/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 379,41 Brent 36,55
Казахстанские хостельеры: «Мы оттяпаем долю рынка у отельеров»

Казахстанские хостельеры: «Мы оттяпаем долю рынка у отельеров»

Высокие цены на проживание в отелях и низкую загруженность обсудили эксперты отрасли.

10:30 23 Июнь 2017 15213

Казахстанские хостельеры: «Мы оттяпаем долю рынка у отельеров»

Автор:

Алина Альбекова

О реалиях и мифах
По данным Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР), обозначенных в рамках III Международного гостиничного форума, количество мест размещения в Казахстане за последние годы резко увеличилось. Если в 2009 году предложения гостиничных услуг в стране превышали спрос, цены на размещение росли медленно и шла борьба за каждого клиента, то с 2015 года ситуация начала меняться – спрос на гостиничные услуги повысился по всему Казахстану, а в крупных мегаполисах даже начал активно развиваться сектор пятизвездочных и Luxury отелей. Только в Астане за год количество отелей и гостиниц выросло более чем на 40 единиц, со 150 объектов в 2015 году до 194 в 2016 году. При этом в Алматы под конец 2016 года насчитывалось всего 160 гостиниц. Отметим, в ближайшее время в двух мегаполисах планируется открытие еще нескольких отелей крупных международных сетей, таких как Sheraton, Wyndham, Hillton, The St. Riges, Kempinski, Novotel.

В целом гостиничный сектор по стране увеличился с 2338 объектов проживания в 2015 году до 2754 в 2016 году. Отмечается, что из них 77 гостиниц находятся в государственной собственности, 2647 являются частной собственностью, количество объектов с иностранным участием перевалило за 40 гостиниц, в иностранной собственности находится 30 объектов. Отметим, на сегодня в Казахстане действуют 610 гостиниц с рестораном и 1109 гостиниц без ресторанов, 74 дома отдыха, 14 мотелей, 25 пансионатов, 87 детских лагерей, 746 одноэтажных бунгало и сельских домиков (шале), 3 трейлерных парка и развлекательных городка, 32 турбазы и более 20 кемпингов.

По словам президента КАГиР Рашиды Шайкеновой, больше половины гостиничных объектов, точнее около 1,5 тысячи, значатся как гостиницы без категории.

«В законе о туризме четко и ясно написано, что предприниматель, открывающий средство размещения, обязан пройти сертификацию. Но есть другой закон, технический регламент, в котором написано, что гостиничные услуги сертифицируются добровольно. А в Казахстане попробуй заставь кого-то что-то сделать добровольно. Поэтому сегодня мы имеем большой сегмент отелей без категорий, которые как будто бы висят в пространстве. По ним однозначно стоит вопрос качества. Снаружи это могут быть вполне симпатичные гостиницы, но, когда заезжаешь в номер, видишь высокий холодильник, обитые коврами стены и потолки, непонятно для чего. Ну, это наше понимание богатства такое. Считаю, нашему комитету индустрии туризма есть над чем подумать, как привести взаимоисключающие законы в единую норму по открытию новых гостиничных сетей, по разрозненности обслуживания и цен на гостиничные номера в разных регионах страны», – сказала она.

Высокие цены в казахстанских отелях на сегодняшний день объясняются свободой бизнеса, которому не всегда можно диктовать и навязывать свои условия. Более того, по мнению Рашиды Шайкеновой, разговоры о дороговизне казахстанских отелей несправедливы по отношению к отечественному бизнесу. Во всяком случае, согласно статистике, средняя стоимость койко-суток по стране сегодня равняется 5000 тенге, а значит, подходящий по цене вариант можно всегда найти. А увеличению стоимости проживания в столичных отелях на 20-30% во время «Экспо», по ее словам, есть вполне логичное объяснение –  высокий спрос.

«Полистайте историю всех крупных событий, и вы узнаете, что стоимость услуг в такие моменты всегда повышается. Цена складывается из многих составляющих, таких как налоги на землю и недвижимость, зарплата работникам. Все мы ходим по магазинам и видим, как ежедневно растет стоимость потребительской корзины, а отель такой же покупатель, как и мы с вами, он закупает продукты для ресторанов, текстиль и моющие средства, все это складывается в определенную цену. К сожалению, мы сами ничего не производим, все привозим из-за рубежа или работаем с иностранными компаниями, представляющими интерес таких поставщиков. Я думаю, любой отель снизит цены на проживание, если у нас все будет дешево», – поделилась своим видением ситуации президент КАГиР.

Ценовой вопрос сегодня стоит и перед российским гостиничным бизнесом, отметил генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов. Он выказал свою солидарность с казахстанской коллегой, заявив, что винить отели в высоких ценах неправильно, потому что они являются заложниками турпотока в страну, отчего их заработок бывает непостоянным. А это значит, что отели не всегда могут оправдать свои расходы, не говоря уже о хорошем заработке. Летний сезон, и тем более высокий спрос на проживание, по мнению эксперта, являются отличным способом оправдать расходы за все время простоя.

«Говорить, что это высокодоходный бизнес, не приходится. Повлиять напрямую на свою загрузку отели не могут, им остается только ожидать, как распределятся туристы между отелями. Я уверен, что в Казахстане, также как и в России, отели балансируют на уровне спрос-предложение. Причем цены у вас достаточно комфортные. Поэтому, когда задают вопрос, почему отели такие дорогие, хочется спросить в ответ: «А вы с чем сравниваете, с какими дестинациями, городами или странами?» Если мы говорим про Юго-Восточную Азию, то не забывайте, у них есть доступ к дешевому обеспечению отеля продуктами вплоть до различных косметических принадлежностей, чего нет у нас», – отметил он.

Стабильность – не рост!
О том, что отели напрямую зависят от количества туристов в стране, говорит и статистика их загруженности. На сегодня, по данным КАГиР, эта цифра очень маленькая. В 2014 году загрузка отелей по республике была на уровне 28,6%, а в 2015 году упала до 26,4%. Эта цифра, отметили в ассоциации, сохраняется до сих пор.

«Такая загрузка, конечно, вызывает удивление у многих из нас. Непонятно, как вообще живут те, кто находится ниже всякого допустимого уровня», – задалась вопросом президент отраслевой ассоциации.

Основная загрузка, отмечается в КАГиР, приходится на Астану и Алматы. Причем если в южной столице она была на уровне 45%, а в официальной столице 29,6%, то сегодня ситуация поменялась, и алматинские отели потеряли добрую часть своих потенциальных гостей.

Несмотря на столь невпечатляющие цифры, Рашида Шайкенова отметила огромный интерес инвесторов к казахстанскому гостиничному рынку. По ее словам, из-за того, что крупный развивающийся нефтегазовый сектор предполагает наличие хороших финансовых возможностей, большая часть казахстанских предпринимателей предпочитает вкладываться в туристическую инфраструктуру, точнее, в средства размещения.

«С одной стороны, мы имеем грустную картинку в 26%, а с другой, видим, как Астана стремительно повышает загрузку своих номеров, наши алматинские отели живут, новые отели продолжают открываться. Кроме того, очевидно, что мы сегодня являемся перспективным рынком для международных гостиничных сетей, потому что они просто так никуда не приходят. Повышается конкурентная среда. Думаю, нам пора прекратить кивать на государство и винить его в маленькой загрузке, это просто большая, сложная работа для всех нас», – высказала она свое мнение.

Вадим Прасов дополнил коллегу: инвесторы переключаются на гостиничный бизнес, будучи уверенными в полной загрузке и постоянных доходах.

«Но опять же, на этом рынке существуют такие тенденции, что никто в мире не сидит и не ждет окупаемости своих отелей, отели периодически меняют своих владельцев. В тех же Штатах отель раз в три-четыре года меняет своего владельца, то есть у каждого собственника есть три-четыре года на то, чтобы получить прибыль. Но это происходит не всегда, в любой экономике существуют цикличные кризисы, и никто не дает гарантии, что ты под них не попадешь. Я хочу сказать, что объектов, которые позволяют рассматривать перспективы на рынке, появляется много, но вот насколько эти перспективы реализуются, это уже второе», – поделился своим мнением.

Хостелы – дешевая альтернатива дорогим отелям!
Параллельно с количеством отелей увеличивается и число хостелов. Этот сектор – серьезный конкурент отелям без категории, считает президент КАГиР. По данным ассоциации, только на Астану и Алматы сегодня приходится по 90 таких объектов размещений. А с учетом того, что Казахстан имеет безвизовый режим с 54 странами, откуда приезжают бюджетные туристы, на низкую загрузку хостелам жаловаться не приходится.

«К нам стали чаще ехать экотуристы. Они практически не обращаются в турфирмы, но пользуются услугами нашего информационно-ресурсного центра по экотуризму, потому что путешествие свое предполагают чуть ли не пешком. Именно благодаря им мы имеем хорошую заполняемость в гостевых домах по всему Казахстану, особенно в Алматы и Южном Казахстане. Поэтому сейчас мы готовим карту гостевых домов по стране и включаем в реестр тех, кто уже устойчиво работает на прием интуристов», – рассказала Рашида Шайкенова.

Представитель российского рынка Вадим Прасов не считает российские и казахстанские хостелы конкурентами традиционным отелям, отмечая, что это разные сегменты, изначально ориентированные на разного клиента. Однако, как отметил он, многое зависит от формата. К примеру, еропейские хостелы, рассчитанные не на пять-шесть мест, а на два-три, со всеми удобствами в номере вполне могут считаться мини-отелями, а вот хостелы, ориентированные на молодежную субкультуру и привлекающие определенный сегмент путешественников, которым важна зона общения, нежели цена, отелям не конкуренты.

Более того, по мнению Вадима Прасова, большинство хостелов закроются раньше, чем успеют заработать.

«Поскольку вложения в хостелы достаточно небольшие, на рынке появляется большое количество таких объектов. Но через некоторое время, по мере роста профессионализма и технологий, часть из них в существующих коммерческих реалиях начинают переформатироваться либо закрываться. И лишь немногим удается укрепить свои позиции. По крайней мере, на нашем рынке все происходит именно так. Думаю, у вас будет то же самое», – уверил эксперт.

Однако казахстанских хостельеров такой сценарий не устроил. Они заявили, что ценят опыт старших «звездочных» коллег, но намерены побороться за рынок, а точнее, оттяпать большую его долю.

«Посмотрите, кто останавливается в хостелах, это бюджетный сегмент. Когда произошла девальвация в стране, цены на все выросли, а зарплаты – нет, особенно у бюджетников. У нас проживают учителя, которые приехали в столицу лечить ребенка, и им не по карману снять гостиницу или квартиру в центре города. Они рады, что для них есть такой бюджетный вариант. Причем это не только место проживания, у нас есть кухня, где можно приготовить себе поесть, у нас можно постирать, мы предоставляем комплекс услуг за небольшие деньги. Сейчас большинство нас недооценивает, но я уверен, что в скором будущем мы составим серьезную конкуренцию гостиницам. Мы оттяпаем долю рынка, заберем себе большую часть клиентов, средний сегмент. Посмотрите, только за два года открылось 90 хостелов, представьте, что будет через год. Мы сравняемся с гостиницами», – заключил директор сети хостелов Super Алишер Капаш.

Алина Альбекова

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 992

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 1296

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!