Метод закупа через товарные биржи предлагают убрать с 2024 года – эксперт

4020

Так как при проверке у органов прокуратуры возникали вопросы к выбору брокерских компаний.

Метод закупа через товарные биржи предлагают убрать с 2024 года – эксперт Фото: pixabay.com

Пожалуй, в Казахстане наиболее "усовершенствованная" система – это система госзакупок. Ее постоянно улучшают, делают прозрачной, менее коррумпированной. Но лазейки для тех, кто хочет заработать на бюджетных деньгах, остаются. Тема обсуждалась в очередном выпуске программы "Время говорить" на Atameken Business.

Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.

Данил Москаленко:

 Очевидно, что систему госзакупок надо менять. Похоже, у нас будут коренные реформы. Давайте все-таки поймем, какие проблемы у нас есть. Что вы скажете, как эксперты?

Наталья Романова, эксперт-практик по государственным закупкам:

– С одного источника. С 2022 года убрали пункт, который мешал всем. И после новостей 2022 года, когда президент с телевизора поругал, что у нас 75% закупок происходит из одного источника, кардинально в 2022 году один из самых "популярных" пунктов уже убрали. В 2022 году также придумали конкурс рейтингово-балльной системы. Он полностью автоматизирован. Но все штрафы, все проблемы, которые есть, находят уже после того, как договор заключен. Когда он уже исполнен. Когда деньги уже вытащены из бюджета. Поэтому, видите, все проблемы упираются в один источник.

Данил Москаленко:

 Да, действительно. В прошлом году у нас сокращение пошло по одному источнику. Конечно же, его меньше стало. Но тем не менее проблем-то меньше в госзакупках не стало. Кроме этого, что вы еще отметите?

Наталья Романова, эксперт-практик по государственным закупкам:

– Я говорю: все проблемы в одном источнике. Конкурсы мы все можем обжаловать. Конкурсы все на виду. Поставщики сейчас все умные. Онлайн могут подавать, обжаловать. Сейчас появилась новая система – контроль качества. Комитет внутреннего госаудита перепроверяет каждую жалобу. Поэтому в конкурсе замечаний тоже предостаточно. Но это все на конкурентной основе. Все можно отследить. Принято решение по товарным биржам. В 2024 году этот способ вообще предлагают убрать. Потому что по нему было очень много новостей – ну прямо кормушка. Поставщик знает, на какой бирже он продает товар, заказчик идет с бумажкой на биржу. Говорит: мне надо, чтобы вот этот товарищ выиграл. А через биржу закупали уголь, нефтепродукты. Прокуратура выявляла ошибки именно выбора брокерских компаний. То есть заказчики заключали с ними договоры на безвозмездной основе. И отследить очень сложно. И вот сейчас в новом законопроекте товарные биржи как способ вообще хотят убрать.

Данил Москаленко:

 Вы согласны с этим?

Наталья Романова, эксперт-практик по государственным закупкам:

– Да. С этим я согласна точно.

Данил Москаленко:

 Одна цифра для наших телезрителей. Общий объем произведенных госзакупок по 2022 году – 5,9 трлн тенге. Это треть бюджета, если не ошибаюсь. Из одного источника заключено договоров на сумму порядка 1,4 трлн тенге. Вот так вот. И по срокам они почему-то все были в первом полугодии прошлого года. Ну, это для справки. Алишер, вопрос к Вам: какая сейчас основная проблема в системе госзакупок?

Алишер Мажит, ведущий эксперт ТОО Goszakup Consult:

– Я бы глянул дальше. Почему эта проблема (закуп из одного источника. – Прим. ред.) возникает? Самое первое, что у нас есть законы, правила осуществления госзакупок. Но с 2017 года – как его подписали в минфине – его изменяют почти каждый месяц. Нужно подходить с точки зрения, чтобы его не менять. А смотреть именно за соблюдением. Второй момент... Мы работаем не только с поставщиками, зачастую мы работаем и с заказчиками. Во многих государственных органах – кто выступает заказчиками либо организаторами – у них элементарно нет лиц, которые занимаются госзакупками. Мы не говорим о районном уровне. В областных центрах административный отдел – штат составляет не более одной единицы. Второй момент – то, что с внесением именно АППК – нового Административного процедурного процессуального кодекса – смягчили ответственность. Сейчас нет персональной ответственности у заказчика. То есть они могут сейчас неправильно вынести любой протокол итогов и будут ждать на авось: а вдруг прокатит!

Данил Москаленко:

 Смотрите, что нам пишет наш телезритель: важно обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия при участии в госзакупках. Какие это проблемы? Это вот то, о чем говорит Алишер?  То есть когда комиссия на уровне какого-то акимата принимает решение и никто не несет ответственности за него?

Наталья Романова, эксперт-практик по государственным закупкам:

– Почему? Можно поспорить. У нас есть 207-я статья КОАП. Вся комиссия несет штраф в 100 МРП. Ребят, вы чего? Ревком у нас выписывает штрафы направо и налево. Я обучаю. В моем раздаточном материале  целая статья. 14 штрафов. И все они персональные. Просто там, единственное, есть маленькая, классная лазейка: должностное лицо не несет ответственности в случае исправления ситуации. Если он переиграет конкурс, если он отменит, пересмотрит итоги, только в этом случае он не штрафуется.

Алишер Мажит, ведущий эксперт ТОО Goszakup Consult:

– Смотрите, я говорю по практике. Заказчик выносит неправильный протокол. И ждет: вдруг проканает. Вот этот момент. Потому что у него есть возможность после камерального контроля исправить. Если бы уже на этом месте их наказывали, то тогда бы они подходили более серьезно

Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке.

Читайте по теме:

Почему сертификат CT-KZ стал пропуском для иностранного бизнеса к "пирогу" госзакупок

Неверные прогнозы министерств скрываются за красивыми отчетами и недостоверной статистикой – Годунова

Деятельность госхолдингов остается непрозрачной и неподотчетной – ВАП

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться