Ограничения на экспорт бензина из Казахстана вводились с 2008 года по различным причинам. Прежде всего, три крупнейших НПЗ республики, Павлодарский, Шымкентский и Атырауский, не покрывали внутренней потребности страны, и экспорт мог обострить вопрос дефицита ГСМ на внутреннем рынке. Который и так регулярно возникал в республике все эти годы.
Закрывала страна этот дефицит, равный примерно 30% от потребностей, поставками из России. При этом светлые нефтепродукты поставлялись из России беспошлинно, и Москва в 2012 году поставила вопрос ребром: коль скоро вы закупаете недостающие объемы у нас, вы не можете ничего вывозить из страны. С этой позицией согласился и тогдашний министр энергетики Казахстана Сауат Мынбаев.
"По ходу наших разбирательств по объемам поставок из РФ нефти, светлых нефтепродуктов Россия, наверное, правильно трактует: если вы не импортеры светлых нефтепродуктов, то любой факт экспорта светлых нефтепродуктов – это реэкспорт российских объемов. И до тех пор, пока вы не будете заниматься самообеспечением, было бы неправильно реэкспортировать российские объемы, играя на разнице экспортных таможенных пошлин, которые в РФ выше", – прокомментировал он позицию российской стороны.
Тогда же было решено, что до полного самообеспечения внутреннего рынка Казахстан запретит экспорт светлых нефтепродуктов: соответствующие запреты сначала пролонгировались постановлениями правительства, а потом были подкреплены еще и межгосударственным соглашением.
"У нас есть с Российской Федерацией соглашение о том, что Казахстан не будет экспортировать светлые нефтепродукты, это связано было с тем, что мы беспошлинно привозили, привозим и до сегодняшнего дня потребляем российский бензин и российское дизельное топливо", – напомнил нынешний министр энергетики РК Канат Бозумбаев на пресс-конференции в правительстве 21 августа.
Соответствующие договоренности предполагалось выдерживать до часа икс, коим должен был стать 2019 год: в 2019 году предполагалось закрывать внутренний рынок бензином самостоятельно после окончания модернизации трех крупных казахстанских НПЗ. Но, по оценке Каната Бозумбаева, закрывать потребности внутреннего рынка казахстанские заводы смогут значительно раньше. И запрет на экспорт поэтому тоже может быть снят раньше.
"Мы ожидаем полное обеспечение внутренних потребностей страны отечественными нефтепродуктами, исключение импортозависимости от ГСМ, начиная со следующего года. Предполагаем, что если в ноябре 2017 года два завода дадут продукцию, то мы в декабре посмотрим и будем с января инициировать отмену этого соглашения. Потому что это будет наш бензин, наше дизельное топливо, и его будет с избытком по 1,5-2 миллиона тонн по каждому виду топлива. И мы закроем внутренний рынок и откроем какую-то часть экспорта, чтобы заводы могли работать и получать высокую доходность, поставляя на экспорт нефтепродукты, чтобы возвращать те займы, взятые на эту дорогостоящую модернизацию", – пояснил Канат Бозумбаев.
Речь идет о продукции Павлодарского и Атырауского НПЗ, модернизацию Шымкентского завода предполагается завершить в первой половине следующего, 2018 года. При этом в качестве потенциальных рынков сбыта светлых нефтепродуктов Астана рассматривает соседей по Центральной Азии и Афганистан.
Игорь Воротной