Поставщики сельхозтехники с энтузиазмом ждут запуска госпрограмм по льготному кредитованию и частичному возмещению затрат при покупке агромашин. Об этом abctv.kz на XIII международной специализированной сельскохозяйственной выставке AGRITEK/FARMTEK Astana 2018 рассказали ведущие компании рынка.
Напомним, в начале марта КазТАГ сообщал, что правительство планирует направить в 2018 году 5,5 млрд тенге на субсидирование процентной ставки по лизингу и увеличить объем инвестсубсидирования на 20 млрд тенге для решения проблемы износа сельхозтехники в Казахстане.
Текущее состояние парка сельхозтехники РК
Источник: Министерство сельского хозяйства РК
Таким образом, в течение трех лет кабинет министров надеется достичь оптимального обновления парка сельхозтехники и обеспечить объем инвестиций в технику до 240 млрд тенге к 2022 году, что привлечет интерес мировых производителей к открытию новых предприятий по сборке, сообщало новостное агентство.
По данным директора департамента научно-технологической и технической политики Министерства сельского хозяйства (МСХ) Азата Султанова, сейчас в стране работает около 40 тыс. зерноуборочных комбайнов, 72% которых имеют возраст старше 10 лет. Темпы их обновления за последние пять лет варьировались в коридоре 3-4,9%, хотя по минимальным нормативам ведомства этот уровень должен достигать 6-8% ежегодно.
Динамика обновления парка сельхозтехники в РК
Источник: Министерство сельского хозяйства РК
2016 году в Казахстане было продано 1255 комбайнов, но в прошлом году их реализация резко упала до 963 единиц, указывалось в презентации Султанова на круглом столе "Казагрофинанс" в начале марта этого года.
"Прошлый год показал, что весь рынок составляет порядка 500 единиц. Для страны это капля в море, в 2007-2009 годы мы одни поставляли 350 комбайнов ежегодно, когда общий объем рынка превышал две тысячи единиц. Но даже таких объемов недостаточно для модернизации парка. По нашим данным, парк техники устарел на 90-95%. Для революционной программы обновления нужны поставки порядка шести-восьми тысяч единиц в год. При темпах обновления 6% в год за пять лет удастся обновить лишь 30% зерноуборочных комбайнов в стране. В итоге будут потери зерна, большой расход топлива, завышенные расходы на обслуживание. Экспортный потенциал или внутреннюю переработку не удастся реализовать в полной мере", – рассказал abctv.kz генеральный директор Eurasia Group Kazakhstan Сергей Глокке.
Открыть страну импортерам техники
Все, что нужно Казахстану для обновления парка сельхозмашин, это доступное финансирование для крестьян, считает топ-менеджер дистрибьютора John Deere. В 2008 году процентная ставка была в пределах 4-5%, финансирование предоставлялось на семь лет без привязки к валюте, и фермеры без барьеров и субсидий приобретали технику, вспоминает он.
"В этом году что мы видим: процентную ставку в 14-16%, в прошлом году она даже доходила до 18% – это просто нереально вытянуть для аграрного бизнеса. Никто не будет идти на лизинг на 10 лет при такой ставке финансирования. До этого работала программа субсидирования 25% от стоимости техники. Это был очень мощный толчок для обновления сельхозтехники. Впоследствии программу закрыли, и в итоге мы фиксируем значительное снижение в прошлом году. Конечно, сейчас все ждут новых анонсированных программ по возврату льготной ставки финансирования. Если ставка конечная будет в итоге в пределах 7% – это очень интересно на сегодняшний день. Если будет реально также 25% субсидироваться – это даст очень мощный толчок для обновления", – ожидает Сергей Глокке.
В случае запуска госпрограмм по субсидированию ставки лизинга и возмещения затрат темпы обновления техники для фермеров утроятся. Однако, чтобы такой рост произошел, необходима полномасштабная поддержка со стороны правительства, полагает он.
"Сегодня нужна конструктивная и скоординированная работа МСХ, Министерства по инвестициям и развитию, энергетики и национальной экономики. Все мы должны четко осознавать, что основная, большая цель – вывод агропромышленного комплекса Казахстана на мировой уровень. Сегодняшние меры по введению НДС, утилизационного сбора на сельхозтехнику, попытка защитить отечественные производства с небольшой локализацией отбросят АПК Казахстана на годы назад, он потеряет драгоценное время и способность конкурировать глобально. Мы считаем, что нужно расширять субсидии и снижать процентные ставки, убирать пошлины, НДС и утилизационный сбор на все средства производства без привязки к локализации", – предлагает Глокке.
По его мнению, такие меры государства позволят снизить ценовую нагрузку на фермеров и повысить экономическую отдачу аграриев стране.
"Мы же видим, что даже местные производители в итоге тоже вынуждены повышать цены и увеличивают свою маржу. Почему, например, местные комбайновые заводы не снизили цену на 12%, когда их освободили от НДС? Они анонсируют, что имеют уровень локализации от 50% до 70%, почему тогда у них цена выросла в 2-2,5 раза из-за девальвации?" – задается вопросом собеседник.
В то же время Сергей Глокке сомневается в достижимости установленных сейчас уровней локализации по сборке сельхозтехники внутри страны.
"Реально уровень локализации надо проверять, насколько он действительно соответствует. В идеале это должно делаться публично, с участием независимых экспертов. Анализировать опыт, полученный при внедрении утилизационного сбора на автомобили. Реально ли эта мера помогла развить автомобилестроение в Казахстане и увеличить уровень локализации. То же самое непонятно, как с этим утилизационным сбором будет дальше проходить. Во многих странах этот сбор есть, и он чисто государственный, а здесь создана частная компания, очень много непрозрачности в этом вопросе. Мы за прозрачность и ясные правила игры", – подчеркивает он.
По словам Сергея Глокке, Eurasia Group готова заняться сборкой сельхозтехники в Казахстане.
"Мы категорически за, чтобы сельхозмашиностроение здесь развивать. Но оно не должно развиваться путем внедрения заградительных барьеров для передовой западной техники. Уже много лет идут разговоры по поводу открытия в Казахстане завода John Deere. Мы со своей стороны все свои обещания выполнили, все документы подготовили, готовы работать", – подтверждает он.
Чтобы западные компании заинтересовались открытием сборочного завода комбайнов в Казахстане, с учетом объема рынка и неясности вокруг программ господдержки обновления парка техники, необходимо законодательно установить реальные параметры локализации, например 15% в течение пяти лет, считает Глокке.
"Основные компоненты на собираемую, а не производимую в Казахстане сельхозтехнику в большей степени являются зарубежными. А это значит, что львиная доля средств уходит в Россию, Белоруссию и дальнее зарубежье, а не остается в Казахстане, как многие ошибочно думают", – отмечает он.
Защищать местное производство
В АО "АгромашХолдинг", который собирает в Костанае комбайны белорусского производителя "Гомсельмаш", заявляют, что локализация завода в среднем достигает 40%, а по некоторым позициям 60%. На предприятии ожидают, что запуск госпрограмм субсидирования закупа техники увеличит продажи его комбайнов из-за отложенного спроса и снижения покупательской способности потребителей в прошлом году.
"Условия по снижению ставки лизинга и субсидирование покупки в целом повлияет на увеличение продаж по рынку комбайнов. Мы ежегодно занимаем порядка 40% рынка, поэтому ожидаем, что у нас тоже произойдет увеличение, потому что от общей массы мы заберем свои 40%", – полагает заместитель председателя правления АО "АгромашХолдинг" Алишер Ахметов.
По его информации, на рынке зерноуборочных комбайнов Казахстана по 40-45% занимают "АгромашХолдинг" и "Ростсельмаш", а остальная доля распределяется среди импортных поставщиков комбайнов John Deere, Claas, CASE. В этом году "Агромашхолдинг" планирует собрать 500 комбайнов.
"14,5% сейчас ставка, она субсидировалась в прошлом году до 7%. Мы ожидаем, что она значительно снизится при денежных вливаниях. В предыдущие годы мы имели опыт работы, когда "Казагрофинанс" лизинг на технику отечественного производства оформлялся по ставке 4%", – отметил г-н Ахметов в разговоре с abctv.kz.
Говоря о ценах на комбайны "Агромашхолдинга" в этом году, Алишер Ахметов сообщил, что прайс-лист уже сформирован. По сравнению с прошлым годом цена в среднем выросла на 2%. Прогнозировалось более высокое повышение, но его удалось избежать из-за преференции по НДС.
"Та разница, которая у нас всегда сохраняется по сравнению с импортными комбайнами, еще больше увеличится в этом году, потому что мы подписали специальный инвестиционный контракт. Тем самым мы получили преференцию по НДС, у нас товары, собранные на территории свободного склада, в этом году освобождаются от уплаты НДС. Таким образом, мы даже снизили конечную стоимость для потребителя, правда, не в чистую на 12%, так как наш поставщик немного поднял стоимость комплектов для сборок", – пояснил топ-менеджер "АгромашХолдинга".
В "Ростсельмаше" отмечают, что сейчас покупательская способность сеющих фермеров в Казахстане достаточно слабая из-за низкой цены на пшеницу урожая прошлого года. Ближе к сезону она, скорее всего, кардинально не изменится, в итоге реализовывать зерно по так или иначе текущим ценам аграриям все равно придется.
Поэтому в обновлении сельхозтехники им могут помочь льготные госпрограммы, направленные на доступное финансирование сельхозтоваропроизводителей, погашение процентных ставок по кредитам и лизингу, равно как и субсидирование.
"Господдержка будет стимулирующим фактором, и на текущий момент все зависит от того, когда эти программы будут внедрены. Одно дело их объявить, а другое дело, когда сельхозпроизводители, не понимая точных сроков, максимально оттягивают закупку техники ближе к сезону. Это обернется ограниченными сроками поставки новой техники, как это зачастую и происходит. Казахстан пытается повторить российский опыт, развивая местное производство сельхозтехники, и мы прекрасно понимаем, что развивать машиностроение без господдержки невозможно. Мы, безусловно, рады, что в республике на текущий момент есть предпосылки на создание таких условий, которые позволят мотивировать крупных глобальных производителей развивать машиностроение здесь", – указал в разговоре c abctv.kz операционный директор "Ростсельмаша" по работе в Казахстане Сергей Робченко.
Российский опыт показывает, что продуманная госполитика в поддержке производства сельхозтехники позволяет планировать выпуск сельхозмашин с учетом реального спроса со стороны аграриев, считает г-н Робченко.
"Пока же, к сожалению, многое происходит спонтанно. Сельхозтоваропроизводитель "сидит" до июня, в июне смотрит на всходы, потом пытается в июле-августе получить технику, которая ему понравилась. Что делать в этот момент поставщикам комплектующих и самим производителям агромашин, непонятно: за месяц-два они не могут провести планирование производства, ведь полный цикл необходимо определять минимум за год до открытия контрольного периода. Каждый раз производитель пытается понять и спрогнозировать спрос казахстанских потребителей: какая техника понадобится, в каком виде, количестве и к какому сроку. В связи с этим по всей цепочке участников процесса производства и реализации постоянно возникают риски. Если по всей совокупности отладить более систематичную работу, выиграют все: производители, дилеры, сервисные центры, и, самое главное, сами потребители, потому что смогут своевременно и в полном объеме проводить пополнение своих машинно-тракторных парков", – комментирует Робченко.
Затягивание сроков выделения денежных средств по госпрограммам окажет влияние на рынок негативным образом. Если в июне-июле потребители поймут, что программы начали действовать, то они все начнут хаотично метаться между поставщиками.
"Для местного производства тоже очень важно заранее прогнозировать спрос, загодя привозить машкомплекты, ведь комплектующие идут не только из Ростова-на-Дону, на месте в республике развернута большая локализация, представителям внутренней кооперации на территории страны тоже нужно заблаговременно получать заявки, заказы, ведь они удовлетворяют спрос не только сельхозмашиностроения, но и других отраслей. Например, аккумуляторы и комплектующие к тележке для жатки производятся на заводах Талдыкоргана и Караганды, ряд деталей – в Петропавловске. Все компоненты нужны вовремя", – поясняет Робченко.
По его словам, "Ростсельмаш" развивает сельхозмашиностроение в Казахстане, понимая, что есть льготы и чаяния МСХ и МИР по развитию отрасли, которая "просела" в 1990-е годы. Локализация основного продукта – комбайна модели VECTOR, который собирается на партнерском предприятии ТОО "КЗ "Вектор" в Кокшетау с 2013 года, достигла сейчас 40%. С каждым годом уровень локализации подтверждается, согласно 155-му приказу Министерства по инвестициям и развитию РК, уточнил представитель российского машиностроительного предприятия.
Еще на "Ростсельмаше" отмечают, что снижают цены на свои машкомплекты, поставляемые в Казахстан, за счет освобождения от НДС.
"На текущий момент у нас проходит обсуждение по ценообразованию с нашими основными покупателями – как клиентами, так и "КазАгроФинансом". Мне сейчас сложно дать комментарии по данному вопросу, потому что цены различаются в зависимости от условий, но в целом освобождение от НДС позволяет конечному потребителю приобретать зерноуборочные комбайны VECTOR KZ по более доступной цене, если сравнивать с ценами прошлого года", – подтвердил г-н Робченко.
В то же время эксперты "Ростсельмаша" считают, что введение утилизационного сбора для комбайнов будет правильной мерой.
"Утилизационный сбор направлен на то, чтобы защитить интересы местных производителей. Машины, собираемые здесь, и машины, импортируемые извне, будут отличаться по цене за счет утильсбора. Это будет предпосылкой для того, чтобы мы быстрее, оперативнее организовывали производство тех машин, которые здесь востребованы", – полагает Сергей Робченко.
В этом году "Ростсельмаш" организовывает дополнительно сборку своих тракторов марки Versatile в сотрудничестве с партнером – казахстанской компанией – ТОО "Казахстанская агроинновационная корпорация". Сейчас по проекту осуществляется подготовка производства к серийному выпуску, и уже запланирована отгрузка первой партии машкомплектов.
"В свою очередь, мы готовы и далее развивать и усиливать совместное сборочное производство на территории Республики Казахстан при оказании соответствующей государственной поддержки", – говорят в "Ростсельмаше".
Возможные планы по открытию площадки для сборки тракторов марки "Кировец" в стране имеет и Петербургский тракторный завод. Об этом в беседе с abctv.kz рассказал представитель официального дилера российского предприятия в Казахстане, генеральный директор ТОО "Урад ЛТД" Валентин Романов.
"Сегодня огромный спрос, ему нужна только финансовая поддержка. Как минимум на 20% мы планируем увеличение объема продаж на 2018 год. Но у крестьян доход только один раз, когда соберут урожай, поэтому без существенной государственной поддержки рассматривать увеличение объема продаж будет, конечно, очень тяжело. На сегодняшний день этот вопрос находится в стадии детальной проработки, потому что мы хотели бы узнать, какую выгоду будет иметь завод от казахстанской сборки. Здесь нужно просчитывать в первую очередь экономику. Собирать для того, чтобы собирать, нет смысла. Этот вопрос еще не закрыт, он еще в глобальной разработке, я думаю, что он имеет право на жизнь", – резюмировал Романов.
По данным МСХ, в Казахстане работает 148,3 тыс. тракторов, из которых 86% старше 10 лет. В 2016 и 2017 годах было закуплено 2596 и 2220 тракторов соответственно.
Данияр Сериков