Тема вырубки более шести тысячи деревьев в пойме реки Усолка под строительство гребного канала получила продолжение.
Управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области в ответ на обращение общественников сообщило, что "участок, отведенный под строительство объекта, находится на особо охраняемой природной территории государственного природного заказника. Согласно перечню, заказник находится в ведении Комитета лесного хозяйства и животного мира. Все действия на территории заказника должны быть согласованы с комитетом".
О возможно допущенных нарушениях местных властей и попытках противостоять массовому уничтожению лесного массива abctv.kz рассказала руководитель общественного объединения "ЭКОМ" Светлана Могилюк.
– Светлана Владимировна, как я знаю, Вы были не в курсе проведения общественных слушаний, участники которых проголосовали за проект по расширению гребного канала и, как следствие, уничтожение лесного массива?
– К сожалению, да. Впрочем, о слушаниях, как выяснилось, были не в курсе и Управление недропользования, и отдел жилищно-коммунального хозяйства, последнему как раз и придется заниматься этой работой – рубить, а потом высаживать деревья.
– Что планируете делать в этой ситуации?
– Прежде всего, Гражданский альянс направил обращение в акиматы области, города и к общественному совету. В нем говорится о нашей обеспокоенности по факту планируемой вырубки деревьев. Во-первых, это большое количество зеленых насаждений, во-вторых, это природоохранная территория.
– К сожалению, пилить у нас быстро начинают, не опоздать бы.
– Да, это так, поэтому мы не сидим и не ждем ответы от госструктур. Для начала встретились с представителями Управления государственного архитектурно-строительного контроля. Там рассказали, что ближайшие годы Усольский микрорайон будет развиваться как спортивная и туристическая часть города. Кроме гребного канала и других спортивных площадок, здесь планируется и этноаул, где будут проводить культурно-массовые мероприятия и народные гулянья. Там же сообщили, что проектированием строительства гребного канала занималось ТОО "Биосфера". Встречались с представителями данной организации, но информация от них мизерная. Контакта не получилось. Но сложилось впечатление, что люди, хотя и называются таким красивым словом, совершенно не заинтересованы в охране окружающей среды.
– Кто является заказчиком проекта? Называется СПК "Павлодар".
– Нет, корпорация лишь исполнитель. На основе собранной нами информации выяснили, что в отношении особо охраняемой территории, находящейся в ведении Комитета лесного хозяйства, решения почему-то принимаются акиматом города. Причем если в постановлении от 14 декабря прошлого года за подписью Ашимбетова (Нурлан Ашимбетов – аким города Павлодара. – Авт.) написано, что участок предоставлен СПК "Павлодар" на пять лет с обязательством "обеспечить сохранность существующих зеленых насаждений", то спустя два месяца выходит новое постановление, с поправкой "производить вырубку". И это притом, что, согласно статье 69 Закона РК "Об особо охраняемых природных территориях", запрещается "хозяйственная деятельность, создающая угрозу сохранению природных комплексов".
– Вы можете настаивать на аннулировании решения данных общественных слушаний?
– Однозначно, потому что были допущены нарушения правил проведения общественных слушаний.
– Ваши намерения не просто оспорить слушания, а не дать акту "вандализма" свершиться?
– Мы обсуждали с общественниками данный вопрос. Спрашивали у людей, которые там живут. Как оказалось, они не информированы о том, какие преобразования ожидают их микрорайон. Во-вторых, люди возмущены предстоящей работой, которая предполагается на водоеме в теплое время, то есть время отдыха. Там бы песок на пляже досыпать, навести порядок и чистоту. Я не против спорта, но получается, что из-за небольшого количества людей микрорайон, в котором проживают десятки тысяч человек, будет лишен места отдыха. В следующие годы эта территория может оказаться закрытой для массового отдыха, ведь на воде будут лодки, это определенная опасность для отдыхающих. Усолка может перестать быть местом массового отдыха. Потом мы забываем, что с каждым срубленным деревом мы наносим ущерб прежде всего себе. А тут целый массив.
– Предположим, решение о сносе деревьев все же будет принято. Где будет высажено то, что должно якобы компенсировать нанесенный ущерб?
– Надеюсь, этого не произойдет. Тем не менее, мы тоже задали такой вопрос. Сейчас нет такого понятия, как выплата компенсации. За каждое утраченное дерево надо посадить пять. Мы поинтересовались, где будут высажены эти деревья. В этом вопросе у чиновников много разночтений. Одни утверждают, что их высадят параллельно вырубленным. Но, как оказалось это не так, их якобы должны посадить в парках. Представьте, взамен вырубленных шести тысяч деревьев должно быть высажено 30 тысяч. При этом ни посадочного материала, ни собственно самой территории. Большинство парковых зон города превратились в площадки, вымощенные брусчаткой. Хотелось бы остановиться и на экономической стороне вопроса. ТОО "Биосфера" дало нам следующие данные.
Ими запланировано 70 миллионов тенге на снос деревьев и 400 миллионов тенге на восстановление. Почти полмиллиарда! Возникает вопрос: у нас других, более важных проблем нет?
– К сожалению, мы имеем опыт, когда в природоохранной зоне построено здание областной прокуратуры или офис филиала нефтетранспортной компании.
– Поэтому экологические организации решили посмотреть на данную проблему шире. Когда начали вникать, то поняли, что нет ни нормативных правил, ни "зеленой" комиссии, которая, к слову, была. А еще столкнулись с тем, что прокуратура отменила новые принятые правила озеленения и благоустройства для Павлодара, ссылаясь на типовые. Уверена, что нельзя применять одни нормативы для всех регионов Казахстана, они слишком общие, без детализации. Теперь нам придется на республиканском уровне доказывать это.
– Согласитесь, это нонсенс, если в год экологии, объявленный в области, будет вырублено более шести тысяч деревьев.
– Да, это так, поэтому мы будем активно действовать. Необходимо выяснить, проводилась ли государственная экологическая экспертиза. Ищем заказчика проекта. Для начала необходимо признать проведенные общественные слушания недействительными.
– С трибун много говорится о проводимой работе по озеленению города. Но, на мой взгляд, он все больше обнажается.
– Увы. Мы поинтересовались в ЖКХ, есть ли у них цифры инвентаризации по зеленым насаждениям. Нам их показали, но они ни в какие ворота не лезут. Мы обратились к общественному совету города с предложением от Гражданского альянса заняться этим вопросом. Предлагаем рассмотреть эффективность работ по озеленению города: сколько средств потрачено, где высажены и прочее. Необходимо проведение инвентаризации, как зеленых зон, так и самих деревьев. Это нужно для того, чтобы понимать, сколько у нас таких зон, сколько зеленых насаждений, в каком состоянии они находятся. Надо подсчитать, сколько больных, усыхающих деревьев, определить, что с ними делать. С подобным предложением обратились и в ЖКХ – давайте создадим рабочую группу с участием общественности по вопросам озеленения города. Когда решаются вопросы, сносить или нет деревья, привлекайте общественность. И то, что вы будете сажать, мы бы тоже хотели в этом участвовать. Посмотрим на реакцию.
– В ближайшие годы в Павлодаре будут строить новый микрорайон – Достык на территории бывшего дачного массива. Почему бы не спроектировать его так, чтобы сохранить большинство плодовых деревьев? Было бы здорово, если бы в микрорайоне росли яблони, груши.
– Да, строить дома выгоднее рядом с парком, а не вместо него. У нас сначала рубят. Сейчас просматривается тенденция, когда КСК, коммунальные структуры рассматривают деревья как врагов. Да что там говорить, многие горожане идут по этому пути: под моим окном дерево вымахало, мешает мне. И рубят. Я была в Женеве, так вот, там старое дерево большое растет, а дома вокруг него строятся, чтобы его не потревожить. В Европе просто так дерево не спилят, а у нас это происходит буквально ежедневно, и спросить не с кого. У них в градостроительной политике используются иные подходы: там понимают, что экономику в конкретном населенном пункте можно поднимать только тогда, когда город комфортен, туристически и инвестиционно привлекателен. Нам бы тоже такая стратегия не помешала. А у нас нет системности в посадке деревьев и кустарников, отсюда все проблемы. Пока этого не будет, даже в год экологии можно вырубать леса.
Марина Попова