DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 293,95 Brent 36,55
Майра Рахимбекова: Важно уметь угодить интуристам

Майра Рахимбекова: Важно уметь угодить интуристам

Гид-экскурсовод должен всегда быть «при параде», в отличном настроении и с одним лишь желанием – угодить гостю.

21 Февраль 2017 13:46 6796

Майра Рахимбекова: Важно уметь угодить интуристам

Автор:

Анна Выприцких

Одна из тех, кого принято называть «старой гвардией», самый опытный казахстанский гид-экскурсовод Майра Рахимбекова уверена: туриндустрия начинается с гида.

- Майра Жумагалиевна, вы начали водить экскурсии по Алматинской области еще в середине 80-х годов прошлого века и до сих пор остаетесь в деле, водите маршруты самостоятельно и обучаете ремеслу «гида-экскурсовода» студентов. Скажите, насколько изменились стандарты обучения за годы независимости?

- Когда я начинала, у нас делался большой упор на практику. Территория Советского Союза позволяла попробовать себя в различных условиях. Мы могли один месяц работать в Алматы, другой – во Владивостоке, а третий –  где-нибудь на Кавказе. Таким образом расширялся кругозор и улучшалась физическая подготовка. А она для гида-экскурсовода очень важна, мы не можем позволить себе устать от пешего подъема по туристической тропе. Сейчас такую практику дать студентам, конечно, затруднительно.

Другой момент – интеллектуальная подготовка. Когда я начинала работать, мы всю информацию добывали по крупицам из книг, архивов, научных статей и личных встреч с археологами и историками. Сейчас благодаря Интернету добыть информацию гораздо проще, но в то же время нет гарантии ее научности и достоверности. Поэтом я советую студентам как можно больше читать, смотреть новости, чтобы быть в курсе происходящих в стране событий.

- А иностранный язык?

- Это, конечно, очень важно, потому что с каждым годом в Казахстан приезжает все больше и больше иностранцев. Но у нас в последнее время наблюдается некий перегиб: многие молодые гиды считают, что раз они знают язык, то это автоматический пропуск на маршрут. Меня как-то просили помочь в подготовке гидов для приема туристов из Китая. И вот мне запомнился один молодой человек: он в совершенстве владеет китайским и хочет водить туристические группы. Говорил, что у него даже маршрут разработан. Но когда я спросила, что это за маршрут, он начал перечислять стандартные тропы близ Алматы. Не уверена, что такой продукт будет интересен туристам. Поэтому все же настаиваю: обучение гидов-экскурсоводов должно быть комплексным. Должна быть и языковая подготовка, и теория, и обязательно практика. Необходимо, чтобы будущие гиды-экскурсоводы сами проходили по маршруту, изучали местность, которую будут потом представлять туристам.

Не последнее место в процесс обучения должна занимать психологическая подготовка. Задача гида – сделать так, чтобы у гостя от посещения нашей страны остались только положительные воспоминания. Поэтому важно подстроиться под группу, уметь угодить иностранным гостям.

- Не слишком ли это?

- Ни больше ни меньше! Иностранец приезжает к нам отдыхать. Возможно, какие-то его привычки не совсем приемлемы для нас. Но разве мы вправе портить им отдых своими нравоучениями? Поэтому я всегда учу студентов: умейте угодить! Умейте улыбаться и примите как данность то, что отвечать и за грубого продавца в магазине, и за плохие дороги, и за накладки с транспортом придется вам. Именно к гиду турист идет со своими претензиями. И чтобы эти претензии с честью выдержать, необходимо заранее настроиться.

- А что взамен?

- Профессия гида-экскурсовода, инструктора сейчас очень востребована, престижна и достаточно хорошо оплачиваема. Другой вопрос – у нас многие не знают тех или иных гидов. В стране существует несколько реестров гидов-экскурсоводов. Есть реестр Казахстанской туристической ассоциации, столичной ассоциации туризма... Но какой-то единой базы, в которой есть данные всех гидов со всего Казахстана, – нет. Но я уверена, что есть гиды-экскурсоводы и в Усть-Каменогорске, и в Кызылорде, и так далее.

- Вы сказали, что некоторые привычки иностранцев не совсем приемлемы для нас. О каких именно идет речь?

- Не хотелось бы особо заострять на этом внимание… Но, например, у некоторых представителей Индии, Китая несколько отличные от наших представления о нормах приличия на улице. Они могут высморкаться прилюдно, сплюнуть… Максимум, что мы можем сделать, это тактично объяснить, что у нас так не принято, есть даже соответствующие нормы Административного кодекса. Но подчеркну – это не массовое явление.

- Тем не менее задам этот вопрос: а нужны ли нам такие бескультурные интуристы?

- Мы в этом году принимали большую делегацию из Китая. Целый день они потратили на хождение по рынку: покупали сувениры, конфеты в огромных количествах. Все это – выручка для наших предпринимателей. Разве это плохо? Разве ради этого не стоит проявить гостеприимство, заложенное в нас на генетическом уровне?

- В отношении каждой нации есть определенные стереотипы? Насколько они оправданы, на ваш взгляд?

- Конечно, все эти ремарки о говорливости итальянцев, страсти к покупкам у азиатских народов возникли не на пустом месте. Может, они не всегда так ярко выражены, как описывают в анекдотах, но тем не менее. Только в этом году я поработала с итальянцами, португальцами, эстонцами, японцами, россиянами и китайцами. Все они абсолютно разные. Если, к примеру, тех же итальянцев интересовали природные и этнографические объекты, то эстонцы были в восторге от села Босши, в котором ни один житель не говорит на русском языке. Им вообще очень интересно все, что связано с древней культурой Казахстана. Например, как-то они весь вечер и почти всю ночь просидели в юрте, хотя был теплый гостевой домик. А итальянцы были в восторге от рынка в Жаркенте. Они очень долго наблюдали за тем, как пекут лепешки в тандыре, самсу… Снимали весь процесс на фото и видеокамеры. Такое впечатление, что они сюда приехали исключительно для того, чтобы заснять, как в Жаркенте готовят хлеб, и этот самый хлеб попробовать.

С одной стороны, это все забавно, с другой – помогает составлять такой маршрут, который будет интересен конкретной тургруппе. У нас ведь, по сути дела, въездной туризм только набирает обороты, мы учимся работать с иностранцами по ходу. И я очень рада, что туристические фирмы прислушиваются к нашим замечаниям.

- А какие направления въездного туризма вы можете отметить как наиболее перспективные и туристов из какой страны как наиболее желанных?

- Я всем туристам рада! Конечно, проще всего работать мне с представителями постсоветских стран, потому что нет языкового барьера и менталитет похожий. Но и иностранцы из дальнего зарубежья тоже желанные гости.

Что касается перспективных направлений, то их много, и некоторые подсказывают сами туристы. Например, в этом году я проводила первый для меня мемориальный тур для граждан Японии. В середине прошлого века много японцев было депортировано к нам в страну. И в этом году целая группа их потомков приехала, чтобы поклониться тем местам, которые строили их деды. Это на самом деле было очень трогательно – ритуалы, да даже просто то, с каким интересом они расспрашивали об истории того или иного места, искали бараки, описанные их предками. Например, приехали мы в Кызылорду на вокзал. Одна девушка вспомнила, что ей дед рассказывал, как их, только выгрузив из поезда, отправили на сбор саксаула. Она захотела узнать, что такое саксаул. Мы поехали, посмотрели, как растут эти деревья, как собирают сухой саксаул. И подобная история – в каждом городе.

Вообще, я хочу отметить, что мы должны постоянно искать все новые и новые туристические ниши. Ни для кого не секрет – туристический сезон в Казахстане в силу погодных условий достаточно короткий. Но за счет нестандартных решений его можно продлить. Простой пример: практически все турбазы на Алаколе начинают сезон с июня. Но зона отдыха «Пеликан» в мае начала проводить фестиваль «Крылья Алаколя», на который съезжаются орнитологи. Целыми днями эти удивительные люди ходят вокруг озера, чтобы заснять какую-нибудь птицу. А вечерами собираются все гости санатория и ученые, показывают свои снимки, рассказывают о птицах. Это действительно очень интересно даже для простого обывателя. А ведь орнитологический туризм можно развивать не только на Алаколе. Чарынский каньон, Большое Алматинское озеро, Бартагайское водохранилище и многие другие. Сюда уже приезжают любители птиц из Германии, Японии, Скандинавских стран.

Есть и другие перспективные направления, которые могли бы привлечь большое количество туристов, главное – обращать внимание на то, к чему приезжающие иностранцы проявляют интерес.

Анна Выприцких

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Места есть – отдыха нет

Туристический бизнес Павлодарского региона оказался не готов к новым вызовам.

15 Май 2020 10:56 2207

Места есть – отдыха нет

Фото: Марина Попова

Аким области Абылкаир Скаков в ходе брифинга спрогнозировал наплав отдыхающих в Баянауле.

«Сервис и инфраструктура района должны быть к этому готовы. Недавно объехал озера Жасыбай, Сабандыколь, Торайгыр, к сожалению, большинство пляжей не имеют элементарных удобств для туристов», – отметил чиновник.

Хотя такие вещи, как кабины для переодевания, банкоматы и прочее, должно быть в шаговой доступности.

Из положительных моментов глава региона отметил, что к летнему сезону будут благоустроены те места, которые не обходит ни один турист – родник Аулие булак и пещера Коныр-Аулие. Ведется и строительство дороги от села к пляжу на озере Торайгыр, а также к пещере. Чего прежде здесь не было.

По мнению акима области, благоустройство туристических мест даст новый толчок к развитию бизнеса и создание дополнительных рабочих мест.

По его мнению, неудачи, в том числе в туристическом бизнесе, связаны с неправильным планированием программ развития.

«Если бы был принят стратегический документ, мастер-план развития Баянаульского района, где бы четко была дана оценка, где находимся сейчас и где будем находиться через год-два, насколько планы подтверждены источниками финансирования, ситуация была бы иной», – считает Абылкаир Скаков.

Стоит заметить, что уже было разработано и утверждено несколько бизнес-планов по развитию туризма в регионе при разных акимах, ситуация лучше от этого не стала. Более того, Баянаульская курортная зона включена в топ-10 инвестиционных проектов РК. Управление предпринимательства, торговли и туризма Павлодарской области совместно с международной консалтинговой компанией McKinsey & Company разрабатывают мастер-план развития данной курортной зоны до 2030 года. Пока все на бумаге.

Сейчас новое руководство, по словам акима, экстренно работает над созданием такого плана. Станет ли от этого отдых более качественным, а главное, финансово доступным, покажет нынешнее лето, которое наступило в этом году не по календарю рано.

Казахстанское Яровое приказало долго жить?

Созданная курортная зона возле соленого озера Маралды, которой еще недавно гордились местные чиновники, сегодня вернулась к первозданному виду: пустой берег.

По информации акима области, инвестор ушел по причине того, что его предложения не нашли поддержку.

«Он добровольно вышел из проекта. Сейчас СПК «Павлодар» занимается поиском инвестора. К сожалению, мало времени для создания условий. Вся инфраструктура, созданная там, сегодня отсутствует. Первостепенная задача – создать минимальные удобства для отдыхающих. Сегодня мы вернулись ровным счетом к тому состоянию, которое было до прихода инвестора», – отметил аким.

О создании на берегу соленого озера подобия российского Ярового на Алтае местные власти начали говорить четыре года назад. Пробурили скважину с пресной водой, нашли инвестора, готового вложить средства в реализацию плана. Были вложены государственные деньги в строительство линии электропередач, дороги – около 400 млн тенге. Дело пошло в гору, инвестор в лице ТОО «Стройбиоресурс» завез сюда даже маралов для создания санатория с приемом пандовых ванн, планировалась установка аттракционов и многое другое. Параллельно бизнес планировал на озере заняться добычей рачка артемии. Но Верховный суд РК признал заключенный в 2016 году договор между акиматом области и компанией недействительным ввиду ряда допущенных нарушений. Это означало никакой добычи, а местные жители получили возможность продолжать добывать рачка, как прежде, незаконно.

Марина Попова

Туристическая отрасль Казахстана потерпела 100%-ный ущерб из-за пандемии

По прогнозу экспертов, о восстановлении отрасли можно говорить не раньше, чем через год.

14 Май 2020 11:02 966

Туристическая отрасль Казахстана потерпела 100%-ный ущерб из-за пандемии

Антикризисные меры поддержки индустрии туризма Казахстана и текущую ситуацию в отрасли обсудили представители отечественного туризма и участники Казахстанской туристской ассоциации во время онлайн пресс-конференции.

Необходимые антикризисные меры господдержки для внутреннего, въездного и выездного туризма

Как отметила директор ОЮЛ «Казахстанская туристская ассоциация» Рашида Шайкенова, ущерб туристической отрасти оценивается в 100%. Из-за распространения коронавируса и введения карантинных мер рынок прекратил работу еще со второй половины января.

«Мы говорим, что нам особенно сложно, потому что потери начались намного раньше. Первое, с чего началась пандемия, – закрытие границ, остановка транспорта и т. д. И мы на себе это ощущаем в первую очередь», – говорит Рашида Шайкенова.

Представитель отрасли заявила, что, даже несмотря на все послабления, сфера туризма еще долго будет находиться в нерабочем состоянии с отсутствием клиентов.

Из-за пандемии коронавируса одинаково пострадали выездной, въездной и внутренний туризм. В сфере выездного туризма встал вопрос возврата клиентов, в сфере въездного – закрытые границы и отсутствие авиаперелетов. У игроков рынка остается надежда на внутренний туризм.

«Люди устанут от карантина и захотят путешествовать. На этот счет у нас нет больших иллюзий. Мы прекрасно понимаем, что условия девальвации и инфляции, размеры которой превышают разумные пределы, сегодня могут заставить наших потенциальных туристов урезать расходы на отдых. И, тем не менее, ожидаем приток людей на Алаколь и в санаторно-курортные места, где можно пройти программу реабилитации, отдыха и оздоровления», – добавила она.

Развитие внутреннего туризма может затормозить вышедшее 10 мая постановление главного санврача страны. В нем указывается, что клиенты должны приезжать на место отдыха со справкой с отрицательным результатом на Covid-19. При этом действие справки распространяется лишь на семь дней.

«Очень хотелось бы, чтобы наш главный санврач понимал, что у туризма есть свои особенности, и посоветоваться с рынком, его участниками и отраслевыми ассоциациями было просто необходимо перед подписанием постановления. Люди, выезжающие в курортные зоны, едут больше, чем на семь дней. Как будет решаться этот вопрос? Я хотела бы попросить главного санврача вернуться к этому постановлению и внести нюансы, связанные с отраслевыми особенностями», – добавила Рашида Шайкенова.

Отмена безвизового режима

Из-за пандемии коронавируса в Казахстане введен визовый режим для граждан более 50 стран мира. Такая мера может стать дополнительным камнем преткновения для запуска иностранного туризма.

«Мы вернулись к ситуации, которая была четыре года назад. Консульский сбор за визу составляет $60. Как эксперты рынка, мы можем оценить, какое влияние это оказывает на стоимость поездки. Например, поездка среднестатистического туриста в южную столицу и ее окрестности длится около семи дней. При среднем чеке, турист тратит в день до $100. Общая стоимость поездки без учета авиабилетов может составить $600-700. Порядка до 10% от стоимости поездки получаются расходы на визу», – размышляет директор ТОО Outfitter KZ Азамат Мухаметжанов.

Туристический сезон в Казахстане короткий, и визовый режим ослабляет позиции Казахстана и снижает его привлекательность по сравнению со странами-конкурентами, как Монголия, Кыргызстан и Узбекистан. Они, в свою очередь, не вводили подобную меру, а лишь временно ограничили въезд.

«Нас отбросили не на четыре года, а на все 20 лет со вступлением этого постановления. Надеюсь, руководство МИД РК вернется к этому вопросу. Это колоссальный ущерб и удар по въездному туризму», – добавила Рашида Шайкенова.

Маркетинговая стратегия РК на мировом туристском рынке в период кризиса

«Сегодня много бюджетов и программ по маркетингу сворачивается. Мы не знаем, что нас ждет завтра и как быстро все восстановится. Но именно в кризисные моменты важно действовать и не останавливать маркетинговые программы продукта Казахстана. Чтобы мы выиграли в долгосрочной перспективе в этой глобальной конкуренции за туристов, нужно продолжать маркетинговую активность. В целом вклад туризма в мировую экономику составляет 10%. Один турист создает практически 10 рабочих мест. Для некоторых стран туризм – основной источник дохода. Внутренний и въездной туризм – это также инвестиции, экспорт для страны, формирование культурных и нравственных ценностей у граждан, расширение кругозора и решение некоторых социальных вопросов», – сказала во время онлайн пресс-конференции директор ТОО SkyWay Travel Асем Козбагарова.

Эксперт добавила, для того чтобы довести туризм в стране до 8% ВВП, необходима стратегия развития Казахстана как туристический дестинации. Рабочий и понятный план, который будет включать в себя и маркетинговое развитие страны, как на внутренних, так и на внешних рынках.

«Важный элемент стратегии – страновой бренд, которого у нас сейчас нет. Мы должны понимать, почему туристы будут посещать Казахстан, в чем наша привлекательность. Нам есть, чем гордиться, но те же горы, каньоны и озера есть в других странах. Мы говорим, что мы страна Великой степи, но что стоит за этими словами? Нужно решить, что делает нас уникальными и привлекательными для посещения туристов. Нужно создавать новые и улучшать существующие туристические объекты. Создать один или два объекта, притягивающих туристов», – сказала эксперт.

Исполнительный директор ТОО «Международный альпинистский лагерь «Хан Тенгри» Даурен Валиев добавил, что на мировом рынке Казахстан до сих пор представлен очень немногими продуктами. Главная проблема страны – отсутствующие или ограниченные географические, территориальные ресурсы для развития туризма.

«По информации Всемирной туристской организации, горный туризм занимает порядка 20% всего рынка. Чтобы конкурировать с соседним Кыргызстаном, нам ежегодно приходится открывать временные пункты пропуска. Ценность Центрального Тянь-Шаня для Казахстана в том, что там находится пик Хан-Тенгри. Это самый северный семитысячник на Земле, и это конкурентное преимущество. Алматы выгодно находится вблизи от главных центров альпинизма», – заметил эксперт.

Что ждет туротрасль

Однозначно ожидается уход игроков с рынка. В первую очередь это коснется турагентов. Маленькие компании испытывают сегодня колоссальную нагрузку, и, скорее всего, некоторые из них закроются.

«Сейчас много прогнозов, в том числе международных. О восстановлении туризма мы можем говорить не раньше, чем через год. Внутренний туризм тоже пострадает, но летний сезон хотя бы на 50% состоится. Въездного, однозначно, восстановление не раньше, чем через год», – сказала директор ТОО SkyWay Travel Асем Козбагарова.

Основной акцент будет сделан на туры выходного дня. По прогнозу экспертов, повышения цен на внутренние туры пока не будет. Все зависит от того, насколько быстро снимут ограничения. С учетом девальвации стоимость выездного туризма вырастет.

«Пока внутренние туры мы продавать не можем. Открыты продажи на туры выходного дня на Алаколь, Актау. Но мы не знаем точных дат открытия города и границ. Что касается въездного туризма, ситуация оживилась и во многих странах снимаются ограничения. Есть ожидания на вторую половину года», – добавила Асем Козбагарова.

Мария Галушко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: