Тема контрафакта актуальна для любой отрасли, особенно в мире конкуренции. Чтобы отличить "нелегала", внедрили маркировку товаров, которая оставляет свой след от производства до потребителя. Предполагается, что данная мера поможет снизить долю "серой" продукции, будь то шуба, сигареты или молоко. В Казахстане маркировка, в отличие от соседей по таможенному союзу, только набирает обороты. И это несмотря на то, что через пилот прошло уже несколько направлений, говорить о каком-то результате можно только по сигаретной продукции. Почему этот процесс так долго внедряется и что теряет бизнес, разбирался inbusiness.kz.
Давай закурим по одной
Первопроходцем в новом деле стала табачная отрасль. На сегодня она единственная, где маркировка действует уже год – с 1 октября 2020года вся табачная продукция в Казахстане выпускается с Data Matrix. По словам управляющего директора Центра развития цифровой экономики АО "Казахтелеком" Нуржана Баекеева, говорить об итогах года без данных комитета госдоходов рано.
"Но уже очевидно, что эффект превзошел наши ожидания – выше прогнозных индексов, которые на момент старта составляли 2-3%. Маркировка позволила нам показать реальный объем рынка", – отметил управляющий директор.
К слову, пилотный проект по маркировке табачки был начат в октябре
2018 года и завершен в марте 2020 года. Большой срок. Возможно, потому что он был первым. По инициативе бизнеса планируется отказаться от акцизной марки, стоимость которой составляет почти 0,5 тенге. Акцизный налог остается, априменение наклейки будет отменено, так как на товаре уже есть код маркировки. Экономия с каждой пачки – полтенге. При условии реализации больших партий это ощутимая прибавка.
Чья туфля?
Много споров было вокруг маркировки обуви, которая внедрена с осени текущего года. Главный довод противников – удорожание. При этом все скромно молчат о получаемой марже. А вот производители идею поддержали, так как она позволяет конкурировать с китайским и турецким товаром. Это и понятно, как можно состязаться с теми, чья продукция дешевле на 25%. А все потому, что нелегально завозящие товар уклоняются от налогов и таможенных пошлин. При этом маркировка для казахстанских производителей, по утверждению экспертов, не являетсязатратной, поскольку оборудование для нанесения кода Data Matrix на обувь существенно дешевле, чем для высокопоточных линий. Достаточно принтера за 200 тыс. тенге и пару аппликаторов. К слову, китайские фабрики, поставляющие свою обувь в Россию, давно ее маркируют. Стоит отметить, что и тут процесс обувной маркировки затянулся, ввести его планировали с июля текущего года.
Молочные реки, но не наши
Почти 40 тонн казахстанского сливочного масла, которое везли в Татарстан и Новосибирскую область, в декабре не пустили в Россию.Причина – отсутствие маркировки товара Data Matrix кодами. По информации пресс-службы уральского таможенного управления, в связи с расширением перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке при обороте в Российской Федерации, мобильные группы осуществляют системный контроль по соблюдению требований маркировки товаров при ввозе с территории Казахстана. Поскольку Казахстан входит в ЕАЭС, надо понимать, что продвижение товара на рынки участников таможенного союза, без утвержденной маркировки, невозможно. При этом пилот отработан, выводы сделаны, рекомендации свои оператор передал, а решение вопроса – отложили. А вот российский бизнес не дремлет и активно осваивает наш рынок. И маркировка им не преграда.
Что год грядущий нам готовит
Внедрение маркировки – вопрос времени. На очереди – с 1июля маркировка лекарственных препаратов. Что касается товаров легкой промышленности и воды с безалкогольными напитками, пилоты идут, в планах запустить на них маркировку во второй половине следующего года.
"Мы понимаем, что по темпам внедрения маркировки наша страна отстает. Это связано с тем, что в Казахстане по каждой товарной группе проводятся пилотные проекты сроком от года до двух лет, затем предлагаемые решения обсуждаются на общественных слушаниях с участием бизнеса. На всех этапах в обсуждениях принимает участие и НПП "Атамекен". При внедрении каждого проекта мы учитываем мнение рынка. У нас более либеральный подход. Главное не количество, а качество. Если говорить о потерях, то они однозначно будут у недобросовестных предпринимателей, которые ранее могли завозить контрафакт в страну. С внедрением маркировки у них такой возможности не будет. К слову, у легальных участников рынка процессы существенно не изменятся, наоборот для них будут созданы условия для добросовестной конкуренции. В целом, рекомендуем бизнесу не воспринимать маркировку как нагрузку и, напротив, определить для себя преимущества за счет оптимизации логистики, учета, планировании спроса" - отмечает Нуржан Баекеев.
Марина Попова