На фоне того, что Россия закрыла возможность импортировать пшеницу, быстро перестроить логистические цепочки внутри страны не получилось, и мукомолы заявляют о том, что запасов казахстанского сырья не хватит, чтобы обеспечить их объемами, необходимыми для переработки, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Цена есть, запасов нет
По состоянию на декабрь 2021 года официально по железной дороге из России было завезено 800 тыс. тонн пшеницы и еще 200 тыс. тонн другим транспортом. По оценкам Союза переработчиков, еще порядка 2,5 млн тонн было ввезено по серым схемам. В итоге все эти ввезенные объемы компенсировали разницу, которая была в статистических данных и в фактическом наличии зерна. На сегодняшний день приток российского зерна прекратился, и мельники увидели истинное положение дел.
Председатель Союза переработчиков Казахстана Евгений Ган отмечает, что из года в год Казахстан наращивал объемы ввоза зерна из России и стал устойчивым нетто-импортером. И такая ситуация сложилась по нескольким причинам.
"Сегодня, по данным статистики, в Казахстане имеется 5,9 млн тонн продовольственного зерна пшеницы. Но в то же время, по сведениям акиматов, цифры другие, и они отличаются в разы. Например, в Павлодарской области, по статданным, в запасах имеется более 400 тыс. тонн, в реальности чуть более 53 тыс. тонн. В ближайшее время на зерно будет повышенный спрос, и если у нас его намного меньше, чем по статистике, то может сложиться крайне негативная ситуация", – подчеркнул Евгений Ган.
Сегодня практически во всех областях Казахстана мельницы уже остановились или остановятся в течение одной-двух недель, пока переработают ранее закупленное зерно. А с покупкой сырья, необходимого для дальнейшей работы, возникли проблемы. Одна из них – резкий рост стоимости пшеницы на внутреннем рынке. Вторая, по словам мельников, – отсутствие нужных объемов запаса зерна в стране.
"Увеличение цены – это хорошо для фермеров, но в то же время надо понимать, что вся линейка продуктов, связанных с зерном, и это не только хлебопродукты, но и мясо, птица, в той или иной степени будет дорожать из-за такого резкого скачка стоимости пшеницы. На ближайшие два месяца мукомольная отрасль остановится, потому что работать в таких условиях ни один мукомол не будет. По социальному хлебу акиматы отрабатывают с Продкорпорацией, что будет происходить по всей остальной линейке товаров, пока не понятно", – говорят мукомолы.
Нужен четкий план
У чиновников свое видение ситуации, и заместитель руководителя управления сельского хозяйства региона Тулеутай Ержанов отметил, что по области дефицита зерна и муки пока не ощущается. И одно из решений в этой ситуации он видит в заключении длинных контрактов между мукомолами и местными зерновиками.
Но такой вариант сотрудничества между производителями и переработчиками костанайские мельники уже пробовали, и не раз. Но вот ощутимого результата, по их мнению, такие соглашения не приносят. Фермеры продают определенный объем зерна, когда им нужны деньги, а в остальное время держат зерно в надежде, что цена повысится. К примеру, в декабре-январе аграрии предлагали мельницам зерно по 120 тыс. тенге за тонну, но мукомолы отказывались его покупать, потому что приобретение и завоз российского зерна им обходился в 118 тыс. тенге. На компромисс никто не пошел, а сейчас, видя ситуацию на рынке, фермеры предлагают зерно по 150-160 тыс. тенге. Но теперь мукомолы не готовы покупать его по такой стоимости, так как это в итоге отразится на повышении цены на муку.
"Мы работали не только на российской пшенице, покупали зерно у местных производителей. Пробовали заключать и длинные контакты, но работать по ним не получается. Костанайские зерновики не хотят подписывать долгие контракты. Были и такие случаи, когда фермеры возвращали деньги, полученные за законтрактованное зерно, потому что цена на рынке была выше, чем та, по которой мы подписали договор, и перепродавали пшеницу", – подчеркнул директор ТОО "Бест Костанай" Вадади Юсубов.
Сегодня костанайские мукомолы везут зерно из Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, потому что там аграрии продают его дешевле и даже с логистикой получается выгоднее. Но статистика по запасам пшеницы хромает по всей стране.
"По официальным данным, на конец 2021 года в Костанайской области было около 700 тыс. тонн зерна, из них порядка 400 тыс. тонн являлись законтрактованными, еще 187 тыс. тонн было зерном Продкорпорации, а для продажи оставалось не более 200 тыс. тонн. Статистика не дает объективной картины. Мы работаем уже 22 года и всегда перерабатывали местное зерно. И скажу, что чаще всего фермеры начинают продавать зерно в декабре, январе или феврале. А где нам брать сырье в остальное время? Сегодня мы ездим по селам и собираем по 50-100 тонн, чтобы было что перерабатывать. Но считаю, что нам не надо искать виноватых, а необходимо объединиться производителям и переработчикам. Кроме того, нужен четкий государственный учет зерна, чтобы было видно, где и сколько зерна имеется", – отметил директор ТОО "Казторгтранс" Халлиула Гран Ака.
Таисия Колевид