Все страны можно разделить на три группы. В первой адвокатура работает нормально, во второй - ее просто нет или она влачит жалкое состояние, а в третьей группе, к которой относится и Казахстан, адвокатура борется за свое существование. Такое заявление на VI форуме адвокатов сделал адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук, доцент Данияр Канафин, передает inbusiness.kz.
Форум, организованный Республиканской коллегией адвокатов и Центром исследования правовой политики при поддержке Офиса программ ОБСЕ в Нур-Султане, затронул важные вопросы, которые стоят перед адвокатами Казахстана и других стран и собрал более 100 участников - из Казахстана, России, Грузии, Польши.
Кто поможет защитнику
В Республике Казахстан - более пяти тысяч адвокатов, и законодательно у каждого есть право обратиться к любому из них за квалифицированной юридической помощью. Сумма гонорара адвоката, по словам Данияра Канафина, определяется законами рынка, репутацией, профессионализмом защитника, а также тем, что он работает в весьма агрессивной среде, обусловленной стрессами, неопределенностью графика, выматывающим ритмом.
"Если порой кажется, что гонорар завышен, то я настоятельно рекомендую поискать другого юриста. Примерно 65-70% уголовных дел обеспечиваются адвокатами за счет госбюджета по весьма скромным ставкам. А для самого лица привлеченного к уголовной ответственности это ничего не стоит", - дал совет казахстанцам Данияр Канафин.
Впрочем, как выяснилось, и самим адвокатам нужна помощь. Прежде всего они должны быть независимыми, считает он, а попытки его ограничить связаны с тем, что "адвокаты порой выступают против действия отдельных госорганов, являются некими возмутителями спокойствия".
По его словам, один из самых острых и болезненных вопросов для людей этой профессии - процедура лишения статуса адвокатов, действующая в нашей стране. Сейчас он может лишиться лицензии на основании судебного иска, поданного уполномоченным органом по представлению территориальных коллегий адвокатов или территориальных органов юстиции. Данияр Канафин же считает, что необходимо исправить практику приобретения и утраты статуса адвоката, передав решение вопросов в исключительную компетенцию органов самой адвокатуры. В Казахстане до сих пор аттестационные комиссии, принимающие в адвокатское сообщество, подчиняются органам юстиции.
Репрессивный механизм
По мнению г-на Канафина, невозможно говорить о независимости адвоката, когда он сам не защищен от произвола со стороны своих процессуальных оппонентов. В отношении него могут проводиться специальные оперативно-розыскные мероприятия или негласные следственные действия, нет гарантий надлежащей защиты профессиональной деятельности, частной жизни адвоката от необоснованного вторжения органов уголовного преследования. Защитник сам может стать жертвой незаконного давления и запугивания, быть завербованным органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность.
"Адвокат должен получать гарантии неприкосновенности при участии в уголовных делах. Должны быть процедуры, которые не позволяли бы без достаточных оснований вне рамок судебного контроля проводить розыскные и негласные оперативно-следственные действия. К сожалению, у нас в законах существует большой вакуум", - считает Данияр Канафин.
Он говорит, что в уголовном правосудии РК превалирует неоправданно репрессивный обвинительный уклон. До сих пор процент оправдательных приговоров является крайне низким.
"По нашему мнению, применение мер уголовно-процессуального принуждения носит неоправданно суровый характер. Заключение под стражу, домашний арест, на наш взгляд, применяются чаще, чем это обусловлено реальной необходимостью и соображениями гуманности и уважения к праву на свободу личности. Адвокаты порой выглядят в роли демократической декорации, жалких просителей в залах судов, в которых вершится такого рода уголовное правосудие, не могут считать себя полноценными носителями правового статуса, который есть у адвокатов в правовых демократических государствах", - говорит г-н Канафин.
По его словам, в Казахстане нет надлежащей реакции на жалобы адвоката - часто на них приходят лишь одностраничные отписки, большую часть которых занимает вступительная часть со стандартными формулировками. По уголовным делам ходатайства адвокатов не получают надлежащей реакции не только со стороны органов уголовного преследования, но и в судах. Нередко бывают случаи, когда адвокат не может зайти в здание органа уголовного преследования, где находится его подзащитный, подвергается унизительным процедурам досмотра. Должен быть ясный и четко регламентированный доступ без ограничений на использование гаджетов, связанных с хранением и использованием нужной информации, считает Канафин. Также важно, по его словам, решить проблему с допуском адвокатов в дела, связанные с госсекретами, и этот вопрос не должен находиться в компетенции органов уголовного преследования.
Зависят от работы судов
Адвокат Павлодарской областной коллегии адвокатов, член президиума республиканской коллегии адвокатов Гульмира Султанбекова перечислила еще несколько факторов, которые мешают укреплять независимость и гарантии деятельности самого адвоката. По ее словам, в основном, они получают ответы на свои адвокатские запросы, но нередки случаи, когда госорганы и банки ссылаются на коммерческую тайну, либо на конфиденциальность, в связи с чем адвокатам необходимо зачастую подавать в суд для истребования материалов. Также в практике есть случаи, когда суды не взыскивают в полном объеме либо занижают необоснованно суммы представительских расходов. Необходимость во введенном в Казахстане страховании деятельности адвокатов до сих пор вызывает недоумение у многих представителей этой профессии Это ведет к дополнительным расходам адвокатов. По словам г-жи Султанбековой, именно деятельность судов влияет на независимость адвокатов, возможность реально помочь гражданам. Но есть серьезные ограничения в применении тех или иных норм.
"Адвокаты подают не так много кассационных жалоб в Верховный суд. Основным препятствием и ограничением доступа к правосудию является госпошлина, выплачиваемая при подаче жалобы или ходатайства, сумма требований, которая ограничивает подачу кассационных жалоб, а также наличие промежуточного звена. Судья Верховного суда единолично решает, передать или нет в кассационную коллегию кассационное ходатайство. По арбитражным судам вообще можно подать жалобу только по нарушениям, связанным с процедурой назначения арбитражного судьи", - говорит Гульмира Султанбекова.
Повысить качество адвокатских услуг
Адвокат коллегии адвокатов Шымкента, председатель научно-консультативного совета республиканской коллегии адвокатов Сапар Амиртаев добавил, что 26 ноября будет избран новый председатель Республиканской коллегии адвокатов, от которого "адвокатура ожидает новых решений для поднятия ее на должный уровень, которого она заслуживает". По его словам, в частности, для этого нужен стратегический план развития, анализ эффективности и рисков управленческого процесса внутри адвокатуры, усиление ее представительства в государственных, представительных, правоохранительных и судебных органах. При этом необходимо повысить качество услуг адвокатов, обратив внимание на развитие их специализации по видам права, отдельным направлениям. Требуется также, на взгляд Сапара Амиртаева, более подробная регламентация вопроса страхового возмещения для граждан в случаях некачественной юридической помощи. В условиях пандемии к перспективным видам юридической помощи стоит отнести бесплатное онлайн внесудебное консультирование адвокатами граждан, считает он. В этих целях необходимо активизировать открытие сайтов всех адвокатов и их образований, предусмотреть возможность распространения информации о "списочных адвокатах". К их числу нужно отнести тех, кто изъявит желание оказывать юридическую помощь малоимущим. По мнению Сапара Амиртаева, формы юридической помощи, в том числе, с участием адвокатов, в Казахстане следует пересмотреть и модернизировать с учетом опыта зарубежных стран.
Ольга Ушакова