О реалиях и мифах
По данным Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР), обозначенных в рамках III Международного гостиничного форума, количество мест размещения в Казахстане за последние годы резко увеличилось. Если в 2009 году предложения гостиничных услуг в стране превышали спрос, цены на размещение росли медленно и шла борьба за каждого клиента, то с 2015 года ситуация начала меняться – спрос на гостиничные услуги повысился по всему Казахстану, а в крупных мегаполисах даже начал активно развиваться сектор пятизвездочных и Luxury отелей. Только в Астане за год количество отелей и гостиниц выросло более чем на 40 единиц, со 150 объектов в 2015 году до 194 в 2016 году. При этом в Алматы под конец 2016 года насчитывалось всего 160 гостиниц. Отметим, в ближайшее время в двух мегаполисах планируется открытие еще нескольких отелей крупных международных сетей, таких как Sheraton, Wyndham, Hillton, The St. Riges, Kempinski, Novotel.
В целом гостиничный сектор по стране увеличился с 2338 объектов проживания в 2015 году до 2754 в 2016 году. Отмечается, что из них 77 гостиниц находятся в государственной собственности, 2647 являются частной собственностью, количество объектов с иностранным участием перевалило за 40 гостиниц, в иностранной собственности находится 30 объектов. Отметим, на сегодня в Казахстане действуют 610 гостиниц с рестораном и 1109 гостиниц без ресторанов, 74 дома отдыха, 14 мотелей, 25 пансионатов, 87 детских лагерей, 746 одноэтажных бунгало и сельских домиков (шале), 3 трейлерных парка и развлекательных городка, 32 турбазы и более 20 кемпингов.
По словам президента КАГиР Рашиды Шайкеновой, больше половины гостиничных объектов, точнее около 1,5 тысячи, значатся как гостиницы без категории.
"В законе о туризме четко и ясно написано, что предприниматель, открывающий средство размещения, обязан пройти сертификацию. Но есть другой закон, технический регламент, в котором написано, что гостиничные услуги сертифицируются добровольно. А в Казахстане попробуй заставь кого-то что-то сделать добровольно. Поэтому сегодня мы имеем большой сегмент отелей без категорий, которые как будто бы висят в пространстве. По ним однозначно стоит вопрос качества. Снаружи это могут быть вполне симпатичные гостиницы, но, когда заезжаешь в номер, видишь высокий холодильник, обитые коврами стены и потолки, непонятно для чего. Ну, это наше понимание богатства такое. Считаю, нашему комитету индустрии туризма есть над чем подумать, как привести взаимоисключающие законы в единую норму по открытию новых гостиничных сетей, по разрозненности обслуживания и цен на гостиничные номера в разных регионах страны", – сказала она.
Высокие цены в казахстанских отелях на сегодняшний день объясняются свободой бизнеса, которому не всегда можно диктовать и навязывать свои условия. Более того, по мнению Рашиды Шайкеновой, разговоры о дороговизне казахстанских отелей несправедливы по отношению к отечественному бизнесу. Во всяком случае, согласно статистике, средняя стоимость койко-суток по стране сегодня равняется 5000 тенге, а значит, подходящий по цене вариант можно всегда найти. А увеличению стоимости проживания в столичных отелях на 20-30% во время "Экспо", по ее словам, есть вполне логичное объяснение – высокий спрос.
"Полистайте историю всех крупных событий, и вы узнаете, что стоимость услуг в такие моменты всегда повышается. Цена складывается из многих составляющих, таких как налоги на землю и недвижимость, зарплата работникам. Все мы ходим по магазинам и видим, как ежедневно растет стоимость потребительской корзины, а отель такой же покупатель, как и мы с вами, он закупает продукты для ресторанов, текстиль и моющие средства, все это складывается в определенную цену. К сожалению, мы сами ничего не производим, все привозим из-за рубежа или работаем с иностранными компаниями, представляющими интерес таких поставщиков. Я думаю, любой отель снизит цены на проживание, если у нас все будет дешево", – поделилась своим видением ситуации президент КАГиР.
Ценовой вопрос сегодня стоит и перед российским гостиничным бизнесом, отметил генеральный директор "Альянс Отель Менеджмент" Вадим Прасов. Он выказал свою солидарность с казахстанской коллегой, заявив, что винить отели в высоких ценах неправильно, потому что они являются заложниками турпотока в страну, отчего их заработок бывает непостоянным. А это значит, что отели не всегда могут оправдать свои расходы, не говоря уже о хорошем заработке. Летний сезон, и тем более высокий спрос на проживание, по мнению эксперта, являются отличным способом оправдать расходы за все время простоя.
"Говорить, что это высокодоходный бизнес, не приходится. Повлиять напрямую на свою загрузку отели не могут, им остается только ожидать, как распределятся туристы между отелями. Я уверен, что в Казахстане, также как и в России, отели балансируют на уровне спрос-предложение. Причем цены у вас достаточно комфортные. Поэтому, когда задают вопрос, почему отели такие дорогие, хочется спросить в ответ: "А вы с чем сравниваете, с какими дестинациями, городами или странами?" Если мы говорим про Юго-Восточную Азию, то не забывайте, у них есть доступ к дешевому обеспечению отеля продуктами вплоть до различных косметических принадлежностей, чего нет у нас", – отметил он.
Стабильность – не рост!
О том, что отели напрямую зависят от количества туристов в стране, говорит и статистика их загруженности. На сегодня, по данным КАГиР, эта цифра очень маленькая. В 2014 году загрузка отелей по республике была на уровне 28,6%, а в 2015 году упала до 26,4%. Эта цифра, отметили в ассоциации, сохраняется до сих пор.
"Такая загрузка, конечно, вызывает удивление у многих из нас. Непонятно, как вообще живут те, кто находится ниже всякого допустимого уровня", – задалась вопросом президент отраслевой ассоциации.
Основная загрузка, отмечается в КАГиР, приходится на Астану и Алматы. Причем если в южной столице она была на уровне 45%, а в официальной столице 29,6%, то сегодня ситуация поменялась, и алматинские отели потеряли добрую часть своих потенциальных гостей.
Несмотря на столь невпечатляющие цифры, Рашида Шайкенова отметила огромный интерес инвесторов к казахстанскому гостиничному рынку. По ее словам, из-за того, что крупный развивающийся нефтегазовый сектор предполагает наличие хороших финансовых возможностей, большая часть казахстанских предпринимателей предпочитает вкладываться в туристическую инфраструктуру, точнее, в средства размещения.
"С одной стороны, мы имеем грустную картинку в 26%, а с другой, видим, как Астана стремительно повышает загрузку своих номеров, наши алматинские отели живут, новые отели продолжают открываться. Кроме того, очевидно, что мы сегодня являемся перспективным рынком для международных гостиничных сетей, потому что они просто так никуда не приходят. Повышается конкурентная среда. Думаю, нам пора прекратить кивать на государство и винить его в маленькой загрузке, это просто большая, сложная работа для всех нас", – высказала она свое мнение.
Вадим Прасов дополнил коллегу: инвесторы переключаются на гостиничный бизнес, будучи уверенными в полной загрузке и постоянных доходах.
"Но опять же, на этом рынке существуют такие тенденции, что никто в мире не сидит и не ждет окупаемости своих отелей, отели периодически меняют своих владельцев. В тех же Штатах отель раз в три-четыре года меняет своего владельца, то есть у каждого собственника есть три-четыре года на то, чтобы получить прибыль. Но это происходит не всегда, в любой экономике существуют цикличные кризисы, и никто не дает гарантии, что ты под них не попадешь. Я хочу сказать, что объектов, которые позволяют рассматривать перспективы на рынке, появляется много, но вот насколько эти перспективы реализуются, это уже второе", – поделился своим мнением.
Хостелы – дешевая альтернатива дорогим отелям!
Параллельно с количеством отелей увеличивается и число хостелов. Этот сектор – серьезный конкурент отелям без категории, считает президент КАГиР. По данным ассоциации, только на Астану и Алматы сегодня приходится по 90 таких объектов размещений. А с учетом того, что Казахстан имеет безвизовый режим с 54 странами, откуда приезжают бюджетные туристы, на низкую загрузку хостелам жаловаться не приходится.
"К нам стали чаще ехать экотуристы. Они практически не обращаются в турфирмы, но пользуются услугами нашего информационно-ресурсного центра по экотуризму, потому что путешествие свое предполагают чуть ли не пешком. Именно благодаря им мы имеем хорошую заполняемость в гостевых домах по всему Казахстану, особенно в Алматы и Южном Казахстане. Поэтому сейчас мы готовим карту гостевых домов по стране и включаем в реестр тех, кто уже устойчиво работает на прием интуристов", – рассказала Рашида Шайкенова.
Представитель российского рынка Вадим Прасов не считает российские и казахстанские хостелы конкурентами традиционным отелям, отмечая, что это разные сегменты, изначально ориентированные на разного клиента. Однако, как отметил он, многое зависит от формата. К примеру, еропейские хостелы, рассчитанные не на пять-шесть мест, а на два-три, со всеми удобствами в номере вполне могут считаться мини-отелями, а вот хостелы, ориентированные на молодежную субкультуру и привлекающие определенный сегмент путешественников, которым важна зона общения, нежели цена, отелям не конкуренты.
Более того, по мнению Вадима Прасова, большинство хостелов закроются раньше, чем успеют заработать.
"Поскольку вложения в хостелы достаточно небольшие, на рынке появляется большое количество таких объектов. Но через некоторое время, по мере роста профессионализма и технологий, часть из них в существующих коммерческих реалиях начинают переформатироваться либо закрываться. И лишь немногим удается укрепить свои позиции. По крайней мере, на нашем рынке все происходит именно так. Думаю, у вас будет то же самое", – уверил эксперт.
Однако казахстанских хостельеров такой сценарий не устроил. Они заявили, что ценят опыт старших "звездочных" коллег, но намерены побороться за рынок, а точнее, оттяпать большую его долю.
"Посмотрите, кто останавливается в хостелах, это бюджетный сегмент. Когда произошла девальвация в стране, цены на все выросли, а зарплаты – нет, особенно у бюджетников. У нас проживают учителя, которые приехали в столицу лечить ребенка, и им не по карману снять гостиницу или квартиру в центре города. Они рады, что для них есть такой бюджетный вариант. Причем это не только место проживания, у нас есть кухня, где можно приготовить себе поесть, у нас можно постирать, мы предоставляем комплекс услуг за небольшие деньги. Сейчас большинство нас недооценивает, но я уверен, что в скором будущем мы составим серьезную конкуренцию гостиницам. Мы оттяпаем долю рынка, заберем себе большую часть клиентов, средний сегмент. Посмотрите, только за два года открылось 90 хостелов, представьте, что будет через год. Мы сравняемся с гостиницами", – заключил директор сети хостелов Super Алишер Капаш.
Алина Альбекова