Казахстанские грузоперевозчики: Беларуси у нас хватило года

31517

Рынок автомобильных перевозок в стране оказался бессилен против конкуренции.

Казахстанские грузоперевозчики: Беларуси у нас хватило года Фото: gov.kz

По подсчетам самих отраслевиков, международные автомобильные грузовые перевозки в Казахстане сегодня более чем на 70% представлены белорусскими компаниями. Представителям хватило года для того, чтобы полностью перекроить сферу в РК и оставить местных перевозчиков за бортом, передает inbusiness.kz.

По словам руководителя одной из казахстанских компаний-перевозчиков Омари Харбедия, на пути в Казахстан белорусов не встретили никакие юридические препятствия. Сначала, признается специалист, в стране на это никто не отреагировал, но потом стало понятно, что гости в наших краях собираются обосноваться всерьез и надолго. При этом вытеснив с рынка отечественных перевозчиков.

"‎В итоге получилось так, что белорусские автоперевозчики начали заходить на наш рынок, не видя никаких юридических препятствий, правил и даже требований: спокойно зарегистрировались, притащили машину, поставили на временный учет, получили наши казахстанские номера и спокойно работают без каких-либо сборов"‎, – во время недавней встречи с депутатской группой "‎Өңір"‎ рассказал Омари Харбедия.

Белорусский подход к бизнесу автомобильных перевозок более выигрышный, чем и объясняется то, как они легко монополизируют рынки других стран. Во-первых, если по РК у перевозчиков насчитывается в совокупности примерно 8 тыс. единиц транспорта, в Беларуси парк примерно в пять раз больше. Кроме того, практически половина грузовых машин у партнера по ЕАЭС новые. Тогда как в РК доля обновления в районе 5%.

"У них созданы все условия для развития. Они получали лизинги от 1,5% до 4%, а у нас процент по лизингам от 20% и выше. Более того, так исторически сложилось, что в Беларуси находились все международные пункты и логистические комплексы еще со времен СССР. Грамотная политика и поддержка этой отрасли со стороны их государства позволила им расти и развиваться, чего нельзя сказать о нашем отечественном рынке. Сначала нас душили действовавшие до прошлого года высокие ставки по утильсбору – 3,5 млн за пригнанную машину плюс транспортные расходы. О каком развитии здесь может идти речь?" – посетовал представитель отрасли.

Государству, считает Омари Харбедия, в данной ситуации необходимо поддержать собственных перевозчиков, которые худо-бедно, но выстраивали бизнес на протяжении многих лет, а теперь могут все потерять.

Решения есть. В частности, поясняет представитель сферы, необходимо запретить перецепы. Ранее мы уже рассказывали, как на это явление реагируют казахстанские перевозчики.

Кроме того, имеет смысл расставить приоритеты, дав отечественному бизнесу возможность загружаться в первую очередь. То, что кажется неконкурентным на первый взгляд, уже вовсю эксплуатируется в других странах того же ЕАЭС. Перевозчики рассказывают о препятствиях, с которыми сталкиваются за границами РК. Это постоянные задержки, электронные пломбы и так далее. Для Казахстана же подобные меры – такая же защита интересов собственного бизнеса.

Еще в начале текущего года предприниматели и депутаты отмечали, что объемы грузоперевозок в Казахстане снижаются. Свыше 60%  разрешений на международные рейсы забирают иностранные компании. Из-за чего отечественные перевозчики остаются не у дел.

О сокращении объемов сообщили и в бюро национальной статистики. По этим данным, за январь-декабрь 2022 года зафиксировано снижение на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Всего за отчетный период было перевезено 3,8 млрд тонн. Основная доля перевозок грузов пришлась на грузовой автомобильный транспорт – 82,5%, а это 3,2 млрд тонн.

Читайте по теме:

В Казахстане планируют развивать институт поручительства при перевозках
 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться