Основные положения проекта закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики" рассмотрели на круглом столе в мажилисе парламента. В частности, законопроектом предлагается оптимизация числа энергопередающих организаций (ЭПО).
"У нас более 500 тысяч км линий на региональном уровне, все они находятся в ведении 160 энергопередающих организаций. Среди них крупных – 19, мелких – 113, остальные – в государственной коммунальной собственности. Перед нами стоит задача по их сокращению. Для чего это нужно? К примеру, в Карагандинской области цепочка очень длинная, там 3-5 энергопередающих организаций, которые имеют протяженность от 1 до 50 км, и у каждой свои тарифы. Если их будем объединять, то это даст большую помощь в снижении тарифов", - сказал председатель комитета атомного и энергетического надзора и контроля министерства энергетики Сунгат Есимханов.
Всего в Казахстане в настоящее время работает 160 ЭПО: 19 региональных электросетевых компаний (РЭК), 113 мелких и средних энергопередающих организаций и 27 РГП, ГКП и КГП.
Электрические сети республики распределяются следующим образом: АО "KEGOK" – 25 тыс. км, ЭПО всех видов и форм собственности – 500 тыс. км, бесхозяйные сети – 4,5 тыс. км, сети, находящиеся в ведении акиматов, – 5 тыс. км.
Прежде всего речь идет о необходимости решения вопроса с бесхозяйными электросетями.
"Сегодня 1% (4,5 тыс. км – прим. автора) от всех электросетей в Казахстане – бесхозяйные. Это очень болезненная проблема, если в районе есть даже 500 метров бесхозяйной сети, то страдают потребители. При любом аварийном отключении приходится просить региональную энергокомпанию или создавать специальные службы в акимате, чтобы ремонтировать эти сети", - сказал г-н Есимханов.
По его мнению, все эти бесхозяйные сети в будущем лягут нагрузкой на энергопредприятия. В связи с этим в Минэнерго предлагают снять ограничения по передаче имущества между участниками рынка, чтобы можно было разумно распределить бесхозяйные сети. В настоящее время предприятия неохотно берут их на свой баланс, на что есть экономические причины.
Причину такого нежелания объяснил директор департамента электроэнергетики министерства энергетики Бауыржан Сарсенов. Дело в том, что ЭПО, которая захочет принять бесхозяйные сети, должна оплатить КПН и налог на имущество по принимаемым электросетям.
"Зачем частнику нужно нести дополнительные расходы? Их же надо сразу оплатить – 20% КПН и 1,5% налога на имущество вытащить из кармана и оплатить. А он не хочет нести эти затраты. Поэтому мы ведем к тому, чтобы эти затраты каким-то образом убрать. Этот законопроект как раз и предусматривает. С этим согласились при передаче коммунальных и бесхозяйных сетей министерство национальной экономики и министерство финансов, - сказал он abctv.kz. - Это есть в законопроекте, то есть если бесхозяйные сети будут передаваться после того, как мы примем этот закон, там этого налога уже не будет. Потом уже, когда РЭК нарастит объемы за счет этих сетей, она будет платить ежегодные налоги, которые положены, в том числе КПН и налог на имущество".
При этом протяженность бесхозяйных сетей в последние годы не уменьшается, а только растет, в том числе за счет подведения электросетей к новым строительным объектам в Астане и других городах.
"Новый комплекс строится – к нему кинули сеть, скажем, 1 км кабеля. Вот этот 1 км кабеля тот, кто строит, вкладывает в сметную стоимость комплекса. Он построил, и после того, как он продал все свои квартиры, сдал дом в эксплуатацию, эта сеть ему не нужна. Пришел туда КСК, начали работать, а эта сеть никому не нужна. Никто не хочет брать – вот она бесхозяйная сеть, и вот таких сетей 4,5 тыс. км. Никто не хочет брать их на свой баланс", - объяснил г-н Сарсенов.
Для того чтобы такие сети приняло, допустим, коммунальное предприятие, их надо сначала признать бесхозяйными по решению суда. Процесс может занять более одного года в связи с отсутствием документов на данные сети и потребует усилий и средств от местных исполнительных органов.
"И вот пока суд пройдет, примет решение – год еще пройдет. И после этого только признают сеть бесхозяйной, и только тогда она перейдет в коммунальную собственность. А коммунальные сети таким образом уже набрали 5 тыс. км. И это все надо передать РЭК", - отметил представитель Минэнерго.
В связи с этим частные компании и коммунальные предприятия не торопятся брать в свои руки бесхозяйные сети, оплачивая налоги и занимаясь бюрократической волокитой.
"Эту же сеть оценят каким-то образом, и он сразу на эту сеть должен оплатить налог 20 с лишним процентов. А зачем частнику платить? Он и без этого прекрасно живет. У него сети работают, все нормально. А мы говорим, что, если ты ее сейчас возьмешь, чтобы надежное электроснабжение было на конце, тогда ты не будешь налог сразу платить. Он не платит налог, принимает на себя эту сеть, это же имущество, и оно входит в эту компанию", - отметил Бауыржан Сарсенов.
В ходе круглого стола было предложено запретить экспортировать электроэнергию по более низким ценам, чем она отпускается для потребителей на внутреннем рынке.
"Депутатами было предложено для отрасли электроэнергетики, поскольку есть внутреннее обеспечение, есть профицит и есть частичный экспорт. Поэтому (депутаты предлагают внести изменения в законодательство РК – прим. автора), чтобы им сказать, ребята, вы продавайте за пределы, но не дешевле, чем внутри страны. Почему какая-то станция вам продает по 8 тенге (за 1 кВт/ч – прим. автора), а россиянам – по 5 тенге? Она же могла вам по 5 или даже по 6 тенге предложить, и вы бы купили. Вот эти ограничения депутаты предлагают, и здесь министерство энергетики поддерживает", - сказал Сунгат Есимханов abctv.kz.
Речь идет о том, чтобы указать в законопроекте, что участники рынка не могут экспортировать электроэнергию по цене ниже себестоимости.
Законопроектом также предлагается прописать поэтапные требования к ЭПО.
"Сейчас никаких требований к ним нет. Можно было бы пойти по пути лицензирования, но сейчас идет либерализация предпринимательской среды. Поэтому мы пришли к мнению – поэтапно вводить требования к этой сфере деятельности. Надеемся на сознательность бизнесменов в плане выполнения всех этих условий", - сообщил Сунгат Есимханов.
Согласно законопроекту, ЭПО должны соответствовать следующим требованиям: наличие диспетчерского технологического управления – не позднее 1 января 2018 года; наличие служб, укомплектованных обученным и аттестованным персоналом, – не позднее 1 января 2020 года; наличие автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у системного оператора и РЭК, – не позднее 1 января 2022 года; наличие договоров с системным оператором на оказание системных услуг – не позднее 1 января 2020 года.
Концепция предусматривает вопросы укрупнения РЭК путем передачи бесхозяйных электросетей в собственность ЭПО – 2017-2019 годы; передачи электросетей, находящихся на балансе госпредприятий, ЭПО в безвозмездное пользование – 2018 год; введения требований к деятельности ЭПО с поэтапным вводом их в действие – поэтапно; снятия запретов для ЭПО, предусмотренных законодательством в сфере естественных монополий в случае их укрупнения, – 2018 год.
В 2009-2015 годы в рамках предельных тарифов в отрасль было инвестировано 1,073 трлн тенге, в результате чего был обеспечен ввод мощностей на 2922 МВт.
"На фоне ввода новых мощностей, а также кризиса и программы по энергосбережению в настоящее время в Казахстане наблюдается профицит электроэнергии. За эти 7-8 лет мы очень хорошо вложили инвестиции в генерацию, достигли того профицита, который сейчас есть. 30% профицита электроэнергии по производству у нас сейчас имеется. Поэтому, мы думаем, как минимум до 2025 года полностью электроэнергетика обеспечивает потребности роста экономики и той программы индустриализации, которая есть", - рассказал Сунгат Есимханов.
В настоящее время профицит электроэнергии в Казахстане составляет до 5 тыс. МВт в летний период и порядка 3,5 тыс. МВт в зимний период.
Жанболат Мамышев