев.

Напомним, на фоне ирано-американского конфликта, а также авиакатастрофы с украинским лайнером в Иране казахстанские авиакомпании изменили маршруты своих рейсов. Путь для казахстанских туристов в ОАЭ, Египет  и Саудовскую Аравию стал длиннее по времени, у «Эйр Астаны», к примеру, полет из Нур-Султана в Дубай увеличился почти на час, из Алматы – на 20 минут. SCAT же сообщила, что длительность полетов в Египет и Саудовскую Аравию увеличится на час и  до полутора часов соответственно. 

Как сообщили inbusiness.kz в пресс-службе «Эйр Астаны», стоимость авиабилетов в связи с изменением маршрутов в Дубай в обход Ирана осталась прежней.  

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: