Об этой проблеме они рассказали на круглом столе в Палате предпринимателей Северо-Казахстанской области с участием представителей департамента государственных доходов, прокуратуры, управления предпринимательства и туризма.
Напомним, с первого января 2015 года в Казахстане введен ежегодный лицензионный сбор для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших лицензию на хранение и реализацию алкогольной продукции. Это произошло в связи с принятием Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Этот сбор необходимо было оплачивать до 20 января, однако в связи с изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс срок уплаты лицензионного сбора за 2016 год продлен до 20 июля 2016 года. До дня "Ч" осталось меньше двух месяцев, и пока есть время владельцы магазинов так называемой "шаговой доступности" спешат привлечь внимание к своей проблеме.
"По словам индивидуальных предпринимателей, объем их прибыли от реализованного алкоголя весьма скромный - на уровне 10-12%. Да и то благодаря продаже пива и вина. Собственно, и лицензию на алкоголь они берут только из-за этих видов спиртного. Для супермаркетов с огромным оборотом алкоголя и, соответственно, с большей прибылью, оплата таких сборов едва ли ощутима, но для маленького бизнеса просто губительна", - комментирует ситуацию пресс-секретарь Палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области Сагынгуль Ргибаева.
Между тем сумма сбора одинакова для всех – и для супермаркета, и для маленького магазинчика. К тому же есть и вторая сторона проблемы.
"С 2015 года для предпринимателей, которые, имея лицензию, не заплатили ЕЛС, введена административная ответственность в 150 МРП, а в случае и его неуплаты - дополнительный штраф в размере 100 МРП. И получается, что в 2016 году каждый должен заплатить 350 МРП, или 742 тысячи тенге - вообще неподъемная сумма для предпринимателей. В итоге зачастую бизнес просто закрывается. Но, даже прекратив торговлю спиртным, владельцы лицензий вынуждены платить такой сбор и штрафы. Мы предлагаем вообще отменить ЕЛС, потому что придет время и собирать его будет вообще не с кого", - говорит председатель ОО "РИСК" Игорь Бухонин.
Цифры подтверждают его слова. Согласно статистике по налогоплательщикам СКО, занятым в сфере розничной реализации алкогольной продукции, в 2015 году и до апреля 2016 года из 2000 субъектов бизнеса прекратили свою деятельность 672, то есть почти треть. В итоге государство не досчиталось налоговых поступлений на сумму свыше 73 млн тенге. Не лучше и ситуация с оплатой наложенных взысканий: из 29,4 млн тенге штрафов были оплачены лишь 11,4 млн тенге.
"Фискальная политика по отношению к ЕЛС не оправдывается. Тот эффект, которого добивались госорганы, наверное, не был получен. Наоборот, пошла обратная реакция. И бизнес в таких условиях будет закрываться, уходить в тень либо работать в ином направлении. Получается, что, с одной стороны, государство стимулирует развитие бизнеса, а с другой - непродуманными законодательными актами создает вот такие сложные условия. И это при том, что свыше 40% бизнеса занято в сфере торговли", - говорит заместитель директора ПП СКО Женис Казиев.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что неосуществление фактической деятельности по хранению и реализации алкогольной продукции при наличии лицензии не освобождает от уплаты лицензионного сбора, хотя, напомнил Казиев. Ранее уже обсуждались предложения платить ЕЛС хотя бы по факту, а не за весь календарный год. Но дальше разговоров дело не пошло, и малый бизнес все больше загоняют в угол. Североказахстанские предприниматели требуют либо упразднить ежегодный лицензионный сбор, либо не обязывать к получению лицензии на реализацию слабоалкогольных напитков, либо в зависимости от масштабов торговли ввести разные ставки сбора и назначать плату только за фактическое использование лицензии.
Пока же было решено направить результаты обсуждения в Национальную палату предпринимателей для дальнейшего рассмотрения вопроса с включением его в Реестр проблем.
Диана Слинькова