После публичных слушаний в Астане у казахстанцев возникло еще больше вопросов: кому же все-таки будет отведена роль строителя АЭС, не будет ли и здесь при строительстве объекта коррупционной составляющей, каким образом будут следить за эксплуатацией станции, достаточно ли в Казахстане квалифицированных кадров в данной сфере и где будут захоронены радиоактивные отходы АЭС?
В ТОО "Казахстанские атомные электрические станции" корреспонденту inbusiness.kz сообщили, что вопрос тендера пока не стоит, так как еще не решен и никаких указаний на этот счет не давали. Вопрос решается на уровне администрации президента и правительства РК. Поставщик АЭС для Казахстана станет известен после референдума, возможно, уже в этом году. При этом стоимость строительства обойдется на сумму порядка 10-15 млрд долларов. Выбор предстоит сделать из технико-коммерческих предложений четырех стран: Кореи, Китая, России и Франции.
На остальные вопросы inbusiness.kz ответил Денис Зарва, заместитель главного инженера Национального ядерного центра РК. Ранее в интервью эксперт уже рассказывал о вероятности аварии на АЭС с реакторами нового поколения.
– Если смотреть с точки зрения технологических параметров, в принципе, представленные предложения данных стран соответствуют друг другу и всем необходимым нормам и практически не отличаются. Мне сложно сказать, какая из стран и поставщиков предпочтительнее, это вопрос больше уже к конкурсу или конкретному соглашению в случае, если решение о строительстве будет принято на предстоящем референдуме. Национальный ядерный центр, в свою очередь, занимается непосредственно вопросами научно-технического сопровождения проекта и безопасности атомных электрических станций, проводит исследования и работает практически со всеми без исключения крупнейшими поставщиками АЭС. Это Франция, Российская Федерация, Япония, то есть со всеми проектными институтами и производителями, которые разрабатывают и строят реакторные установки.
– Вопрос места строительства АЭС вызывает бурные споры и обсуждения – где больше склоняются строить АЭС? Как можно решить с минимальными рисками проблему охлаждения блоков реактора?
– Работы по обоснованию развития атомной энергетики в Казахстане проводятся давно, еще с 90-х годов прошлого века. Ранее рассматривалось больше потенциальных районов для строительства. Это был и Южный, и Западный Казахстан, а также Восточный Казахстан, всего рассматривалось пять районов для строительства. В дальнейшем, в 2013 году, была проведена межведомственная правительственная комиссия по распоряжению премьер-министра, и наиболее предпочитаемыми выбраны два района: район города Курчатова и район озера Балхаш. Но здесь требования полностью диктуются энергетиками, и наиболее выраженный дефицит электроэнергии в настоящее время прогнозируется на юге Казахстана.
Электрическую станцию сейчас целесообразно строить ближе к центру нагрузок и поэтому ближе к югу. Район поселка Улькен давно рассматривается как наиболее правильный с точки зрения размещения крупной энергетической станции для ликвидации дефицита энергии на юге, а также разгрузки транзита север-юг. Там планировалось построить атомную электрическую станцию, в дальнейшем тепловую, но в силу определенных причин она не была построена. В настоящее время предполагается построить вновь атомную. Это довольно крупный энергетический узел, где уже имеется задел по соответствующей электросетевой инфраструктуре.
Вообще изначально район поселка Улькен рассматривался для строительства атомной станции. И, естественно, для охлаждения технологического оборудования на станции необходима вода. В принципе, можно обойтись и без водоема, но экономически это будет не рентабельно. Район города Курчатова также всем требованиям отвечает, и он в настоящее время рассматривается как альтернативный в будущем. В Северо-Восточной энергетической зоне, где располагается город Курчатов, сосредоточены до 70% всей базовой генерации Казахстана. А она угольная, и все эти станции строились еще при Советском Союзе и в настоящее время выбывают из эксплуатации. Их чем-то надо замещать, поэтому в дальнейшем, если такое решение будет принято, этот район на перспективу также рассматривается.
По поводу охлаждения – в самом консервативном случае при охлаждении АЭС обычными градирнями потери на испарение от градирней АЭС составят не более 0,3% от общего испарения с поверхности озера Балхаш. Таким образом, воздействие станции на озеро минимальное и колебания уровня воды никак не будет с этим связаны. Существует также и технология сухих градирен, так называемые драй-куллеры – в случае если станция будет испытывать проблемы с водой для охлаждения. Необходимо отметить, что оба технологических контура охлаждения АЭС, планируемой к строительству, никак не связаны с водоемом напрямую – в них поддерживается специальный водно-химический режим.
– Скажите, каким образом и где будут захоронены радиоактивные отходы АЭС?
– В соответствии с общепринятым международным опытом отходы будут безопасно перерабатываться и размещаться на хранение или захоронение. Сегодня существуют определенные технологии обращения с радиоактивными отходами, они известны и широко применяются во всем мире.
В частности, у Национального ядерного центра есть опыт по обращению с радиоактивными отходами, есть необходимая инфраструктура и подготовленные кадры. Необходимо отметить, что объемы отходов от АЭС ничтожно малы по сравнению с иными нарабатываемыми промышленными отходами и тем более с отходами тепловых электростанций (отходы АЭС составляют не более ~0,5% от всех промышленных отходов, нарабатываемых человечеством). При работе АЭС нарабатывается всего порядка 50 кубических метров радиоактивных отходов в год на каждые 1 ГВт установленной мощности, или 3600 тонн за 60 лет эксплуатации. Отходы тепловой станции эквивалентной мощности составляют сотни тысяч тонн ежегодно.
Что же касается отработанного ядерного топлива (ОЯТ), то это далеко не отходы, а отложенный потенциальный источник энергии, эффективное использование которого начнется после освоения человечеством замкнутого ядерного топливного цикла.
– Кто будет следить за эксплуатацией АЭС в дальнейшем, есть ли в Казахстане квалифицированные специалисты в этом направлении?
– Только на примере Национального ядерного центра РК можно отметить, что при его становлении одной из основных задач являлось создание научно-технической, технологической и кадровой базы для развития атомной энергетики в Республике Казахстан. В настоящее время Национальный ядерный центр уделяет большое внимание вопросам подготовки кадров атомной отрасли. За годы своей деятельности мы подготовили большое количество научных кадров высшей квалификации. На предприятии функционирует три филиала выпускающих кафедр региональных университетов. Для сотрудников созданы все необходимые условия для успешной самореализации, налажена работа по подготовке и переподготовке кадров, защите диссертаций без отрыва от производства.
Руководство и сотрудники предприятия входят в постоянный состав трех диссертационных советов по защите PhD-диссертаций. Нами подписаны меморандумы по научно-техническому сотрудничеству со многими ведущими техническими вузами страны, в соответствии с которыми возможны не только реализация совместных научных исследований, но и прохождение стажировок и повышение квалификации для заинтересованных участников процесса.
Вместе с этим необходимо отметить, что Республика Казахстан далеко не новичок в атомной энергетике: в городе Актау с 1973 по 1999 год успешно эксплуатировался первый в мире опытно-промышленный реактор на быстрых нейтронах БН-350, в настоящее время в эксплуатации находится три исследовательских реактора – два в Национальном ядерном центре и один в Институте ядерной физики, атомная отрасль Казахстана представлена также и крупнейшим поставщиком исходного сырья и продукции самого высокого передела для атомной энергетики – ядерного топлива, компанией "Казатомпром", а также другими организациями, работающими в области мирного использования атомной энергии.
Непосредственно для комплектования эксплуатирующего персонала АЭС, согласно общемировой практике, в среднем на этапе эксплуатации АЭС с двумя энергоблоками требуется персонал в количестве до 2 тыс. человек с высшим и средним специальным образованием. Для этого в рамках будущей государственной программы развития атомной энергетики будет предусмотрен соответствующий план подготовки кадров.
В настоящее время правительство по поручению главы государства уже приступило к конкретной работе по расширению научной и образовательной основы в технической и инженерной сфере и вышло на этап принятия конкретных решений – открытия филиалов зарубежных технических вузов, увеличения грантов на технические специальности и так далее. В любом случае проектировщиками и производителями выбранной реакторной установки АЭС, как правило, предусмотрена специализированная программа подготовки персонала на тренажерах конкретного типа реактора.
– Помимо вопроса безопасности, казахстанцев беспокоит и вопрос финансовый. Всем известна печальная участь ЛРТ и других масштабных проектов. Население тревожит, что и здесь коррупция может помешать строительству. Как Вы считаете, обоснованы ли эти страхи?
– По вопросам коррупции и борьбе с ней лучше обращаться в соответствующие ведомства. От себя хочу сказать лишь, что атомное и гражданское строительство – это абсолютно разные вещи. Атомная энергетическая отрасль, наверное, самая дисциплинированная в мире, поскольку цена ошибки очень велика. При проектировании и строительстве АЭС будет осуществляться технический надзор независимым регулятором, строительство будет происходить под контролем МАГАТЭ. В целом строительство таких объектов происходит максимально прозрачно и будет контролироваться всеми необходимыми, многочисленными в данном случае, инстанциями. Кроме того, сам генеральный подрядчик и поставщик АЭС, который будет осуществлять строительство, в первую очередь заинтересован в том, чтобы все было построено в соответствии с принятыми стандартами качества. Любой инцидент на построенном им объекте – это огромный ущерб имиджу данной компании на международной арене, а строительство АЭС – это многомиллиардный бизнес, где цена репутации очень велика.
***
Эксперт по противодействию коррупции Серик Байгалиев в беседе с корреспондентом inbusiness.kz заявил, что разделяет мнение о необходимости привлечения независимых общественников и международных экспертов для контроля строительства АЭС в Казахстане. Он подчеркивает, что это поможет избежать хищений и повторения ситуации с ЛРТ.
По его словам, современные технологии могут обеспечить прозрачность финансовых потоков:
"Я думаю, что сейчас есть определенные платформы, где будет все видно прозрачно: какие деньги пришли, какие ушли. Это должно стать достоянием всей страны, чтобы все расходы – каждая копейка, каждый цент, каждый доллар – были прозрачын и доступны для любого жителя. На что тратится, кому тратится и за что платят все эти расходы, чтобы у нас не получилось как с медициной, этот контроль должен быть эффективным. В случае нарушений законодательства РК необходимо сделать так, чтобы по ним решения принимались быстро и ответственные лица привлекались к ответственности", – считает Серик Байгалиев.
Однако он выражает сомнения в готовности Казахстана к таким масштабным проектам, указывая на проблемы в образовании и инфраструктуре.
"Казахстан не готов к строительству АЭС. Тем более когда в стране разваливаются школы, когда дороги ежегодно требуют капитального ремонта и простые, элементарные социальные вещи не могут решить. Я считаю, что это очень опасно и чревато для нашей страны. Казахстан пока может обойтись в ближайшие 10-20 лет, используя альтернативные источники питания", – отметил эксперт.
Он продолжает продвигать свою работу в ужесточении наказания по коррупции в стране. Байгалиев рассказал, что хотел разместить петицию, но потом передумал, посчитав это неэффективным. Потому что петиции, выдвинутые ранее, несмотря на то, что набрали 50 тыс. голосов, рассматривали как удобно правительству и тем самым провалили политику президента в этом отношении.
"За коррупцию вообще не должно быть никакого штрафа. Однозначно человек должен сесть в тюрьму, конфискация должна быть полной и все активы проверены. Например, мы даже знаем, сколько миллиардов вывел Кайрат Сатыбалды. Откуда деньги? Куда ранее смотрела антикоррупционная служба? Куда ранее органы смотрели? Почему сейчас не привлекают этих людей? Вот это я не пойму. Я считаю, что здесь одна задача. Мы должны проверять олигархов – откуда у них доходы, откуда доходы их близкого окружения, родственников и так далее. Эту работу нужно провести непременно, тогда мы сможем пополнить казну и направить эти деньги на социальные нужды, на инфраструктуру городов, сел и на другие цели", – подчеркнул Серик Байгалиев.
Напомним, ранее мы писали о том, поможет ли высшая мера наказания в борьбе с коррупцией.
Читайте по теме:
Как живет село Улькен, где планируют построить АЭС