/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 771,89 РТС 1 386,20
FTSE 100 6 796,40 KASE 2 302,72
Hang Seng 26 043,35 Brent 50,36
Кризис страховщикам не грозит

Кризис страховщикам не грозит

Сборы премий все еще опережают выплаты.

09 Сентябрь 2016 18:14 2698

Кризис страховщикам не грозит

Автор:

Татьяна Батищева

Новости

Сегодня
11:19

Первый случай заболевания новым коронавирусом зафиксирован в Литве

Сегодня
11:04

ЧМ по велоспорту на треке: казахстанец на шестом месте

Сегодня
10:48

Власти города в КНР выплатят до $1400 тем, кто обратится к врачам с симптомами коронавируса

Сегодня
10:33

Оценка качества активов банков Казахстана завершена

Сегодня
10:18

Бауыржан Байбек встретился с сельчанами Кызылординской области

Сегодня
09:55

Малый бизнес в Алматы страдает от нехватки кредитной поддержки

Сегодня
09:35

Потери от неуплаты НДС при перевозке товаров из Кыргызстана составили 6 млрд тенге

Сегодня
09:05

Токаев поручил правительству Казахстана принять меры по защите населения от коронавируса

Сегодня
08:45

В Казахстане упростилась процедура заключения договора для подключения физлиц к электроснабжению

Сегодня
08:30

Алексей Луценко финишировал вторым на пятом этапе многодневки "Тур ОАЭ"

Все новости

Анализ деятельности страховых организаций за первое полугодие 2016 года говорит о том, что сектор двигался вперед за счет страхования, а инвестиционный доход, обеспечивший прекрасные итоги 2015 году, заметно отстал.

За шесть первых месяцев страховые премии выросли на 33,4% до 202 млрд тенге против 151,4 млрд тенге годом ранее. Основным драйвером роста традиционно остается добровольное имущественно страхование, в котором темпы прироста достигли 49%, до 113,8  млрд тенге. Большой объем имущественному страхованию обеспечивает широкий перечень страхуемых объектов: от купленной в кредит бытовой техники до инфраструктурных активов республиканского значения, таких как НПЗ, Актауский морской порт, к которым в последнее время добавились объекты Экспо – страхование каждого из объектов оценивается экспертами не ниже миллиарда тенге.

Любимое страховщиками добровольное автоКАСКО прибавил в росте 10%,  до 8,4 млрд тенге. Здесь надо отметить, что структура премий по автоКАСКО претерпела существенные  изменения:  количество договоров, заключенных с физическими лицами, сократилось в 2,7 раз на фоне увеличения на 11 % количества договоров с корпоративным сектором. Эксперты связывают падение спроса на автоКАСКО со стороны физических лиц со снижением спроса на лимитированное автоКАСКО, то есть на договора с определенной страховой суммой.

Несмотря на то, что КАСКО считается розничным страхованием, мотором  его развития остается  банкострахование, когда банки, выдавая автокредиты, требуют с заемщика полис КАСКО. Не случайно в этом классе страхования лидируют компании, близкие к банковскому сектору. «Kaspi Страхование» за первое полугодие собрала 3 млрд премий, показав динамику в 15,8%. Компания  целенаправленно занимается КАСКО, имея монопортфель, на 95% состоящий из договоров страхования КАСКО и занимая на рынке  доминирующую долю в 35,8%. При этом портфель «Kaspi Страхование» по другому розничному моторному виду – обязательному страхованию ГПО ВТС – на 144,2 млн тенге.

Второй крупный игрок на рынке КАСКО –  компания «Евразия» занимает 21,8% рынка, собрав 1,8 млрд премий. Для компании это основной вид страхования,  договора КАСКО занимают в совокупных премиях «Евразии» лишь 5,4%, при этом по итогам полугодия сбор премий показал отрицательную динамику на 6,2%. Остальные участники рынка значительно отстают от лидеров рэнкинга. Следующие на третьей позиции компании «Amanat» и «Коммеск – Өмiр» занимают лишь 6,4% и 6% рынка соответственно.

Обязательное страхование также поддержало объемы страхового рынка, поскольку гарантирует игрокам определенные сборы. Тем не менее, из девяти обязательных классов реально дают прирост премий лишь несколько направлений. По некоторым классам договор страхования предоставляет формальную защиту (нотариусы, аудиторы), а некоторые, как например, страхование ГПО туроператоров и турагентов, а также сельхозпроизводителей, нуждаются в серьезной корректировке. Поэтому на сегодняшний день Национальный банк ставит вопрос об оптимизации обязательного страхования.

Что касается результатов полугодия, то по обязательному страхованию премии приросли  на 40% до 45,1 млрд тенге.

Наибольший объем премий  обеспечил страхование ответственности владельцев транспортных средств ( ГПО ВТС) – 26,5 млрд тенге, которые выросли на 35%. Как показывает статистика, страхователями по «автогражданке» являются практически все владельцы автотранспорта, и по оценкам страховых экспертов этот рынок близок к насыщению. 

Значительный  рост премий по  «автогражданке»,  прежде всего,  связан с увеличением парка автомобилей. Однако наибольшую поддержку оказало приграничное страхование.  С января этого года были изменены  тарифы страхования для въезжающих на территорию РК автомобилей, которые сделали «приграничку»  чрезвычайно привлекательной для страхования.

За первое полугодие 2016 года число договоров обязательного автострахования составило 2,5 млн, а застрахованных машин – 2,9 млн единиц. Если динамика заключения договоров страхования продолжится, страховщики практически выйдут на объемы 2015 года.

Вместе с тем, «автогражданка» - это сектор с высокой концентрацией игроков, когда десятка компаний формирует 76,5% (3 года назад, на 1 июля 2013 года – 79%). Тем не менее, позиции первой тройки лидеров рынка уже не выглядит так однозначно, как ранее. Первые три игрока собирают 29,6% премий против 47% три года назад. К тому же в Казахстане появились монопродуктовые компании по моторному страхованию. Страховой портфель «Нурполис» на 90% состоит из договоров страхования ГПО ВТС (компания занимает 7% рынка), «АСКО» - на 84% (компания занимает 6,1% рынка).

В отличие от других видов, добровольное личное страхование пребывает в стагнации, поскольку его  динамика сопряжена с потребительским спросом,  наиболее зависимым от внешней среды. Различные внешние факторы и сейчас определяли движение личного страхования. За первое полугодие рынок вырос на полпроцента: с 42,8 млрд до 43 млрд тенге. 

В структуре класса наибольший сбор премий у страхования на случай болезни – 15,5  млрд тенге. Однако динамика получилась отрицательной, на 1,5% ниже итогов прошлого года. Результат вполне закономерный, учитывая торможение национальной экономики. На расширенном заседании правительства, состоявшимся 9 сентября, министр национальной экономики Куандык Бишимбаев заявил, что по итогам восьми месяцев рост ВВП составил 0,3%. Снижение деловой активности, следующее за падением темпов экономического роста, привело к сжатию спроса на медицинское страхование.

Одновременно, потребители медицинского страхования стали пересматривать свое отношение к продукту. Решение правительства Казахстана ввести обязательное социальное медицинское страхование с отчислением  средств с 1 июля 2017 года в Фонд социального медицинского страхования серьезно осложняет развитие «медицины».  Ключевые потребители частной страховой медицины  – крупные корпорации и средний бизнес –  ранее с охотой покупавшие недешевые программы добровольного медицинского страхования, теперь обязаны отчислять средства в государственный фонд медицинского страхования. Работодатели станут перед выбором: покупать или нет дополнительную медицинскую страховку, ведь для  большинства  работодателей оплата обеих страховок станет тяжелой финансовой нагрузкой. 

Еще один «нестабильный» вид – аннуитетное страхование. Здесь собрано 12,5 млрд  тенге.  Рынок вырос на 8% и  прежде всего за счет пенсионных аннуитетов, премии по которым увеличились на 34% до 10 млрд тенге. Тем не менее, рост продаж пенсионных  аннуитетов не связан с увеличением числа казахстанцев, желающих купить продукт: число договоров страхования оказалась ниже на 37%. Зато средняя сумма договора стала больше на 34%, достигнув 8,7 млн тенге. Учитывая, что с 2014 года условия приобретения пенсионного аннуитета ужесточились, продукт подорожал вдвое: для мужчин требуется  объем накоплений в 5,5 млн тенге, для женщин – 7,6 млн тенге, число казахстанцев, имеющих достаточный объем накоплений для покупки пенсионного аннуитета заметно снизилось. Рост премиям обеспечило увеличение размера минимальной пенсии. В настоящее время рынок пенсионных аннуитетов делят несколько компаний: «Халык-Life» (доля рынка 27%), «КСЖ «НОМАД LIFE» (доля рынка 24%) и «Казкоммерц –Life» (доля рынка 20%).

Страхование жизни и страхование от несчастного случая остаются наименее развитыми видами страхования: темпы их развития зависят скорее от состояния банковского кредитования, чем от желания простых граждан получить страховую защиту. Темп рынку задает «Халык-Life», имеющий второй по величине портфель по страхованию жизни (21%) и максимальный объем премий  по страхованию от несчастного случая (34%).

Лидер по страхованию жизни – «Европейская Страховая Компания», портфель которой составляет 57% рынка или 6,6 млрд тенге. Однако впечатляющие сборы компании слабо отражают реальный спрос на продукт со стороны граждан, поскольку основной контингент ее клиентов – заемщики банка «Хоум кредит банк».

За первое полугодие 2016 года по страхованию жизни собрано 11,5 млрд тенге премий, что на 5% меньше итогов прошлого года. Страхование от несчастного случая выросло на 2,8%  до 3,5 млрд тенге.

Выплаты ускорились, но не критично

За счет ускорения годовой инфляции до 17,3%, причиной которой стала прошлогодняя девальвация национальной валюты, выплаты страхового сектора увеличились на 18,3%,  составив 46 млрд тенге.

Объем страховых выплат вырос по таким ключевым видам страхования, как: ГПО ВТС – 11,5 млрд тенге (прирост – 37,6%),  автоКАСКО – 3,5 млрд тенге (прирост – 28,2%),  медицинскому страхованию – 9 млрд тенге (прирост – 13,7), добровольному страхованию гражданско-правовой ответственности – 1,1 млрд тенге (прирост – 177%).

Семь страховых компаний из десяти, имеющих наибольшие выплаты по «автогражданке», имеют долю выплат ниже или равную средней по рынку (43,6%).

Наибольший показатель доли выплат у «Цесна-Гарант» – 85%, самый низкий у компании «Казахмыс» – 27%. Высокая доля выплат у «Цесна-Гарант» объясняется значительным снижением объема страхового портфеля по этому классу страхования и тем, что выплаты по ранее заключенным договорам увеличивают убытки компании в текущем периоде. По автоКАСКО семь из десяти компаний, имеющих наибольшие выплаты, их увеличили, и лишь три – сократили.

Выплаты по добровольному страхованию имущества от ущерба упали на 21,1% на фоне общего роста выплат по имущественному страхованию. Сжатие обеспечила «Евразия», которая на 20% сократила выплаты (уровень выплат в премиях 16,9%). Поскольку «Евразия» формирует 87%  выплат по страхованию имущества от ущерба, ее результат прямо сказался на динамике выплат, несмотря на то, что  многие компании  с меньшими выплатами  существенно их увеличили.  

На позитивном фоне высоких страховых премий  расходы страхового сектора возросли незначительно - на 8%, до 87,5 млрд тенге. По итогам первого полугодия 2016 года чистая прибыль до налогообложения возросла на 74%, до 54,5 млрд тенге относительно периода прошлого года.

Татьяна Батищева, Алматы

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Как победить мошенников и «помогаек», а также удешевить медстрахование в рамках ОСМС, рассказывает страховщик.

29 Январь 2020 17:40 5489

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Актуализировать тарифы и тарифные факторы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) предлагает страховое сообщество. Об этом рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» и компании по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин.

В последний раз эти тарифы менялись в 2007 году. За это время произошли изменения: страховой полис перестал действовать до первой страховой выплаты, теперь он действует в течение всего срока договора, также были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью – вдвое. Все это существенно сказалось на объемах наших страховых выплат. Кроме того, вырос парк автомобилей в стране, изменилась демографическая ситуация, идут процессы урбанизации.

«Но тарифы остались прежними. Сейчас ни они, ни тарифные факторы не содержат определенную социальную справедливость: автовладельцы, которые должны платить меньше, почему-то до сих пор платят больше, и наоборот. В этом вся проблема, и мы о ней говорим уже года три», – комментирует Олег Ханин.

Когда изменятся тарифы по автострахованию?

Руководитель страховых компаний рассказывает, что актуарное задание для изучения разных сценариев и расчета тарифов уже готово.

«Мы попросили актуариев просчитать изменение лимитов по возмещению ущерба транспортному средству. Сейчас они составляют 600 МРП (один МРП в 2020 году – 2651 тенге. – Ред.), рассматриваются варианты 600, 800, 1000, 1500, 2000 МРП. Также увеличение лимитов по возмещению вреда жизни и здоровью с нынешних 2000 МРП до 3000, 4000, 5000 месячных расчетных показателей», – говорит спикер.

Кроме того, просчитывается возможность изменить или не учитывать амортизацию при страховой выплате, сейчас при расчете страховщики обязаны учитывать эти расходы. Идея заключается в том, чтобы автовладельцы получали возможность поставить новую запчасть взамен старой, с этим всегда проблемы и это вызывает самое большое недовольство со стороны клиентов страховых компаний.

«Мы попросили актуариев просчитать все эти сценарии. Результаты расчетов на основе статистики единой страховой базы данных, данных Нацбанка, АРРФР, страховых организаций они предоставят нам. И мы, исходя из того, чтобы это было не сильно обременительно для автовладельцев в части стоимости страхования, соберем комбинированный продукт из разных опций. Возможно, будет принято решение, что по ущербу имущества это будет не 600 МРП, а 800 МРП, потому что 1200 МРП – это слишком дорого для автовладельцев», – делится планами Олег Ханин.

Многие автовладельцы из агломераций ежедневно заезжают в город, но разница между стоимостью полиса, например, в Алматы и Алматинской области существенна. Будет просчитываться, сколько, кто и как должен платить.

Ожидается, что в этом году будут сделаны актуарные расчеты. Работа небыстрая и немаленькая по объему. Потому что нужно будет проанализировать договоры страхования и убытки по ним за предыдущие пять лет. Это огромный массив данных, рынок заключает безумное количество договоров в течение года.

После этого должно пройти обсуждение, и дальше предложения вынесут на рассмотрение в парламент, поскольку новые условия должны быть прописаны в законодательстве. «Ожидаем, что в течение 2020-2021 годов будет проведена эта работа», – поделился предположением спикер.

Мошенники объезжают «Сергек» по трассам

Рост страхового мошенничества – еще одна проблема рынка, которая также поднималась не раз. Однако подставных ДТП-случаев, которые явно не соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, все больше и больше. Причем мошенники становятся все более изощренными, а документы, которые они представляют, все более «достоверными».

«Когда нам сообщают о страховом случае, наши специалисты выезжают на место ДТП, опрашивают свидетелей, пытаются получить видео с камер наблюдения, пытаются доказать, что машины ездили и после этого ДТП в нормальном состоянии (сейчас благо «Сергек» появился в городе, можно запросить какую-то информацию). Однако мошенники стараются устраивать ДТП за пределами города, на трассах, где нет камер дорожного видеонаблюдения. Сомнения вызывают и случаи, когда с момента заключения договора страхования до аварии прошло меньше или около месяца. Мошенник не любит ждать, он уже сделал какие-то траты, поэтому хочет как можно быстрее получить деньги», – рассказывает Олег Ханин.

Действия мошенников искажают портфель страховой компании, который по природе своей должен быть сбалансированным. «Они изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям. И страховая компания начинает испытывать трудности, потому что по закону мы должны сделать выплаты в течение 15 дней, а конкуренция на рынке сейчас такова, что компании стремятся выплачивать как можно быстрее. К тому же мы ограничены перечнем документов, сверх которого ничего от клиентов потребовать не можем», – говорит спикер.

Выход, который видит рынок, – включение страховщиков как участников процесса в административное или уголовное производство. «Тогда мы сможем ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы в рамках процесса по рассмотрению вопроса выплат. Сейчас часто бывает так, что компания делает страховую выплату, потом проводит экспертизу, и выясняется, что машины не могли столкнуться так, как они столкнулись. И потом возникают проблемы с взысканием обратно выплат, которые мы произвели», – объясняет суть проблемы спикер.

По его оценкам, примерно 15-18% страховых случаев в год являются сомнительными.

Как завернуть «помогаек» в закон

Страховые «помогайки» – одна из животрепещущих проблем рынка. «Это люди, которые связываются с потерпевшими или лицами, имеющими право на возмещение вреда в соответствии с законом, и вводят их в заблуждение, что только через них потерпевшая сторона может получить страховые выплаты. «Помогайки» заключают с пострадавшими договоры, по которым забирают свою «комиссию», и это может быть до 50% от суммы страховой выплаты. Например, сейчас за смерть автовладельца мы платим 2000 МРП по обязательному страхованию ответственности, это существенная сумма. Половину от нее в итоге получают не наследники или иждивенцы, а совершенно посторонние люди», – рассказывает Олег Ханин.

Законных методов борьбы с ними нет. «Мы давали несколько предложений, как можно решить проблему. Одно и них – сделать работу таких «помогаек» экономически невыгодной. Есть прецедент на рынке: по обязательному страхованию работников от несчастных случаев выплаты производятся через аннуитеты. Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы компании по общему страхованию по ОС ГПО ВТС перечисляли выплаты в компании по страхованию жизни, и эта выплата являлась бы страховой премией в договоре аннуитета. Таким образом, люди могли бы получать выплаты с установленной периодичностью», – объясняет спикер.

По его словам, эту схему можно еще рассматривать и затем утвердить на уровне нормативно-правового акта регулятора. Все участники рынка могли бы ею пользоваться.

ОСМС сделает страховые продукты дешевле

Олег Ханин также рассказал, почему страховым компаниям было бы интересно участие в системе обязательного социального медицинского страхования.

По его словам, несколько раз до введения ОСМС страховщики обсуждали возможность участия, но в то время ситуация была немного напряженной, было непонятно, как это делать, введение самой системы откладывалось, и тогда страховой рынок не нашел взаимопонимания с государственными органами. Но сейчас, когда это уже начало работать и люди пошли в медучреждения, и когда все больше самозанятых начнет вовлекаться в процесс уплаты перечислений в фонд, можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.

«Может возникнуть очень хорошая синергия того, что предоставляется в рамках ОСМС, и добровольного медицинского страхование. Страховщики смогут создавать продукты, которые позволят удешевить продукты по добровольному медицинскому страхованию за счет части компенсации по расходам через обязательное социальное медицинское страхование», – говорит спикер.

Он поясняет, что сейчас продукты по добровольному медицинскому страхованию покупают в основном корпоративные клиенты в рамках соцпакета для своих работников. С физическими лицами сложнее, поскольку продукт недешевый.

«Финансирование пошло, Фонд социального медицинского страхования начал работать. Уверен, со временем мы найдем общий язык по поводу медстрахования и ОСМС», – заключает Олег Ханин.

Елена Тумашова

Что ждет страховой рынок Казахстана в 2020 году?

Игроки рынка рассказали о том, какие изменения коснутся клиентов.

30 Декабрь 2019 09:49 6479

Что ждет страховой рынок Казахстана в 2020 году?

Эксперты отмечают, что несмотря на то, что кардинальных изменений на рынке не предвидится, но все же остаются вызовы, которые заставят игроков усилить свои позиции и побороться за клиентов.

Иностранные игроки изменят подходы к бизнесу

«В 2020 году на казахстанский страховой рынок в рамках ВТО смогут прийти иностранные игроки со своим опытом, компетенциями, продуктами, бизнес-процессами и ИТ-системами. Пока сложно сказать, насколько наш рынок интересен зарубежным компаниям прямо сейчас, но в ближайшей перспективе они обязательно придут в Казахстан. Это потребует от казахстанских компаний больших изменений в работе. И речь не только о выгодных тарифах и интересных продуктах, а в первую очередь о подходе к бизнесу, качественному сервису и внутренних бизнес-процессах. Это потребует больших инвестиций от страховщиков», – рассказывает исполнительный директор Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.

С ним согласен председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов. По его словам, хотя розничный рынок зарубежным игрокам вряд ли будет интересен, но их может заинтересовать корпоративный сегмент. Такие перспективы, по его мнению, вынудят местные компании вкладываться в совершенствование бизнеса, и от этого в итоге выиграют клиенты.

Усиление конкуренции подтверждает и то, что уже в 2019 году на рынке увеличилось число компаний по страхованию жизни. Также, по его прогнозам, увеличится конкуренция за страховых агентов и усилится работа в направлении поиска и обучения агентов.

«В первую очередь мы ожидаем, что усиление конкуренции произойдет на рынках ОСНС (обязательное страхование работников от несчастных случаев) и пенсионного аннуитета. Первый рынок пока не охвачен в полном объеме, а у второго есть большие перспективы из-за пенсионной реформы», – делится своим мнением Азамат Ердесов. Также он ожидает, что в следующем году программы накопительного страхования жизни станут частью государственной образовательной накопительной системы (ГОНС), что в итоге даст возможность компаниям по страхованию жизни выйти на новый рынок. В целом же, считает эксперт, из-за роста числа КСЖ и конкуренции значительно увеличится охват предприятий.

«Что касается физических лиц, мы ждем, что программы накопительного страхования жизни станут еще более востребованными, – отметил он. – Этому будет способствовать развитие unit-linked-страхования, программ накопительного страхования для родителей, которые хотят накопить на учебу детей, и программ с процентной ставкой выше, чем у долларовых депозитов».

Онлайн-услуги будут расти

В следующем году, как и в предыдущие, постепенно будет расти спрос на онлайн-продукты. В том числе за счет развития электронных полисов по обязательному автострахованию гражданско-правовой ответственности (ОГПО).

«Это большой вызов для всех розничных компаний, поскольку придется перестраивать не только бизнес-процессы, но и саму философию бизнеса», – отметил Даулет Акижанов. Страховщики совместно с регулятором прошли этап внедрения, усовершенствовали процессы и запланировали большую работу по развитию инфраструктуры, поэтому этот рынок продолжит расти.

Какие страховые услуги будут популярными?

Игроки рынка ожидают, что в рознице основными драйверами останутся традиционные продукты: обязательное автострахование ОГПО, КАСКО, банковское страхование, страхование жизни и имущества.

Что касается корпоративных клиентов, то среди них будут по-прежнему востребованы страхование ответственности, имущества и ОСНС, отмечают во Freedom Finance Insurance.

Глава «Коммеск-Өмір» ожидает также развития вмененного страхования гражданско-правовой ответственности путем его внедрения по новым категориям, в числе которых владельцы объектов массового пребывания людей, адвокаты, оценщики и т. д. По его словам, для бизнеса вмененное страхование способно стать гарантом для выполнения своих имущественных обязательств перед третьими лицами, для страховщиков – отправной точкой для роста.

Олег Ханин отмечает хороший потенциал и у страхования профессиональной ответственности, которое защищает от исков со стороны третьих лиц в связи с ошибками и упущениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей. Этот вид осуществляется в обязательной и добровольной форме.

«Страхование профессиональной ответственности, помимо компенсации финансовых потерь, дает возможность профессиональному лицу урегулировать претензии к нему в досудебном порядке, не нанося вреда репутации вследствие длительных судебных процессов. К тому же страхование профессиональной ответственности несет и социальную составляющую, обращенную на защиту интересов граждан», – говорит глава «Коммеск-Өмір».

Чего клиентам ждать от страховщиков в 2020 году?

В целом эксперты сошлись во мнении, что в новом году страховщики сосредоточатся на развитии онлайн-страхования, создании новых сервисов для повышения лояльности клиентов и поиске инновационных страховых продуктов.

«Страховой рынок будет продолжать меняться под влиянием цифровизации и высоких технологий. К сожалению, макроэкономические показатели страхования пока не дотягивают до масштабов экономики. Так, на 01.11.2019 г. доля страховых премий в ВВП составила 0,67%, а отношение страховых премий на душу населения порядка 22 384 тенге. Соответственно, потенциал у страховой отрасли большой», – резюмировал Олег Ханин.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: