Соответствующий законопроект уже поступил на рассмотрение парламента, в среду на пленарном заседании депутаты мажилиса приняли его в работу. Председатель комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев, комментируя журналистам законопроект, заявил: "В той ситуации, которая сегодня складывается в мире, попытки определенных экстремистских организаций провести теракты в нашей стране, мы знаем об определенных событиях и в Актобе, и другая информация, поэтому в этой связи, нужно рассмотреть вопрос об ужесточении ответственности за те или иные действия, направленные против граждан нашего государства".
Он пояснил, что законопроектом вносятся изменения в более 20 законов нашей страны, включая Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, закон о борьбе с экстремизмом терроризмом и другие законы, и заверил, что депутаты будут приглашать к работе над документом все заинтересованные стороны, с тем, чтобы "обеспечить широкое общественное участие".
Отвечая на вопрос журналистов о возможной отмене моратория на смертную казнь за террористические преступления, г-н Ашимбаев пояснил, что в законопроекте "этот вопрос не предусмотрен". "Этот вопрос мы будем обсуждать, но в целом я хочу подчеркнуть, что предусматривается усиление ответственности за различные преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом, финансирование, организация, отправка наемников за рубеж и все вопросы, охваченные данным законопроектом", - сказал депутат.
При этом он подчеркнул, что "гнать" рассмотрение документа никто не будет. "Мы будем тщательно обсуждать каждую норму, но затягивать это тоже нельзя, вы видите, какие есть проблемы, видите потенциальные угрозы. Мы постараемся не затягивать, но будем тщательно работать над законопроектом. (...) Мы до нового года этот закон в любом случае должны принять и не должны откладывать его на следующий год", - заключил г-н Ашимбаев.
В свою очередь, заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко, комментируя журналистам возможность отмены моратория, заявил, что генпрокуратура такой вопрос не инициировала. По его же личному мнению "любое усиление наказания неадекватно снижению преступности по тому или иному вопросу". В качестве примера г-н Кравченко привел США, где в ряде штатов существует смертная казнь. "Догадайтесь, в каких штатах меньше убийств? Оказывается, там, где смертной казни нет. Поэтому никакого знака равенства между усилением ответственности и снижением уровня преступности, к сожалению, нет. Если бы все было так просто, мы бы действительно тогда увеличивали, инициировали бы увеличение ответственности по отдельным преступлениям и тогда бы таким образом боролись с преступностью. К сожалению, преступность явление больше социальное", - считает он.
В отношении ситуации в Казахстане, по мнению г-на Кравченко, вопрос должны решать не только юристы, а общество в целом.
"Общество должно к этому прийти, какая-то бОльшая часть общества должна сказать, нужна смертная казнь или не нужна. Я в данном случае далек от мысли, что это должны делать только юристы или юристы, которые сталкиваются с уголовным процессом. Потому что, честно говоря, у таких юристов где-то может быть точка зрения немного не с точки зрения сохранения личности или прав человека, а больше все-таки направлена на то, чтобы покарать конкретного преступника. Вы знаете, что наказание должно еще преследовать цель совершенно другую, оно должно преследовать цель возврата человека в нормальное общество, в нормальное общество, чтобы он стал нормальным членом современного общества и мог свободно трудиться по любому из преступлений. Вот такая точка зрения”, - объяснил он свое личное мнение.
Лилия Ахметова