Порядок предоставления в аренду сельскохозяйственных земель в Казахстане будет изменен. Во вторник правительство на своем заседании одобрило концепцию предлагаемых изменений, и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев распорядился внести соответствующий законопроект на рассмотрение парламента.
В основу легли изменения, выработанные комиссией по вопросам земельных отношений летом 2016 года. Вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев, представляя членам правительства законопроект, пояснил, что предусматривается новая модель предоставления сельхозземель в аренду. Так, акимат вместе с общественными советами будет формировать перечень земель, которые подлежат аренде. Распределять же земли будут через специальный конкурс.
Принципиальным моментом в Минсельхозе считают то, что конкурсные процедуры будут гласными и прозрачными. Объявление о проведении конкурса в обязательном порядке будет публиковаться не только в местных средствах массовой информации, но и на официальном интернет-ресурсе акимата и Минсельзоза. А в состав конкурсной комиссии обязательно должны входить представители общественных советов и организаций, причем их число должно составлять не менее 50% от общего количества членов комиссии.
Участникам же конкурса придется доказывать свою состоятельность и готовность действительно работать на выделенной земле. Для этого им необходимо будет представить комиссии бизнес-план ведения сельхозпроизводства, обязательства по составлению и освоению проекта внутрихозяйственного землеустройства, обязательства по созданию рабочих мест для местного населения, обязательства по выполнению индикативных показателей по диверсификации структуры посевных площадей сельхозкультур в соответствии со специализацией региона. И только если комиссия сочтет представленные планы и проекты эффективными, будет принято решение о предоставлении земель в аренду.
При этом даже после выделения земель арендатор не останется без контроля. Предлагается ввести постоянный мониторинг. Причем первые пять лет аренды он будет проводиться ежегодно, в последующем на орошаемой пашне – раз в три года, на богарной – раз в пять лет. Результаты мониторинга станут основой для принятия решения – продлевать ли аренду с этим конкретным землепользованием либо же расторгать договор.
Чтобы исключить вероятность доминирования латифундистов, законопроектом предусмотрено установление максимальных размеров земельных участков сельхозназначения, которые могут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов области. Каков этот размер будет, пока в Минсельхозе не уточняют, ссылаясь на то, что методика расчетов, учитывающая условия и особенности каждого региона страны, будет утверждена после принятия законопроекта.
Для решения проблемы дефицита пастбищ предлагается законодательно закрепить положение об определении вокруг населенных пунктов площадей пастбищ, необходимых для удовлетворения нужд местного населения. На эти земли будет установлен запрет на их предоставление в землепользование отдельным физическим и юридическим лицам. А с учетом того, что значительная часть пастбищ вокруг населенных пунктов сегодня уже находится в собственности у отдельных лиц, предлагается акиматам предоставить возможность их изъятия путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам.
Приглашенные на заседание правительства члены земельной комиссии предложенный законопроект поддержали, заявив, что он в полной мере отвечает как интересам агробизнеса, так и интересам всех сельских жителей. Но при этом была обозначена другая проблема, также требующая особого внимания: предлагаемые поправки в конституцию представлены в настоящее время на общественное обсуждение.
Так, известный общественный деятель Мухтар Тайжан обратил внимание на предлагаемую поправку в статью 26 Конституции. (Действующая редакция пункта 1 статьи 26 гласит: "Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество". Предлагается изменить данную формулировку на "Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество".) По мнению господина Тайжана, данная статья "должна оставаться без поправок, такой же, как и была". "Потому что предложение очень сомнительное", –объяснил он.
У членов правительства, однако, таких сомнений нет. На брифинге по итогам заседания правительства министр информации и коммуникаций Даурен Абаев так объяснил предлагаемую поправку: "Эта норма защищает право собственности. Если государство хочет быть правовым, то один из главных постулатов – это защита права собственности. Если иностранец приехал в Казахстан и купил автомобиль, то должна быть гарантирована защита, в том числе и от государства. Это показывает, что мы являемся правовым государством, которое защищает все формы собственности". Впрочем, министр предложил дождаться окончания общественного обсуждения предлагаемой конституционной реформы, выразив при этом уверенность, что все мнения общественности обязательно будут учтены.
Ирина Севостьянова