В 2021 году объем розничной торговли в Казахстане составил 13,363 трлн тенге. Это на 6,5% больше уровня предыдущего года, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на телеграм-канал Первого кредитного бюро DATA HUB.
Рост отмечается во всех регионах республики. Однако самый сильный – более чем вдвое превышающий среднереспубликанский – в Алматы, где он составил 13,5%.
Алматы стал и первым регионом, где годовой объем розничной торговли крупных предприятий превысил 1 трлн тенге. По данным бюро национальной статистики АСПиР РК, в 2021 году этот показатель достиг 1 трлн 167,9 млрд тенге, что составляет 27,7% от общего объема сделок в городе. И эта доля за год выросла на 1,9 п. п.
Увеличение доли крупных предприятий в казахстанской рознице – привычный тренд. В 2010 году на них приходилось 10,2% продаж, в 2021 году – уже 22,3%. Пятый год подряд растет и доля средних предприятий (в 2021 году – 11%).
За счет чего растут показатели среднего и крупного бизнеса? Увы, за счет снижения влияния частников. Вклад индивидуальных предпринимателей (в том числе и с рынков) по итогам 2021 г. составил 35,5%. Пять лет назад их доля составляла 46,2%, а 10 лет назад – 48,6%.
Еще одна особенность розничной торговли – это сохраняющаяся исторически повышенная доля продовольственных товаров. В 2011-2017 годах их вклад в общий объем сделок составлял около 35,5%, после чего снизился до 33,4%.
Многое изменила пандемия: в 2020 году работа объектов торговли сильно зависела от эпидемиологической ситуации, где под ограничения чаще попадали продавцы непродовольственных товаров. И, как следствие, по итогам 2020 года доля сделок продуктов в рознице выросла почти на 5,5 п. п., до 38,3%.
В 2021 году она снизилась, но не очень сильно – до 37,2%, что, тем не менее, ощутимо выше допандемийных показателей. Карантины хоть и стали мягче, но по-прежнему чаще всего касаются торговцев непродовольственных товаров.
Еще одна причина роста показателей среднего и крупного бизнеса – инфляция. По официальным данным, в 2021 году стоимость продуктов выросла на 9,9%, а непродовольственных товаров – на 8,5%.
То есть даже при неизменной корзине потребления траты на еду будут увеличиваться быстрее, чем на прочие товары, и доля расходов на питание, соответственно, расти.
Олег И. Гусев