Одна из тех, кого принято называть "старой гвардией", самый опытный казахстанский гид-экскурсовод Майра Рахимбекова уверена: туриндустрия начинается с гида.
- Майра Жумагалиевна, вы начали водить экскурсии по Алматинской области еще в середине 80-х годов прошлого века и до сих пор остаетесь в деле, водите маршруты самостоятельно и обучаете ремеслу "гида-экскурсовода" студентов. Скажите, насколько изменились стандарты обучения за годы независимости?
- Когда я начинала, у нас делался большой упор на практику. Территория Советского Союза позволяла попробовать себя в различных условиях. Мы могли один месяц работать в Алматы, другой – во Владивостоке, а третий – где-нибудь на Кавказе. Таким образом расширялся кругозор и улучшалась физическая подготовка. А она для гида-экскурсовода очень важна, мы не можем позволить себе устать от пешего подъема по туристической тропе. Сейчас такую практику дать студентам, конечно, затруднительно.
Другой момент – интеллектуальная подготовка. Когда я начинала работать, мы всю информацию добывали по крупицам из книг, архивов, научных статей и личных встреч с археологами и историками. Сейчас благодаря Интернету добыть информацию гораздо проще, но в то же время нет гарантии ее научности и достоверности. Поэтом я советую студентам как можно больше читать, смотреть новости, чтобы быть в курсе происходящих в стране событий.
- А иностранный язык?
- Это, конечно, очень важно, потому что с каждым годом в Казахстан приезжает все больше и больше иностранцев. Но у нас в последнее время наблюдается некий перегиб: многие молодые гиды считают, что раз они знают язык, то это автоматический пропуск на маршрут. Меня как-то просили помочь в подготовке гидов для приема туристов из Китая. И вот мне запомнился один молодой человек: он в совершенстве владеет китайским и хочет водить туристические группы. Говорил, что у него даже маршрут разработан. Но когда я спросила, что это за маршрут, он начал перечислять стандартные тропы близ Алматы. Не уверена, что такой продукт будет интересен туристам. Поэтому все же настаиваю: обучение гидов-экскурсоводов должно быть комплексным. Должна быть и языковая подготовка, и теория, и обязательно практика. Необходимо, чтобы будущие гиды-экскурсоводы сами проходили по маршруту, изучали местность, которую будут потом представлять туристам.
Не последнее место в процесс обучения должна занимать психологическая подготовка. Задача гида – сделать так, чтобы у гостя от посещения нашей страны остались только положительные воспоминания. Поэтому важно подстроиться под группу, уметь угодить иностранным гостям.
- Не слишком ли это?
- Ни больше ни меньше! Иностранец приезжает к нам отдыхать. Возможно, какие-то его привычки не совсем приемлемы для нас. Но разве мы вправе портить им отдых своими нравоучениями? Поэтому я всегда учу студентов: умейте угодить! Умейте улыбаться и примите как данность то, что отвечать и за грубого продавца в магазине, и за плохие дороги, и за накладки с транспортом придется вам. Именно к гиду турист идет со своими претензиями. И чтобы эти претензии с честью выдержать, необходимо заранее настроиться.
- А что взамен?
- Профессия гида-экскурсовода, инструктора сейчас очень востребована, престижна и достаточно хорошо оплачиваема. Другой вопрос – у нас многие не знают тех или иных гидов. В стране существует несколько реестров гидов-экскурсоводов. Есть реестр Казахстанской туристической ассоциации, столичной ассоциации туризма... Но какой-то единой базы, в которой есть данные всех гидов со всего Казахстана, – нет. Но я уверена, что есть гиды-экскурсоводы и в Усть-Каменогорске, и в Кызылорде, и так далее.
- Вы сказали, что некоторые привычки иностранцев не совсем приемлемы для нас. О каких именно идет речь?
- Не хотелось бы особо заострять на этом внимание… Но, например, у некоторых представителей Индии, Китая несколько отличные от наших представления о нормах приличия на улице. Они могут высморкаться прилюдно, сплюнуть… Максимум, что мы можем сделать, это тактично объяснить, что у нас так не принято, есть даже соответствующие нормы Административного кодекса. Но подчеркну – это не массовое явление.
- Тем не менее задам этот вопрос: а нужны ли нам такие бескультурные интуристы?
- Мы в этом году принимали большую делегацию из Китая. Целый день они потратили на хождение по рынку: покупали сувениры, конфеты в огромных количествах. Все это – выручка для наших предпринимателей. Разве это плохо? Разве ради этого не стоит проявить гостеприимство, заложенное в нас на генетическом уровне?
- В отношении каждой нации есть определенные стереотипы? Насколько они оправданы, на ваш взгляд?
- Конечно, все эти ремарки о говорливости итальянцев, страсти к покупкам у азиатских народов возникли не на пустом месте. Может, они не всегда так ярко выражены, как описывают в анекдотах, но тем не менее. Только в этом году я поработала с итальянцами, португальцами, эстонцами, японцами, россиянами и китайцами. Все они абсолютно разные. Если, к примеру, тех же итальянцев интересовали природные и этнографические объекты, то эстонцы были в восторге от села Босши, в котором ни один житель не говорит на русском языке. Им вообще очень интересно все, что связано с древней культурой Казахстана. Например, как-то они весь вечер и почти всю ночь просидели в юрте, хотя был теплый гостевой домик. А итальянцы были в восторге от рынка в Жаркенте. Они очень долго наблюдали за тем, как пекут лепешки в тандыре, самсу… Снимали весь процесс на фото и видеокамеры. Такое впечатление, что они сюда приехали исключительно для того, чтобы заснять, как в Жаркенте готовят хлеб, и этот самый хлеб попробовать.
С одной стороны, это все забавно, с другой – помогает составлять такой маршрут, который будет интересен конкретной тургруппе. У нас ведь, по сути дела, въездной туризм только набирает обороты, мы учимся работать с иностранцами по ходу. И я очень рада, что туристические фирмы прислушиваются к нашим замечаниям.
- А какие направления въездного туризма вы можете отметить как наиболее перспективные и туристов из какой страны как наиболее желанных?
- Я всем туристам рада! Конечно, проще всего работать мне с представителями постсоветских стран, потому что нет языкового барьера и менталитет похожий. Но и иностранцы из дальнего зарубежья тоже желанные гости.
Что касается перспективных направлений, то их много, и некоторые подсказывают сами туристы. Например, в этом году я проводила первый для меня мемориальный тур для граждан Японии. В середине прошлого века много японцев было депортировано к нам в страну. И в этом году целая группа их потомков приехала, чтобы поклониться тем местам, которые строили их деды. Это на самом деле было очень трогательно – ритуалы, да даже просто то, с каким интересом они расспрашивали об истории того или иного места, искали бараки, описанные их предками. Например, приехали мы в Кызылорду на вокзал. Одна девушка вспомнила, что ей дед рассказывал, как их, только выгрузив из поезда, отправили на сбор саксаула. Она захотела узнать, что такое саксаул. Мы поехали, посмотрели, как растут эти деревья, как собирают сухой саксаул. И подобная история – в каждом городе.
Вообще, я хочу отметить, что мы должны постоянно искать все новые и новые туристические ниши. Ни для кого не секрет – туристический сезон в Казахстане в силу погодных условий достаточно короткий. Но за счет нестандартных решений его можно продлить. Простой пример: практически все турбазы на Алаколе начинают сезон с июня. Но зона отдыха "Пеликан" в мае начала проводить фестиваль "Крылья Алаколя", на который съезжаются орнитологи. Целыми днями эти удивительные люди ходят вокруг озера, чтобы заснять какую-нибудь птицу. А вечерами собираются все гости санатория и ученые, показывают свои снимки, рассказывают о птицах. Это действительно очень интересно даже для простого обывателя. А ведь орнитологический туризм можно развивать не только на Алаколе. Чарынский каньон, Большое Алматинское озеро, Бартагайское водохранилище и многие другие. Сюда уже приезжают любители птиц из Германии, Японии, Скандинавских стран.
Есть и другие перспективные направления, которые могли бы привлечь большое количество туристов, главное – обращать внимание на то, к чему приезжающие иностранцы проявляют интерес.
Анна Выприцких