Эксперты активно обсуждают, как изменится мировая экономика после пандемии, будет ли коронакризис быстрым или затянется на несколько лет. Но в целом все сценарии напрямую зависят от "новых волн" заболеваемости, карантинных мер, господдержки и прочих факторов. Inbusiness.kz опросил экономистов о том, какие вызовы стоят перед экономикой Казахстана во втором полугодии и какие тренды проявятся.
Экономист Алмас Чукин считает, что ситуация в экономике страны не улучшается, а ухудшается. Основным вызовом, как и прежде, остается высокая зависимость от сырья, и тут все будет зависеть от мировой экономики. Если она будет восстанавливаться, то и спрос на сырье будет оживать, а значит, доходы от экспортируемого сырья будут расти.
"Основная часть нашего успеха в этом случае будет зависеть не от нас", – считает экономист.
Второй вызов – это то, как будет развиваться ситуация на внутреннем рынке.
"Три-четыре месяца малый и средний бизнес выживал на силе воли, на старых запасах. Но, если ситуация с ростом заболеваемости и введением карантинных мер во второй половине года не изменится или повернется в худшую сторону, к концу года порядка 20-30% компаний МСБ мы не досчитаемся. В первую очередь это коснется сферы общепита – рестораны, кафе, бары. Туристическая отрасль уже пошла "под откос". В значительной степени пострадают сервисные компании и розничная торговля. Соответственно, будут снижаться доходы населения и вырастет уровень безработицы", – поясняет экономист.
Также, по его мнению, произойдет выпадение доходов от основных экспортных компаний, которые сократят размещение заказов, и этот негатив дойдет до мелких и средних компаний как через потребительский спрос, так и через косвенные факторы. В итоге к концу года мы можем увидеть порядка 10-15% безработных по сравнению с сегодняшними 4,8-5%.
"Все ждали, каким будет выход из карантина, но пока только увидели, что наступает, скажем так, посткарантинный кризис… После ослабления карантинных мер произошло оживление, люди начали посещать магазины, рестораны, отложенный спрос был удовлетворен, но сейчас опять все начало сворачиваться. Сейчас видим, что ситуация далека от той, что была до карантина. В условиях ухудшения экономической ситуации, снижения доходов и роста безработицы, безусловно, потребуется очередной пакет поддержки от государства. И власти думают над этим и анонсируют какие-то новые решения, но пока эти меры не вызывают у меня оптимизма. К августу обещают предложить план по выходу из кризиса, тут можно только ждать, чтобы понимать, что собирается делать правительство", – отметил Алмас Чукин.
Уже известно, что из-за карантина и ЧП за реструктуризацией кредитов в банки обратилось более 40% заемщиков МСБ, или более 12 тыс. малых и средних компаний. 34% получивших отсрочку, по данным агентства по финнадзору, приходится на сферу торговли, 11% – на услуги химчисток, салонов красоты, парикмахерских, 5% – на транспорт и складирование, 4% – на общественное питание, 3% – на туризм, 1% – на гостиничную отрасль.
"Ситуация в экономике во втором полугодии будет зависеть от разных факторов. При негативном сценарии, если будет вторая волна пандемии, введут карантин, экономика Казахстана сильно пострадает из-за ограничения экономической активности и снижения цен на нефть, которые упадут вслед за снижением глобального спроса на нее", – полагает экономист Жарас Ахметов.
Если эти страхи не оправдаются, то, по его мнению, падение ВВП Казахстана, как и озвучено в разных прогнозах, составит где-то в пределах от 2,5% до 5%. При этом сценарии восстановление экономики произойдет в следующем году.
Малый бизнес пострадает в любом случае, даже если не будет дальнейших ухудшений и ограничений, потому что он в меньшей степени затронут мерами поддержки.
"Также реальные денежные доходы населения снизятся в обоих сценариях. Но если в более благоприятном варианте мы сможем затянуть пояса и переждать, а уже в следующем году доходы восстановятся, то в пессимистическом доходы пострадают очень сильно, и пока сложно предположить, как люди будут выживать, если не будет масштабной поддержки от государства", – отметил Жарас Ахметов.
Сейчас, по его словам, у правительства сложный выбор – ужесточать карантин или нет, но ужесточение сильно ударит по экономике. Это приведет к падению спроса, который властям нужно будет стимулировать, и в первую очередь за счет наращивания госдолга для расширения мер государственной поддержки. В какой-то степени такие меры нейтрализуют подваленный спрос.
Директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, экономист Марат Каирленов считает, что во втором полугодии кризис развернется в полную силу. В числе основных вызовов будут сокращение госдоходов и возможная девальвация тенге.
По мнению экономиста, во втором полугодии будет сокращение доходов от нефти. Казахстан взял на себя обязательства уменьшить в мае-июне ежедневную нефтедобычу на 390 тыс. баррелей в рамках соглашения ОПЕК+. Это снижение добычи при невысоких ценах на нефть приведет к еще большему сокращению доходов. Именно поэтому сейчас для пополнения бюджета минфин заговорил о повышении налогов.
"Мы подсчитали, что для Казахстана критична среднеквартальная цена на нефть марки Brent в 32-35 долларов, когда госрасходы падают на примерно 1/3 в долларах. Даже если она составит 40 долларов во втором полугодии – это негативно скажется на экономике", – полагает экономист.
Такие цены, по его мнению, приведут к девальвации тенге – это будет второй вызов для экономики.
"Цена на нефть на уровне 40 долларов, падение курса тенге и введение карантинных ограничений приведут к цепочке таких последствий, как снижение доходов и спроса, рост безработицы, вплоть до 35-40%, если отталкиваться от неофициальной статистики, которая сегодня составляет 15%. Но этот сценарий ближе к негативному. Если брать базовый сценарий, при котором цены на нефть останутся по 40 долларов, карантин не введут, то цифры по безработице будут порядка 30%", – поясняет Марат Каирленов.
Уровень сокращений по секторам ударит по-разному.
"Пострадает и горнодобывающий сектор, но особенно сфера услуг. Туризм, сфера развлечений, рестораны остро почувствуют кризис. В этих сегментах может быть сокращение до 50-80%. Образование также может столкнуться с трудностями. Здравоохранение понесет большие потери", – считает экономист.
"В торговле индекс физического объема упал на 45% в апреле, т. е. почти вдвое. В мае частично был реализован отложенный спрос. С учетом роста заболевших, вероятно, начнут вводиться карантинные ограничения. Также сейчас многие компании и госорганы уже перешли на удаленную работу. Все это приведет к снижению спроса, который будет влиять на экономику напрямую: будет меньше заказов, начнут приостанавливаться проекты. Плюс будет меньше спонтанных покупок, меньше встреч в кафе и ресторанах", – подчеркнул глава Ulagat Consulting Group.
Ольга Фоминских
Подпишитесь на наш канал Telegram!