Сложности, с которыми столкнутся отечественные предприятия, обсуждались на Atameken Business в программе "Время говорить". Представители бизнеса, в частности, отметили, что действующие правила субсидирования молокоперерабатывающих предприятий работали больше 10 лет. Изменение же этих правил в период, когда бизнес пытается встать на ноги после пандемии и старается минимизировать потери от разрыва логистических цепочек, негативно отразится не только на финансовом положении компаний, но и на отрасли в целом, передает inbusiness.kz.
Владимир Кажевников, исполнительный директор Молочного союза Казахстана
– С чем мы не согласны или что, на наш взгляд, смущает, что в этом году МСХ собирается внести изменения в правила субсидирования молока глубокой переработки. Раньше мы получали субсидии после производства молока, сегодня они предлагают только после реализации. В чем заключается тонкость? Производство молока имеет свою специфику. Мы получаем молоко в основном в летний период, и вся продукция глубокой переработки, она производится четыре месяца в основном: начиная с мая по август. Именно в это время нам нужны оборотные средства для того, чтобы закупить излишки молока у предприятий и населения. И, если мы не получаем субсидии именно в этот период, нам нужно брать дополнительные средства в банках. Они не даются бесплатно, это ложится на себестоимость. И мы считаем, что в таком случае удорожание продукции на полках может увеличиться где-то на 5-6%.
Данил Москаленко:
– Госпожа Аберле, что Вы думаете насчет этого механизма, который сейчас лоббирует минсельхоз? Ну вы вроде крупный производитель, неужели вы не справитесь сами?
Анна Аберле, директор ТОО "Эмиль"
– К сожалению, сейчас все производители оказались в сложной ситуации. Какие-то изменения, которые еще более усугубляют наше финансовое положение в целом, то есть они для нас сейчас болезненны. Мы и так не можем четко распланировать ближайшие два-три года, как мы будем развиваться, с какими бюджетами выходить и так далее, а изменение правил еще больше усугубляет эту ситуацию. Грубо говоря, мы сейчас работаем не на стратегии развития, а на стратегии выживания.
Спикер также обратила внимание на то, что в данном вопросе нужен системный подход, когда в расчет берется вся цепочка: от земли до производителя. "Правила же меняются только для конечного звена, при этом нас же, конечное звено, долбят по ценообразованию на соцпродукты", – заявила Аберле.
Анна Аберле, директор ТОО "Эмиль":
– Когда летом происходят излишки молока, нужны оборотные средства. На данный момент этим летом мы решили провести, скажем так, эксперимент: отказались от излишнего молока в летний период и сейчас пожинаем печальные плоды этого решения. Они заключаются в том, что те сельхозтоваропроизводители, с которыми мы работали летом, по окончании этого сезона просто были вынуждены вырезать весь скот и перейти на мясное производство либо просто от него избавиться.
Данил Москаленко:
– Какой ценой дался вам этот эксперимент. Кто вам теперь будет молоко предоставлять?
Анна Аберле, директор ТОО "Эмиль"
– Да, такой ценой.
Данил Москаленко:
– Еще вопрос: может, стоит задуматься о модернизации производства? Готовить эти излишки заранее, сушить, как это делали в Советском Союзе, или это невозможно?
Анна Аберле, директор ТОО "Эмиль"
– Модернизация производства, тем более в текущем моменте, это очень дорогостоящее мероприятие. Соответственно, мы сейчас не можем думать о перспективах, о модернизации, потому что вопрос стоит, как нам выжить сейчас.
Асем Серикбекова, эксперт департамента АПК и пищевой продукции НПП РК "Атамекен":
– Мы с министерством сельского хозяйства обсуждаем проект правил, МСХ пока не идет на диалог. На самом деле мы считаем, что действующую меру господдержки необходимо сохранить. Мы все знаем, что молоко в основном на переработку поступает из личных подсобных хозяйств, это 70%. Что, конечно же, является одной из причин сезонности поступления молока на переработку. Реализация же продукции в более поздние сроки происходит в связи со снижением покупательского спроса. Поэтому изменение подхода субсидирования молочной отрасли скажется на финансовом состоянии молокоперерабатывающих предприятий, они начнут меньше покупать сырья и, соответственно, меньше начнут производить готовой продукции, что приведет к дефициту на рынке.
Осенью в Казахстане рост цен на молочную продукции достиг 25% за год. Параллельно с этим ряд производителей заподозрили в ценовом сговоре на молочную продукцию.
Читать по теме:
Почему Казахстан может остаться без молока, объяснили владельцы молочных ферм
Эксперты объясняют рост цен на молоко нестабильностью курса валют